Глава 5.9 Система облегчения холодного двигателя с ЭФУ КамАЗ-740

5.9 СИСТЕМА ОБЛЕГЧЕНИЯ ПУСКА ХОЛОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ЭФУ

Электрофакельное устройство (ЭФУ) предназначено для облегчения пуска холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже минус 5 °С. Применение ЭФУ эф­фективно при температуре окружающего воздуха до минус 22 °С, при более низких темпера­турах следует применять предпусковой подогреватель.

Принцип действия ЭФУ основан на подогреве воздуха, поступающего в цилиндры дви­гателя, факелом свечей. Топливо, поступающее к свече, сгорает не полностью. Несгоревшая часть его в виде паров и газа поступает в цилиндры, способствуя возникновению в камере сгорания дополнительных очагов воспламенения. Факельные свечи подсоединены к магист­рали низкого давления системы питания двигателя топливом на участке: фильтр тонкой очи­стки топлива - ТНВД.

При пуске двигателя работает топливоподкачивающий насос, и топливо, проходя через фильтр 16 (рис. Система питания двигателя топливом) тонкой очистки, поступает к свечам 17. Перепускной клапан ТНВД 24 и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки топлива 23 за­крыты и топливо под давлением поступает на свечи ЭФУ с минимальной задержкой от мо­мента открытия электромагнитного клапана 15. При давлении больше 25-45 кПа (0,25-0,45 кгс/см2) клапан-жиклер открывается, поддерживая оптимальное давление для устойчивого горения факела.

Сила тока, потребляемого ЭФУ, не превышает 24 А. Такое значение потребляемого то­ка не оказывает отрицательного влияния на последующий стартерный разряд аккумулятор­ных батарей. При этом в 4-6 раз снижается сила тока, потребляемого стартером, вследствие более ранних вспышек в цилиндрах двигателя.

При включении кнопки ЭФУ напряжение от аккумуляторных батарей через реле вклю­чения ЭФУ и термореле подается на факельные свечи. Одновременно с разогревом свечей нагревается и срабатывает термореле, включая электромагнитный клапан и сигнализатор в блоке сигнализаторов. При этом клапан открывается и топливо поступает к свечам, а загора­ние сигнализатора указывает на готовность устройства к пуску двигателя.

Кроме того, при включении кнопки ЭФУ напряжение подается на реле, которое разры­вает цепь обмотки возбуждения генератора, что необходимо для защиты свечей от напряже­ния, вырабатываемого генератором, когда выход двигателя на устойчивый режим сопровож­дается работой ЭФУ. Сохранение факела при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя после пуска способствует быстрому выходу его на самостоятельный режим работы и уменьшению дыма, возникающего у непрогретого двигателя.

Сопротивление спирали термореле выбрано таким, чтобы на выводах свечей обеспечи­валось напряжение 19 В (номинальное напряжение свечи).

При пуске двигателя выключателем приборов и стартера через дополнительное реле включается стартер. Одновременно срабатывает реле, контакты которого шунтируют термо­реле, т.е. на выводы свечей подается напряжение минуя спираль термореле, так как при про­ворачивании коленчатого вала двигателя стартером напряжение на выводах батарей снижа­ется.

Во избежание повышения напряжения на свечах после пуска двигателя, при работе ЭФУ так же предусмотрено отключение обмотки возбуждения генератора.

Проверка работоспособности ЭФУ

Работу ЭФУ следует проверять при исправных и заряженных аккумуляторных батареях в следующем порядке:

- проверить исправность сигнализатора ЭФУ на панели приборов в кабине (нажатием кнопки контроля);

- включить ЭФУ и проверить исправность свечей. Одновременно определить время от момента включения ЭФУ до загорания сигнализатора. Для первого включения ЭФУ оно должно составлять при температуре воздуха выше нуля 50-70 с, а при температуре ниже ну­ля - 70-110 с. При повторном включении ЭФУ время загорания сигнализатора сокращается, поэтому для получения достоверного значения необходимо дать остыть термореле до темпе­ратуры окружающего воздуха;

- проверить наличие пламени факела во впускных коллекторах.

Для проверки факела необходимо:

- вывернуть свечи из коллекторов, подсоединить к ним топливные трубки и электро­провода;

- обеспечить надежное соединение корпусов свечей с массой и убедиться, что вывод изолирован от массы;

- включить ЭФУ и с помощью стартера провернуть коленчатый вал. Если нет пламени, то заменить неисправную свечу.

Моторные масла, допущенные ОАО «КАМАЗ» для эксплуатации турбонаддувных двигателей, указаны в таблице

Марка масла Номер стандарта Класс по SAE API Завод-изготовитель
М-10-Д(м),
М-8-Д(м)
ГОСТ 8581 30
20W
CD
CD
АО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
АО «Уфанефтехим»
ЛУКОЙЛ СУПЕР ТУ0253-07500148636 15W/40 CE/SG АО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
ЛУКОЙЛ СУПЕР ТУ0253477500148636 15W/40 CF-4/SG АО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
ЛУКОЙЛ СУПЕР ТУ025307500148636 5W/40,
5W/40
CF-4/SG АО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
Уфалюб ХД Экстра ТУ0253-002-11493112 15W/40 CE/SG ОАО «Уфанефтехим»
Самойл 4126(М-10ДМ) Самойл 4127(М6У14ДМ ТУ 38 301-13-008 30
15W/40
CD
CD
АО «Новокуйбышевский НПЗ»
Омскойл Турбо-1 Омскойл Турбо-2 ТУ 38.301-19-110 20W
30
CD
CD
АО «Омский НПЗ»