Глава 6.1 Введение КамАЗ-740
6. ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ - 740.30-260 740.30-3902001 РЭ
6.1 ВВЕДЕНИЕ
Настоящее «Руководство по эксплуатации» распространяется на двигатели КАМАЗ-740.30-260 (далее по тексту 740.30-260), предназначенные для установки на одиночные автомобили и автомобильные тягачи, используемые в составе автопоездов, поставляемые на внутренний рынок и на экспорт в страны с умеренным и тропическим климатом, а также поставляемые в запасные части.
Двигатели 740.30-260, изготовленные в исполнении "У" по ГОСТ 15150-69 рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 °С, относительной влажности воздуха до 75 % при температуре 15 °С и в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря при снижении мощностных, экономических и других показателей до 20%, с преодолением перевалов до 4500 м.
Двигатели 740.30-260, изготовленные в исполнении "Т" по ГОСТ 15150-69 рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 10 до плюс 45 °С, относительной влажности воздуха до 80% при температуре 27 °С и в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря при снижении мощностных, экономических и других показателей до 20%, с преодолением перевалов до 4500 м.
Общий вид, продольный и поперечный разрезы двигателя 740.30-260 приведены на рисунках 1...5.
По своим экологическим показателям двигатели 740.30-260 соответствуют требованиям правил ЕЭК ООН уровня EVRO-2. Приведены все необходимые рекомендации завода-изготовителя по регулировкам двигателя и его систем, основным неисправностям, методам их обнаружения и устранения. Даны сведения по химмотологии и применяемым в конструкции стандартным изделиям.
Рисунок 1. Общий вид двигателя 740.30-260 (основная комплектация)
Рисунок 2. Продольный разрез двигателя 740.30-260 (основная комплектация):
1 - топливный насос высокого давления; 2 - привод топливного насоса высокого давления; 3 - компрессор; 4 - фильтр тонкой очистки топлива; 5 - картер агрегатов; 6 - турбокомпрессор; 7 - маховик; 8 - картер маховика; 9 - коленчатый вал; 10 - масляный картер; 11 - форсунка охлаждения поршня; 12 - масляный насос; 13 - гаситель крутильных колебаний; 14 - шкив привода водяного насоса и генератора; 15 - вентилятор с вязкостной муфтой.
Рисунок З. Поперечный разрез двигателя 740.30-260:
1- коллектор выпускной; 2 - головка цилиндра; 3 - блок цилиндров; 4 - поршень; 5 - стартер; 6 - фильтр масляный; 7 жидкостно-масляный теплообменник; 8 - форсунка; 9 - коллектор впускной; 10 - труба подводящая; 11 - привод управления регулятором ТНВД; 12 - патрубок маслоналивной.
Рисунок 4. Продольный разрез двигателя 740.30-260 (с верхним расположением вентилятора):
1 - топливный насос высокого давления; 2 - привод топливного насоса высокого давления; 3 - компрессор; 4 - турбокомпрессор; 5 - маховик; 6 - коленчатый вал; 7 - масляный насос; 8 - вентилятор; 9 - гидромуфта.
Рисунок 5. Продольный разрез двигателя 740.30-260 (автобусная комплектация):
1 - топливный насос высокого давления; 2 - привод топливного насоса высокого давления; 3 - компрессор;
4 - картер агрегатов; 5 - маховик; 6 - картер маховика; 7 - коленчатый вал; 8 - масляный картер; 9 - форсунка охлаждения поршня; 10 - масляный насос; 11 - гаситель крутильных колебаний; 12 - шкив коленчатого вала; 13 - турбокомпрессор; 14 - патрубок маслоналивной
Общие сведения
Двигатель 740.30-260 четырехтактный с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух».
По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель 740.30-260 соответствует требованиям Правил № 49-02 В ЕЭК ООН (EURO-2).
Базовой деталью двигателя является блок цилиндров, на котором установлены и закреплены агрегаты и детали двигателя. В расточку полублоков установлены гильзы цилиндров "мокрого" типа. Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый цилиндр. Снизу блок цилиндров закрыт штампованным масляным картером.
В блоке цилиндров на пяти подшипниках скольжения расположен распределительный вал. Коленчатый вал установлен в нижней части блока.
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости.
Техническая характеристика двигателя приведена в таблице 1.
Техническая характеристика двигателя 740.30-260
Таблица 1
Наименование параметра, характеристика и единица измерения | Значение |
Тип двигателя | Четырехтактный, с воспламенением от сжатия |
Расположение цилиндров | V-образное, с углом развала 90° |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Направление вращения коленчатого вала | правое (против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика) |
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм | 120x120 |
Рабочий объем, л | 10,85 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 191 (260) |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1079(110) |
Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град. | 9+1 |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1: | |
- номинальная | 2200±50 |
- при максимальном крутящем моменте | 1200...1600 |
на холостом ходу: | |
- минимальная | 600+20 |
- максимальная | 2530,80 |
Количество клапанов в головке цилиндра | 2 (впускной и выпускной) |
Зазоры на холодном двигателе, между коромыслами и стержнями клапанов: | впускных - 0,25...0,30 мм; выпускных - 0,35...0,40 мм. |
Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2): | |
- номинальной | 392...539 (4...5,5) |
- минимальной холостого хода, не менее | 98(1) |
Форсунка, тип | 273 |
Модели | 273.1112010-21 (273-21) |
Распылитель производства «ЯЗДА» модели | 273.1112110-21 |
или | или |
Модели | 273.1112010-51 (273-51) |
Распылитель производства ф. «БОШ» | DLLA 148 SV3 142 323 |
Давление начала подъема иглы форсунки, МПа (кгс/см2) | 23,73... 24,90 (242... 254) |
Топливный насос высокого давления (ТНВД) модели | 337-20 |
ТНВД (автобусная комплектация) модели | 337-71 |
Система наддува | газотурбинная с двумя турбокомпрессорами и ОНВ типа «воздух-воздух». |
Генератор модели Г-273В или 6582.3701 (в соответствии с конструкторской документацией | трехфазный синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком |
Генератор Г-273В: | |
- номинальный ток, А; | 28 |
- номинальное выпрямленное напряжение, В; | 28 |
- номинальная мощность, кВт. | 0,8 |
Генератор мод. 6582.3701: | |
- номинальный ток, А; | 75 |
- номинальное выпрямленное напряжение, В; | 28 |
- номинальная мощность, кВт. | 2,0 |
Стартер 5662.3708 номинальная мощность, кВт | постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом 8,2 |
Причины возможных неисправностей двигателя и способы их устранения представлены в таблице 3.