Глава 6.1 Введение КамАЗ-740

6. ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ - 740.30-260 740.30-3902001 РЭ

6.1 ВВЕДЕНИЕ

Настоящее «Руководство по эксплуатации» распространяется на двигатели КАМАЗ-740.30-260 (далее по тексту 740.30-260), предназначенные для установки на оди­ночные автомобили и автомобильные тягачи, используемые в составе автопоездов, постав­ляемые на внутренний рынок и на экспорт в страны с умеренным и тропическим климатом, а также поставляемые в запасные части.

Двигатели 740.30-260, изготовленные в исполнении "У" по ГОСТ 15150-69 рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 °С, отно­сительной влажности воздуха до 75 % при температуре 15 °С и в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря при снижении мощностных, экономических и других показателей до 20%, с преодолением перевалов до 4500 м.

Двигатели 740.30-260, изготовленные в исполнении "Т" по ГОСТ 15150-69 рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 10 до плюс 45 °С, отно­сительной влажности воздуха до 80% при температуре 27 °С и в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря при снижении мощностных, экономических и других показателей до 20%, с преодолением перевалов до 4500 м.

Общий вид, продольный и поперечный разрезы двигателя 740.30-260 приведены на рисунках 1...5.

По своим экологическим показателям двигатели 740.30-260 соответствуют требовани­ям правил ЕЭК ООН уровня EVRO-2. Приведены все необходимые рекомендации завода-изготовителя по регулировкам двигателя и его систем, основным неисправностям, методам их обнаружения и устранения. Даны сведения по химмотологии и применяемым в конструк­ции стандартным изделиям.

Общий вид двигателя 740.30-260 (основная комплектация) КамАЗ-740

Рисунок 1. Общий вид двигателя 740.30-260 (основная комплектация)

Продольный разрез двигателя 740.30-260 (основная комплектация) КамАЗ-740

Рисунок 2. Продольный разрез двигателя 740.30-260 (основная комплектация):
1 - топливный насос высокого давления; 2 - привод топливного насоса высокого давления; 3 - компрессор; 4 - фильтр тонкой очистки топлива; 5 - картер агрегатов; 6 - турбокомпрессор; 7 - маховик; 8 - картер маховика; 9 - коленчатый вал; 10 - масляный картер; 11 - форсунка охлаждения поршня; 12 - масляный насос; 13 - гаситель крутильных колебаний; 14 - шкив привода водяного насоса и генератора; 15 - вентилятор с вязкостной муфтой.

Поперечный разрез двигателя 740.30-260 КамАЗ-740

Рисунок З. Поперечный разрез двигателя 740.30-260:
1- коллектор выпускной; 2 - головка цилиндра; 3 - блок цилиндров; 4 - поршень; 5 - стартер; 6 - фильтр масляный; 7 жидкостно-масляный теплообменник; 8 - форсунка; 9 - коллектор впускной; 10 - труба подводящая; 11 - привод управления регулятором ТНВД; 12 - патрубок маслоналивной.

Продольный разрез двигателя 740.30-260 КамАЗ-740

Рисунок 4. Продольный разрез двигателя 740.30-260 (с верхним расположением вентилятора):
1 - топливный насос высокого давления; 2 - привод топливного насоса высокого давления; 3 - компрессор; 4 - турбокомпрессор; 5 - маховик; 6 - коленчатый вал; 7 - масляный насос; 8 - вентилятор; 9 - гидромуфта.

Продольный разрез двигателя 740.30-260 КамАЗ-740

Рисунок 5. Продольный разрез двигателя 740.30-260 (автобусная комплектация):
1 - топливный насос высокого давления; 2 - привод топливного насоса высокого давления; 3 - компрессор;
4 - картер агрегатов; 5 - маховик; 6 - картер маховика; 7 - коленчатый вал; 8 - масляный картер; 9 - форсунка охлаждения поршня; 10 - масляный насос; 11 - гаситель крутильных колебаний; 12 - шкив коленчатого вала; 13 - турбокомпрессор; 14 - патрубок маслоналивной

Общие сведения

Двигатель 740.30-260 четырехтактный с воспламенением от сжатия, жидкостного ох­лаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом и промежу­точным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух».

По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель 740.30-260 соответ­ствует требованиям Правил № 49-02 В ЕЭК ООН (EURO-2).

Базовой деталью двигателя является блок цилиндров, на котором установлены и закре­плены агрегаты и детали двигателя. В расточку полублоков установлены гильзы цилиндров "мокрого" типа. Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый ци­линдр. Снизу блок цилиндров закрыт штампованным масляным картером.

В блоке цилиндров на пяти подшипниках скольжения расположен распределительный вал. Коленчатый вал установлен в нижней части блока.

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости.

Техническая характеристика двигателя приведена в таблице 1.

Техническая характеристика двигателя 740.30-260

Таблица 1

Наименование параметра, характеристика и единица изме­рения Значение
Тип двигателя Четырехтактный, с воспламе­нением от сжатия
Расположение цилиндров V-образное, с углом развала 90°
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленчатого вала правое (против часовой стрел­ки, если смотреть со стороны маховика)
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм 120x120
Рабочий объем, л 10,85
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 191 (260)
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 1079(110)
Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град. 9+1
Частота вращения коленчатого вала, мин-1:
- номинальная 2200±50
- при максимальном крутящем моменте 1200...1600
на холостом ходу:
- минимальная 600+20
- максимальная 2530,80
Количество клапанов в головке цилиндра 2 (впускной и выпускной)
Зазоры на холодном двигателе, между коромыслами и стержня­ми клапанов: впускных - 0,25...0,30 мм;
выпускных - 0,35...0,40 мм.
Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2):
- номинальной 392...539 (4...5,5)
- минимальной холостого хода, не менее 98(1)
Форсунка, тип 273
Модели 273.1112010-21 (273-21)
Распылитель производства «ЯЗДА» модели 273.1112110-21
или или
Модели 273.1112010-51 (273-51)
Распылитель производства ф. «БОШ» DLLA 148 SV3 142 323
Давление начала подъема иглы форсунки, МПа (кгс/см2) 23,73... 24,90 (242... 254)
Топливный насос высокого давления (ТНВД) модели 337-20
ТНВД (автобусная комплектация) модели 337-71
Система наддува газотурбинная с двумя турбо­компрессорами и ОНВ типа «воздух-воздух».
Генератор модели Г-273В или 6582.3701 (в соответствии с конструкторской документацией трехфазный синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком
Генератор Г-273В:
- номинальный ток, А; 28
- номинальное выпрямленное напряжение, В; 28
- номинальная мощность, кВт. 0,8
Генератор мод. 6582.3701:
- номинальный ток, А; 75
- номинальное выпрямленное напряжение, В; 28
- номинальная мощность, кВт. 2,0
Стартер 5662.3708 номинальная мощность, кВт постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом 8,2

Причины возможных неисправностей двигателя и способы их устранения представле­ны в таблице 3.