Глава 6.5 Смазочная система двигателя КамАЗ-740

6.5 СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ

Смазочная система двигателя комбинированная, с "мокрым" картером. Система включает масляный насос, фильтр очистки масла, водомасляный теплообменник, картер масляный, маслоналивную горловину, направляющую трубку и указатель уровня масла.

Различные комплектации двигателя могут отличаться формой картера масляного, расположением и глубиной копильника масла. Соответственно, масляный насос имеет раз­личные маслозаборники. Двигатели могут оснащаться маслозаливной горловиной и указа­телем уровня масла расположенными в передней крышке или на картере маховика.

Схема смазочной системы показана на рисунке 23. Из картера 13 масляный насос 1 подает масло в фильтр очистки масла 3 и через водомасляный теплообменник 6 в главную магистраль, и далее к потребителям. В смазочную систему также включены клапан 2 систе­мы, обеспечивающий давление в главной масляной магистрали 392...539кПа (4,0... 5,5 кгс/см2) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, перепускной клапан 4, отрегулированный на срабатывание при перепаде давления на фильтре 147.. .216 кПа (1,5...2,2 кгс/см2) и термоклапан 11 включения водомасляного теплообменника.

Схема смазочной системы КамАЗ-740

Рисунок 23. Схема смазочной системы:
1 - насос масляный; 2 - клапан; 3 - фильтр; 4 - перепускной клапан; 5 - частично-поточный фильтроэлемент; 6 - водомасляный теплообменник; 7, 8 и 9 - приборы контроля; 10 - форсунки охлаждения поршней; 11 - термоклапан; 12 - полнопоточный фильтроэлемент; 13 - картер масляный; 14 - клапан предохранительный

При температуре масла ниже 95 °С, клапан открыт и основной поток масла поступает в двигатель минуя теплообменник. При температуре масла более 110 °С, термоклапан закрыт и весь поток масла проходит через теплообменник, где охлаждается водой. Тем самым обес­печивается быстрый продев двигателя после запуска и поддержание оптимального темпера­турного режима в процессе эксплуатации. Конструктивно термоклапан расположен в корпу­се масляного фильтра.

Масляный насос (рисунок 24) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров. Ве­дущее зубчатое колесо напрессовано на передний носок коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомое 52.

Насос масляный КамАЗ-740

Рисунок 24. Насос масляный:
1 - крышка; 2 - корпус; 3 - шестерня ведущая; 4 - ведомое зубчатое колесо; 5 - шпонка; 6 - гайка; 7 - зубчатое колесо; 8 - ось; 9 - шплинт; 10 - пробка; 11, 12 - пружины; 13 - клапан; 14 - шарик; 15 - шайбы регулировочные.

Зазор в зацеплении зубчатых колес привода регулируется прокладками, устанавливае­мыми между привалочными плоскостями насоса и блока цилиндров и составляет 0,15...0,35 мм. Момент затяжки болтов крепления масляного насоса к блоку должен быть 49...68,6 Н·м (5...7 кгс·м).

Масляный насос шестеренчатый, односекционный. Содержит корпус 2, крышку 1, шес­терни 3 и 7. В крышке расположен клапан смазочной системы 13, с пружиной 11, отрегули­рованный на давление срабатывания 392...439 кПа (4...4,5 кгс/см2). Также насос имеет пре­дохранительный клапан выполненный в виде шарика 14 подпружиненного пружиной 12. Давление срабатывания клапана 833... 882 кПа (8,5... 9,5 кгс/см2).

Фильтр масляный (рисунок 25) закреплен на правой стороне блока цилиндров, со­стоит из корпуса 1, двух колпаков 9 и 11, в которых установлены полнопоточный 8 и час­тично-поточный 4 фильтроэлементы.

Насос масляный КамАЗ-740

Рисунок 25. Фильтр масляный с теплообменником:
1 - корпус фильтра; 2,3 - уплотнительные кольца; 4 частично-поточный фильтрующий элемент; 5 - теплообменник; 6 - термосиловой датчик; 7 - прокладка; 8 - полнопоточный фильтрующий элемент; 9, 11 - колпаки; 12 - сливная пробка; 13 - поршень термоклапана; 14 - пружина термоклапана; 15 - перепускной клапан; 16 - пружина перепускного клапана.

Колпаки на резьбе вворачиваются в корпус. Уплотнение колпаков в корпусе осуществ­ляются кольцами 2 и 3.

В корпусе фильтра также расположен перепускной клапан 15 и термоклапан включе­ния водомасляного теплообменника. Очистка масла в фильтре комбинированная. Через полнопоточный фильтроэлемент 8 проходит основной поток масла перед поступлением к потребителям, тонкость очистки масла от примесей, при этом, составляет 40 мкм. Через частично-поточный фильтроэлемент 4 проходит 3...5 л/мин, где удаляются примеси разме­рами более 5 мкм. Из частично-поточного элемента масло сливается в картер. При такой схеме достигается высокая степень очистки масла от примесей.

Термоклапан (рисунок 25) включения водомасляного теплообменника состоит из подпружиненного поршня 13 с термосиловым датчиком 6. При температуре ниже 95 °С поршень 13 находится в верхнем положении и основная часть потока масла, минуя тепло­обменник, поступает в двигатель. При достижении температуры масла омывающего термо­силовой датчик 6 (95+2) °С, активная масса, находящаяся в баллоне, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и поршень 13.

При температуре масла (110+2) °С поршень 13 разобщает полости в фильтре до и по­сле теплообменника и весь поток масла идет через теплообменник.

При превышении температуры масла выше 115 °С срабатывает датчик температуры и на щитке приборов загорится сигнальная лампочка.

Водомасляный теплообменник 5 (рисунок 25) установлен на масляном фильтре, ко­жухотрубного типа, сборный. Внутри трубок проходит охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя, снаружи - масло. Со стороны масла трубки имеют оребрение в виде охлаждающих пластин. Поток масла в теплообменнике четыре раза пересекает трубки с водой, чем достигается высокая эффективность охлаждения масла.

Картер масляный 13 (рисунок 23) штампованный, крепится к блоку цилиндров через резинопробковую прокладку. Момент затяжки болтов крепления масляног о картера 14... 17,8 Н·м (1,4...1,8 кгс·м).

Система вентиляции картера (рисунок 26) открытая, циклонного типа. Картерные га­зы отводятся из штанговой полости второго цилиндра, через угольник 1, в котором уста­новлен завихритель 2. При работе двигателя картерные газы проходят через завихритель 2 и получают винтовое движение. За счет действия центробежных сил капли масла, содержа­щиеся в газах, отбрасываются к стенке трубы 4 и через трубку 6 сливаются обратно в картер. Очищенные картерные газы выбрасываются в атмосферу.

Система вентиляции картера двигателя КамАЗ-740

Рисунок 26. Система вентиляции картера двигателя:
1 - угольник; 2 - завихритель; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - труба; 5 - втулка внутренняя; 6 - труба слива масла; 7 - маслоотделитель; 8 - шланг угловой; 9,10 - хомуты; 11 - трубка отвода газов; 12 - дроссель; 13 - кляммер.

— — — —► -моторное масло; ————► - картерные газы