Глава 7.1 Введение КамАЗ-740
7.1 ВВЕДЕНИЕ
Настоящее «Руководство по эксплуатации» распространяется на двигатели КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.51-320 (далее по тексту двигатели), предназначенные для установки на одиночные автомобили и автомобильные тягачи, используемые в составе автопоездов, поставляемые на внутренний рынок и на экспорт в страны с умеренным и тропическим климатом, а также поставляемые в запасные части.
Двигатели, изготовленные в исполнении "У" по ГОСТ 15150-69, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40°С, относительной влажности воздуха до 75 % при температуре 15 °С и в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря при снижении мощностных, экономических и других показателей до 20%, с преодолением перевалов до 4500 м.
Двигатели, изготовленные в исполнении "Т" по ГОСТ 15150-69, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 10 до плюс 45°С, относительной влажности воздуха до 80% при температуре 27°С и в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря при снижении мощностных, экономических и других показателей до 20%, с преодолением перевалов до 4500 м.
Общий вид, продольный и поперечный разрезы двигателей приведены на рисунках 1...5.
Рисунок 1 - Общий вид двигателя.
Рисунок 2 - Продольный разрез двигателя:
1 - ТНВД; 2 - привод ТНВД; 3 -компрессор; 4 - фильтр тонкой очистки топлива; 5 - картер агрегатов; 6 - турбокомпрессор; 7 - маховик: 8 - картер маховика; 9 - коленчатый вал; 10 - масляный картер; 11 - форсунка охлаждения поршня; 12 - масляный насос; 13 - гаситель крутильных колебаний; 14 -шкив привода водяного насоса и генератора; 15 - вентилятор с вязкостной муфтой; 16 - кронштейн крепления обечайки вентилятора; 17 - обечайка вентилятора; 18 - шестерня привода насоса масляного откачивающего.
Рисунок 3 - Поперечный разрез двигателя:
1 - коллектор выпускной; 2 - головка цилиндра; 3 - блок цилиндров; 4 - поршень; 5 - стартер; 6 - фильтр масляный; 7 - водомасляный теплообменник; 8 - форсунка; 9 - коллектор впускной; 10 - труба подводящая; 11 - привод управления регулятором ТНВД; 12 - маслоналивная горловина; 13 - бачок насоса гидроусилителя руля.
Рисунок 4 - Двигатель, вид спереди:
1 - труба отвода воздуха в охладитель наддувочного воздуха; 2 - бачок насоса гидроусилителя руля; 3 - корпус водяных каналов; 4 - водяной насос, 5 - выпускной коллектор; 6 - ремень привода водяного насоса и генератора; 7 - стартер; 8 - передняя крышка; 9 - масляный картер; 10 - фильтр масляный; 11- водомасляный теплообменник; 12 - генератор; 13 - патрубок отвода охлаждающей жидкости из двигателя; 14 - крышка головки цилиндра;
15 - патрубок соединительный.
Рисунок 5 - Силовой агрегат, вид справа:
1 - коробка передач; 2 - турбокомпрессор; 3 - фильтр топливный; 4 - маслоналивная горловина; 5 - расширительный бачок; 6- рычаг переключения передач; 7- генератор; 8- обечайка вентилятора; 9- фильтр масляный полнопоточный; 10- фильтр масляный частичнопоточный; 11 - водомасляный теплообменник; 12- масляный картер.
Общие сведения
Двигатели четырехтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V - образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух».
По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатели 740.50-360 и 740.51-320 соответствуют требованиям правил ЕЭК ООН (EURO-2).
Базовой деталью двигателей является блок цилиндров, на котором установлены и закреплены агрегаты и детали двигателя. В расточку, полублоков установлены гильзы цилиндров "мокрого" типа. Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый цилиндр. Снизу блок цилиндров закрыт штампованным масляным картером.
В блоке цилиндров на пяти подшипниках скольжения расположен распределительный вал. Коленчатый вал установлен в нижней части блока.
Система охлаждения двигателей жидкостная, закрытого типа, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости.
Техническая характеристика двигателей приведена в таблице 1.
Техническая характеристика двигателя
Таблица 1
Наименование параметра, характеристика и единица измерения | Модели | |
740.50-360 | 740.51-320 | |
Тип двигателя | четырехтактный, с воспламенением от сжатия | |
Расположение цилиндров | V-образное, с углом развала 90° | |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 | |
Направление вращения коленчатого вала | правое (против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика) | |
Направление вращения коленчатого вала | 120x130 | |
Рабочий объем, л. | 11,76 | |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 265 (360) | 1470(150) |
Максимальный крутящий момент, Н м (кгс·м) | 1470(150) | 1275 (130) |
Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град. | 9+1 | |
Степень сжатия | 16,8 (±2) | |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1: | ||
- номинальная | 2200±50 | |
- при максимальном крутящем моменте | 1300... 1500 | |
на холостом ходу: | ||
- минимальная | 600±20 | |
- максимальная | 2530-80 | |
Количество клапанов в головке цилиндра | 2 (впускной и выпускной) | |
Зазоры на холодном двигателе, между коромыслами и стержнями клапанов: | впускных - 0,25...0,30 мм; выпускных - 0,35...0,40 мм. |
|
Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2): | ||
- номинальной | 392...539 (4...5,5) | |
- минимальной холостого хода, не менее | 98(1) | |
Форсунка, тип | 273 | |
Модели | 273.1112010-20 (273-20) | |
с распылителем производства «ЯЗДА» модели | 273.1112110-20 | |
или | ||
Модели | 273.1112010-50 (273-50) | |
с распылителем производства ф. «БОШ» | DLLA 148 S 1380 | |
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2) | 23,73...24,90 (242...254) | |
Топливный насос высокого давления (ТНВД) модели | 337-20.04 | 337-20.04 |
Система наддува | газотурбинная, с двумя турбокомпрессорами и ОНВ типа «воздух-воздух». | |
Генератор модели Г-273В или 6582.3701 (в сооветствии с конструкторской документацией | трехфазный, синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком | |
Генератор Г-273В: | ||
- номинальный ток, А; | 28 | |
- номинальное выпрямленное напряжение, В; | 28 | |
- номинальная мощность, кВт. | 0,8 | |
Генератор мод. 6582.3701: | ||
- номинальный ток, А; | 75 | |
- номинальное выпрямленное напряжение, В; | 28 | |
- номинальная мощность, кВт. | 2,0 | |
Стартер 5662.3708 | постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом. | |
- номинальная мощность, кВт | 8,2 | |
Коробка передач модели 161 | механическая, восьмиступенчатая; | |
или | ||
Коробка передач модели ZF-16S151 фирмы “ZAHNRADFABRIK” | механическая, шестнадцатиступенчатая, включает основную четырехступенчатую коробку с встроенным двухступенчатым делителем, расположенным впереди основной коробки и с двухступенчатым планетарным демультипликатором, расположенным сзади основной коробки. |