Глава 7.1 Введение КамАЗ-740

7.1 ВВЕДЕНИЕ

Настоящее «Руководство по эксплуатации» распространяется на двигатели КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.51-320 (далее по тексту двигатели), предназначенные для установки на одиночные автомобили и автомобильные тягачи, используемые в составе авто­поездов, поставляемые на внутренний рынок и на экспорт в страны с умеренным и тропиче­ским климатом, а также поставляемые в запасные части.

Двигатели, изготовленные в исполнении "У" по ГОСТ 15150-69, рассчитаны на экс­плуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40°С, относитель­ной влажности воздуха до 75 % при температуре 15 °С и в районах, расположенных на высо­те до 3000 м над уровнем моря при снижении мощностных, экономических и других показа­телей до 20%, с преодолением перевалов до 4500 м.

Двигатели, изготовленные в исполнении "Т" по ГОСТ 15150-69, рассчитаны на экс­плуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 10 до плюс 45°С, относитель­ной влажности воздуха до 80% при температуре 27°С и в районах, расположенных на высо­те до 3000 м над уровнем моря при снижении мощностных, экономических и других показа­телей до 20%, с преодолением перевалов до 4500 м.

Общий вид, продольный и поперечный разрезы двигателей приведены на рисунках 1...5.

Общий вид двигателя КамАЗ-740

Рисунок 1 - Общий вид двигателя.

Продольный разрез двигателя КамАЗ-740

Рисунок 2 - Продольный разрез двигателя:
1 - ТНВД; 2 - привод ТНВД; 3 -компрессор; 4 - фильтр тонкой очистки топлива; 5 - картер агрегатов; 6 - турбокомпрессор; 7 - маховик: 8 - картер маховика; 9 - коленчатый вал; 10 - масляный картер; 11 - форсунка охлаждения поршня; 12 - масляный насос; 13 - гаситель крутильных колебаний; 14 -шкив привода водяного насоса и генератора; 15 - вентилятор с вязкостной муфтой; 16 - кронштейн крепления обечайки вентилятора; 17 - обечайка вентилятора; 18 - шестерня привода насоса масляного откачивающего.

Поперечный разрез двигателя КамАЗ-740

Рисунок 3 - Поперечный разрез двигателя:
1 - коллектор выпускной; 2 - головка цилиндра; 3 - блок цилиндров; 4 - поршень; 5 - стартер; 6 - фильтр масляный; 7 - водомасляный теплообменник; 8 - форсунка; 9 - коллектор впускной; 10 - труба подводящая; 11 - привод управления регулятором ТНВД; 12 - маслоналивная горловина; 13 - бачок насоса гидроусилителя руля.

Двигатель, вид спереди КамАЗ-740

Рисунок 4 - Двигатель, вид спереди:
1 - труба отвода воздуха в охладитель наддувочного воздуха; 2 - бачок насоса гидроусилителя руля; 3 - корпус водяных каналов; 4 - водяной насос, 5 - выпускной коллектор; 6 - ремень привода водяного насоса и генератора; 7 - стартер; 8 - передняя крышка; 9 - масляный картер; 10 - фильтр масляный; 11- водомасляный теплообменник; 12 - генератор; 13 - патрубок отвода охлаждающей жидкости из двигателя; 14 - крышка головки цилиндра;
15 - патрубок соединительный.

Силовой агрегат, вид справа КамАЗ-740

Рисунок 5 - Силовой агрегат, вид справа:
1 - коробка передач; 2 - турбокомпрессор; 3 - фильтр топливный; 4 - маслоналивная горловина; 5 - расширительный бачок; 6- рычаг переключения передач; 7- генератор; 8- обечайка вентилятора; 9- фильтр масляный полнопоточный; 10- фильтр масляный частичнопоточный; 11 - водомасляный теплообменник; 12- масляный картер.

Общие сведения

Двигатели четырехтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V - образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом и промежуточным охлаж­дением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух».

По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатели 740.50-360 и 740.51-320 соответствуют требованиям правил ЕЭК ООН (EURO-2).

Базовой деталью двигателей является блок цилиндров, на котором установлены и за­креплены агрегаты и детали двигателя. В расточку, полублоков установлены гильзы цилинд­ров "мокрого" типа. Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый цилиндр. Снизу блок цилиндров закрыт штампованным масляным картером.

В блоке цилиндров на пяти подшипниках скольжения расположен распределительный вал. Коленчатый вал установлен в нижней части блока.

Система охлаждения двигателей жидкостная, закрытого типа, рассчитана на примене­ние низкозамерзающей охлаждающей жидкости.

Техническая характеристика двигателей приведена в таблице 1.

Техническая характеристика двигателя

Таблица 1

Наименование параметра, характеристика и единица измерения Модели
740.50-360 740.51-320
Тип двигателя четырехтактный, с воспламенением от сжатия
Расположение цилиндров V-образное, с углом развала 90°
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленчатого вала правое (против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика)
Направление вращения коленчатого вала 120x130
Рабочий объем, л. 11,76
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 265 (360) 1470(150)
Максимальный крутящий момент, Н м (кгс·м) 1470(150) 1275 (130)
Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град. 9+1
Степень сжатия 16,8 (±2)
Частота вращения коленчатого вала, мин-1:
- номинальная 2200±50
- при максимальном крутящем моменте 1300... 1500
на холостом ходу:
- минимальная 600±20
- максимальная 2530-80
Количество клапанов в головке цилиндра 2 (впускной и выпускной)
Зазоры на холодном двигателе, между коромыслами и стержнями клапанов: впускных - 0,25...0,30 мм;
выпускных - 0,35...0,40 мм.
Давление масла в прогретом двигателе при часто­те вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2):
- номинальной 392...539 (4...5,5)
- минимальной холостого хода, не менее 98(1)
Форсунка, тип 273
Модели 273.1112010-20 (273-20)
с распылителем производства «ЯЗДА» модели 273.1112110-20
или
Модели 273.1112010-50 (273-50)
с распылителем производства ф. «БОШ» DLLA 148 S 1380
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2) 23,73...24,90 (242...254)
Топливный насос высокого давления (ТНВД) мо­дели 337-20.04 337-20.04
Система наддува газотурбинная, с двумя турбокомпрессорами и ОНВ типа «воздух-воздух».
Генератор модели Г-273В или 6582.3701 (в сооветствии с конструкторской документацией трехфазный, синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком
Генератор Г-273В:
- номинальный ток, А; 28
- номинальное выпрямленное напряжение, В; 28
- номинальная мощность, кВт. 0,8
Генератор мод. 6582.3701:
- номинальный ток, А; 75
- номинальное выпрямленное напряжение, В; 28
- номинальная мощность, кВт. 2,0
Стартер 5662.3708 постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом.
- номинальная мощность, кВт 8,2
Коробка передач модели 161 механическая, восьмиступенчатая;
или
Коробка передач модели ZF-16S151 фирмы “ZAHNRADFABRIK” механическая, шестнадцатиступенчатая, включает основную четырехступенчатую коробку с встроенным двухступенчатым делителем, расположенным впереди основной коробки и с двухступенчатым планетарным демультипликатором, расположенным сзади основной коробки.