Глава 7.10 Электрооборудование КамАЗ-740

Генератор предназначен для работы по однопроводной схеме электрооборудования.

На двигателе может устанавливаться любой генератор исходя из потребности изделия. Электрическая схема генератора Г 273В показана на рисунке 48.

Генераторная установка Г 273В КамАЗ-740

Рисунок 48. Генераторная установка Г 273В:
а) - электрическая схема;
б) - разрез;

в) - переключение напряжения «лето» - «зима».
1 - шкив; 2 - вентилятор; 3 - крышка со стороны привода; 4 - статор; 5 - ротор; 6 - вал ротора; 7 - выпрямительный блок; 8 - крышка со стороны контактных колец; 9 - контактное кольцо; 10 - крышка подшипника; 11 - подпиточный резистор; 12 - регулятор напряжения; 13 - щеткодержатель; 14 - переключатель посезонной регулировки.

На генераторе имеются следующие выводы:

«+» - подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;

В - для соединения с выводом ВК выключателя приборов и стартера;

«-» - подключения к массе силовой установи;

- штекер на корпусе для вывода фазы.

На регуляторе напряжения, встроенном в щеткодержатель генератора, установлен винт сезонной регулировки.

Уровень регулируемого напряжения генератора в положении винта Л (лето) при силе тока нагрузки 20 А, частоте вращения коленчатого вала двигателя (1450+100) мин-1, темпе­ратуре окружающей среды (25+10) °С и включенной аккумуляторной батарее должен нахо­диться в пределах 27...28 В, в положении 3 (зима)- 28,8...30,2 В.

На двигателе может быть установлен генератор 6582.3701, ТУ 37.003.1365-88 (см. таблицу 1).

ВНИМАНИЕ!

1. Нельзя подсоединять и отсоединять штепсельные разъемы и плюсовой вывод гене­раторной установки при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также пускать двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.

2. Не следует проверять исправность генераторной установки, замыкая выводы «+», «В» и «-» перемычками на массу и между собой.

3. Не соединять клемму «Ш» щеткодержателя, доступ к которой открыт через ок­но в кожухе щеткодержателя, с выводами «+» и «В» генератора. Это ведет к выходу из строя регулятора.

4. Нельзя проверять исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегомметром или лампой, на которую подается напряжение выше 26 В, при неотключенном генераторе.

5. Не следует проверять выпрямительный блок от источника постоянного тока на­пряжением более 24 В, от источника переменного тока, а также без сигнализатора, вклю­ченного последовательно с выпрямительным блоком.

6. Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при подзарядке аккумуля­торных батарей от внешнего источника необходимо отключить батареи от сети.

7. При мойке двигателя рекомендуется защищать генератор от попадания воды.

Стартер 5662.3708 (рисунок 49) герметичного исполнения закреплен на картере махо­вика с левой стороны двигателя, состоит из двигателя, механизма привода и электромагнит­ного реле. Передаточное число привода стартера 11,3. Электродвигатель стартера постоян­ного тока, последовательного возбуждения. Зубчатое колесо привода 13 входит в зацепле­ние с венцом маховика принудительно с помощью электромагнитного тягового реле 9. Из зацепления зубчатый привод выходит при отключении электромагнитного реле после пуска двигателя. На стартере применен привод с храповичным механизмом свободного хода.

Стартер 5662.3708 отличается от стартера СТ 142Б-1 размерами присоединительного фланца к картеру маховика.

Стартер 5662.3708 КамАЗ-740

Рисунок 49. Стартер 5662.3708:
1 - крышка со стороны коллектора; 2,14,17 - подшипники; 3 - траверса; 4 - перемычки; 5 - болт контактный; 6 - крышка реле; 7 - диск контактный; 8 - шток; 9 - ярмо реле с катушкой; 10 - крышка со стороны привода; 11 - ось рычага; 12 - привод; 13 - зубчатое колесо привода; 15 - упорная шайба; 16 - замковая шайба; 18 - катушки; 19 - щетки.

Компрессор 53205 (рисунок 50) поршневого типа, непрямоточный, одноцилиндровый, одноступенчатого сжатия. Диаметр цилиндра и ход поршня компрессора 92x46 мм, производительность - 80 л/мин при оборотах коленчатого вала 2200 мин-1 и противодавлении 7 кг/см2.

Компрессор КамАЗ-740

Рисунок 50 - Компрессор:
1 - картер; 2 - цилиндр; 3 - головка цилиндра; 4 - крышка: 5 - поршень; 6 - вал коленчатый; 7 - шатун; 8 - транспортная заглушка.

Компрессор установлен на переднем торце картера агрегатов двигателя в развале блока. Привод компрессора от коленчатого вала двигателя осуществляется шестернями привода аг­регатов. Головка охлаждается жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя. Масло к трущимся поверхностям компрессора подается из масляной магистрали двигателя: к картеру компрессора и по каналам коленчатого вала к шатуну. Поршневой палец и стенки цилиндра смазываются разбрызгиванием. Отбор воздуха в компрессор должен осуществ­ляться из трассы подвода воздуха к двигателю после воздушного фильтра. Воздух поступает в цилиндр компрессора через пластинчатый впускной клапан. Сжатый поршнями воздух вы­тесняется в пневмосистему через расположенный в головке цилиндра пластинчатый нагнета­тельный клапан.

Насос гидроусилителя руля - в зависимости от требований заказчика устанавливает­ся модели 4310 или ф. «RBL».

Рабочее давление насоса модели ф. «RBL» - 7,0 МПа (70 кгс/см2), производительность 0,016 м3/мин. Установка насоса ф. «RBL» показана на рисунке 3.

Уровень масла в бачке насоса гидроусилителя модели ф. «RBL» должен находиться между метками на корпусе бачка, проверяется указателем вмонтированном в пробку залив­ной горловины бачка.

Рабочее давление насоса модели 4310 - 5,4 МПа (55 кгс/см2), производительность 0,022 м3/мин.

Уровень масла в бачке насоса гидроусилителя руля модели 4310 следует проверять только указателем, вмонтированным в пробку заливной горловины бачка, уровень должен находиться ме­жду метками на указателе.

Передние колеса автомобиля, при проверке уровня масла в бачке, должны быть установлены прямо, двигатель должен работать на холостом ходу.