Глава 8 Возможные неисправности и способы их устранения КамАЗ

8 ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Таблица 3

Причина неисправности Способ устранения
ДВИГАТЕЛЬ
Двигатель не пускается
Отсутствие топлива в баке Заполнить топливный бак, прокачать систему питания топливом.
Наличие воздуха в системе питания топливом Устранить негерметичность, прокачать систе­му.
Нарушение регулировки угла опережения впры­скивания топлива Отрегулировать угол.
Замерзание воды, попавшей в топливные трубки или на сетку заборника топливного бака Осторожно прогреть топливные фильтры, трубки и бак ветошью, смоченной горячей во­дой или паром, нельзя пользоваться открытым пламенем для подогрева
Двигатель не развивает необходимой мощности, работает неустойчиво, дым при его работе
Засорение воздухоочистителя или колпака воз­духозаборника Провести техническое обслуживание воздухо­очистителя или очистить сетку колпака
Недостаточная подача топлива Заменить элементы фильтра тонкой очистки топлива, промыть фильтр грубой очистки, под­тянуть соединения в топливных трубках
Нарушение регулировки угла опережения впры­скивания топлива Отрегулировать угол.
Засорение форсунки (закоксовка отверстий рас­пылителя, зависание иглы) или нарушение ее регулировки. Промыть форсунку, в случае необходимости заменить распылитель, проверить и при необ­ходимости отрегулировать.
Нарушение регулировки привода рычага управ­ления регулятором (рычаг управления не дохо­дит до болта ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала) Проверить и отрегулировать привод регулято­ра.
Поломка пружины толкателя ТНВД. Заменить пружину и отрегулировать насос на стенде.
Попадание грязи между седлом и клапаном топ­ливоподкачивающего насоса или поломка пру­жины. Промыть клапан или заменить пружину, прове­рить работу насоса на стенде.
Нарушение герметичности нагнетательных кла­панов ТНВД или поломка пружины. Устранить негерметичность клапана в мастер­ской или заменить пружину.
Заклинивание плунжера секции ТНВД. Заменить плунжерную пару и отрегулировать насос.
Нарушение регулировки тепловых зазоров в ме­ханизме газораспределения. Отрегулировать зазоры.
Разгерметизация полости мембраны или повреж­дение мембраны корректора по давлению надду­вочного воздуха. Восстановить герметичность полости мембра­ны или заменить поврежденную мембрану.
Прекращение подачи масла в корректор по дав­лению наддувочного воздуха. Восстановить подачу масла в корректор.
Ослабление крепления или поломка трубки вы­сокого давления. Подтянуть гайку крепления или заменить трубку.
Плохая компрессия из-за неисправностей порш­невой группы или неплотного прилегания клапа­нов газораспределения к седлам. Проверить состояние поршней и поршневых колец, притереть клапаны.
Загустевание топлива (в холодный период вре­мени). Заменить элементы фильтра тонкой очистки топлива, заменить топливо на соответствующее сезону, прокачать систему
Низкое давление нагнетаемого воздуха:
- утечка воздуха через соединения впускного коллектора с головками цилиндров, патрубками, турбокомпрессорами и компрессором;
- прорыв газов в соединениях выпускного коллектора и корпуса турбины;
- заедание ротора турбокомпрессора;
- загрязнение выпускного тракта, проточных

Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки и соединительные шланги.
Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки.
Заменить турбокомпрессор.
Очистить трубопроводы, снять турбокомпрессор и удалить отложения с проточных частей
Посторонний шум в турбокомпрессоре
Задевание ротора о корпусные детали Подтянуть болты крепления корпусов турбины и компрессора. Проверить отсутствие задева­ний ротора при его крайних положениях. При задеваниях ротора заменить турбокомпрессор. Если шум не исчез, турбокомпрессор снимите для технического обслуживания.
Высокочастотный шум (свист)
Нарушена герметичность впускного и выпускно­го трактов двигателя Подтянуть болты и гайки крепления деталей системы, при необходимости заменить про­кладки.
Повышенный расход масла
Длительная работа двигателя на оборотах холо­стого хода. Без необходимости не работать на оборотах холостого хода двигателя.
Утечка масла через соединения в смазочной сис­теме турбокомпрессора. Подтянуть соединения, при необходимости за­менить прокладки и резиновые рукава.
Износ сопряжения клапан-втулка в головке ци­линдров, старение резиновой манжеты Проверить и заменить изношенные детали.
Засорение воздухоочистителя или колпака воз­духозаборника. Провести обслуживание воздухоочистителя и очистить сетку колпака.
Понижение давления масла в смазочной системе
Низкий уровень масла в масляном картере. Проверить и при необходимости долить масло до отметки “В”.
Неисправность приборов контроля давления Убедиться в исправности приборов.
Применение масла не соответствующей вязкости Заменить масло на соответствующее химмотологической карте.
Загрязнение фильтрующих элементов масляного фильтра Заменить фильтрующие элементы.
Нарушение регулировки или заедание предохра­нительного клапана или клапана смазочной сис­темы Проверить клапаны и устранить заедание, при необходимости отрегулировать или заменить неисправные детали.
Засорение заборника масляного насоса Промыть заборник.
Попадание охлаждающей жидкости в масло Проверить герметичность водяной полости, уплотнение гильз цилиндров, герметичность водомасляного теплообменника, неисправные детали заменить.
Утечки масла в местах соединений и масляных магистралях смазочной системы Проверить состояние технологических заглу­шек, пробок, затяжку крепежных деталей в местах соединений, состояние уплотнительных колец и прокладок.
Нарушение работоспособности масляного на­соса Снять насос и на специальном стенде прове­рить работоспособность.
Недопустимое возрастание зазора в подшипни­ках коленвала и распредвала Произвести ремонт двигателя.
Загорание сигнализатора аварийной температуры масла
Неисправность датчика аварийной температуры масла Убедиться в исправности датчика, при необхо­димости заменить.
Заедание термоклапана включения теплообмен­ника, неисправность термосилового датчика Проверить работу термоклапана включения теплообменника, при необходимости устранить заедания или заменить датчик.
Засорение трубок или загрязнение охлаждающих пластин Проверить водомасляный теплообменник на предмет засорения трубок и загрязнения охла­ждающих пластин, при необходимости про­мыть или заменить теплообменник.
Повышение давления масла в смазочной системе
Высокая вязкость масла. Заменить масло на соответствующее химмотологической карте.
Нарушение герметичности линии управляющего сигнала соединяющей главную масляную маги­страль с насосом или ее засорение Проверить трубу подвода масла к насосу, за­тяжку болтов крепления, наличие отверстия в крышке.
Заедание или нарушение регулировки клапана смазочной системы. Проверить клапан и устранить заедание, при необходимости заменить неисправные детали
Стук при работе двигателя
Раннее впрыскивание топлива в цилиндры. Отрегулировать угол опережения впрыскива­ния топлива.
Повышенные тепловые зазоры в механизме газо­распределения Отрегулировать зазоры.
Подклинивание клапанов механизма газораспре­деления во втулках (поршень касается клапана) Разобрать и промыть клапанный механизм. При необходимости заменить клапан.
Повышенная цикловая подача топлива (вышел из зацепления фиксатор рейки) Заменить рейку ТНВД
Стук коленчатого вала глухого тона. Частота увеличивается с повышением частоты враще­ния коленчатого вала
Недопустимое увеличение зазора между шейка­ми и вкладышами коренных подшипников в ре­зультате применения масла, не соответствующе­го указанному в данном руководстве, или сни­жения давления и подачи масла Прошлифовать шейки на величину ремонтного размера и заменить вкладыши, заменить масло и проверить работу масляного насоса.
Недопустимое увеличение зазора между упор­ными полукольцами и коленчатым валом. Заменить упорные полукольца новыми боль­шей толщины.
Ослабление затяжки болтов крепления маховика к коленвалу. Установить причину и затянуть болты.
Стук шатунных подшипников более резкий, чем стук коренных подшипников. Прослушивается при работе двигателя на холостом ходу и усиливается с повышением частоты вращения коленвала
Недопустимое увеличение зазора между шейка­ми и вкладышами шатунных подшипников в ре­зультате применения масла, не соответствующе­го указанному в данном руководстве, или сни­жения давления и подачи масла Прошлифовать шейки на величину ремонтного размера и заменить вкладыши, сменить масло и проверить работу масляного насоса.
Стук поршней приглушенный, вызывается биением поршней о цилиндры. Прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой
Недопустимое увеличение зазора между порш­нями и цилиндрами. Заменить поршни и при необходимости гильзы цилиндров.
Сильный износ торцов поршневых колец и со­ответствующих канавок на поршне. Заменить поршневые кольца и, если требуется, поршни.
Стук поршневых пальцев, двойной, металлический, резкий вызываетси большим зазором. Лучше слышен на холостом ходу двигатели
Недопустимое увеличение зазора между пальцем и втулкой верхней головки шатуна. Заменить палец и при необходимости шатун.
Повышенная температура жидкости в системе охлаждения*
Слабое натяжение или обрыв ремней привода водяного насоса. Натянуть или заменить ремни.
Неисправность термостатов Заменить термостаты.
Загрязнение сердцевины радиатора. Очистить от грязи сердцевину радиатора.
Повышенный расход охлаждающей жидкости
Повреждение радиатора Устранить повреждение или заменить радиатор
Течь жидкости через торцовое уплотнение водя­ного насоса. Заменить торцовое уплотнение.
Попадание охлаждающей жидкости в смазочную систему по резиновым уплотнительным кольцам гильз цилиндров или через резиновые прокладки головок цилиндров Заменить уплотнительные кольца гильз цилин­дров или резиновые прокладки.
* Прежде чем искать причину неисправности в смазочной системе и системе охлаждения, нужно убедиться в исправности указателей давления масла и температуры.
ЭЛЕКТРОФАКЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (ЭФУ)
Неисправна свеча ЭФУ, горит плавкая вставка 30А
Замыкание спирали термореле или электропро­водов Если свечи исправны, отсоединить от терморе­ле провод, соединяющий его с кнопкой вклю­чения ЭФУ. Отсутствие замыкания при по­вторном включении ЭФУ указывает на замы­кание спирали термореле. В этом случае следу­ет заменить термореле. Если спираль термореле цела (определяется на ощупь) и при отсоеди­ненных от свечей проводах происходит замы­кание, то это указывает на замыкание электропроводов. Устранить замыкание.
Замыкание свечи на массу Отсоединить провод от вывода левой свечи, ис­ключив контакт наконечника с массой, и вновь включите ЭФУ. При замыкании отсоединить провод от вывода правой свечи. Отсутствие за­мыкания указывает на замыкание правой свечи. Заменить отказавшую свечу. После устранения замыкания рекомендуется проверить состояние изоляции электропроводов, работоспособность термореле и реле включения ЭФУ, а если замы­кание произошло при пуске двигателя - работоспособность шунтирующего реле
Не работает ЭФУ, напряжение не поступает на ЭФУ
Перегорание спирали термореле Включить ЭФУ и проверить напряжение на вы­водах термореле. (Отсутствие напряжения на выводе со стороны штекерного соединения при наличии напряжения на другом выводе свиде­тельствует о перегорании спирали. Заменить термореле.
Перегорание свечей или отсутствие контакта в цепи Включить ЭФУ и проверить, есть ли напряже­ние на выводах каждого изделия ЭФУ, начиная с факельных свечей. Наличие напряжения на выводе правой свечи свидетельствует о перего­рании свечей. Заменить свечи или восстановить контакт.
Перегорание одной из свечей Включить ЭФУ на 10-15 с, затем заменить холодную свечу.
Нет факела свечи
Отсутствие поступления топлива к свече Ослабить топливоподводящий штуцер на свече. Включить ЭФУ и после загорания сигнализато­ра (открытие электромагнитного клапана) провернуть с помощью стартера коленчатый вал. Если топливо при открытом клапане не проса­чивается через неплотно завернутое резьбовое соединение штуцера, устранить неисправность в системе питания топливом
Непрохождение топлива через свечу Вывернуть свечу из коллектора. Промыть и продуть сжатым воздухом жиклер, топливный фильтр и топливоподводящие полости. Проверить наличие пламени факела, для чего:
-подсоединить к свече топливную трубку и электропровода;
-обеспечить надежное соединение корпуса свечи с массой и убедиться, что вывод изолирован от массы;
- включить ЭФУ и с помощью стартера провернуть коленчатый вал.
При отсутствии пламени заменить неисправную свечу.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Генератор
Контрольная лампа цепи заряда горит при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя
Ослабление натяжения приводных ремней ге­нератора Отрегулировать натяжение ремней
Загрязнение контактных колец Протереть кольца хлопчатобумажной салфет­кой, смоченной чистым бензином. Если за­грязнение не устраняется, зачистить стеклян­ной шкуркой и вторично протереть салфеткой
Износ или зависание щеток в щеткодержателях Проверить высоту щеток, свободное переме­щение их в каналах щеткодержателя и усилие пружин; если требуется, заменить щеткодержатель или щетки
Пробой выпрямительного блока Заменить блок
Короткое замыкание обмотки статора Заменить статор в сборе
Нарушение в цепи возбуждения Проверить исправность цепи возбуждения
Износ деталей подшипников или их разруше­ние Заменить генератор
Деформация вентилятора генератора Выправить погнутые места
Перегрев подшипников
Чрезмерное натяжение ремней Отрегулировать натяжение ремней
Чрезмерно быстрый износ щеток генератора
Загрязнение контактных колец Протереть кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. При необхо­димости зачистить стеклянной шкуркой и вторично протереть салфеткой
Радиальное биение контактных колец Проверить радиальное биение колец. Если тре­буется, проточить контактные кольца
Чрезмерно большая сила зарядного тока
Короткое замыкание в щеточном узле генерато­ра или в цепи между генератором и регулято­ром Устранить замыкание
Неисправность регулятора напряжения Заменить регулятор
Неисправность реле отключения обмотки воз­буждения генератора Заменить реле
Повышенный уровень шума при работе генератора
Ослабление крепления шкива Затянуть гайку
Отсутствие контакта между щетками и коллек­тором Протереть коллектор чистой тряпкой, смочен­ной в бензине, или зачистить его. Очистить щетки или заменить их новыми. Проверить со­стояние щеточных пружин и в случае их неис­правности заменить. Проверить, нет ли заеда­ния щеток в щеткодержателях
Стартер
Стартер не работает
Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки тягового реле Заменить реле
Обрыв или отсутствие контакта в цепи элек­троснабжения Найти место повреждения и восстановить кон­такт
Зависание щеток Снять щеткодержатель, вынуть щетки и уда­лить налет щеточной пыли
Отказ реле стартера (738.3747-20) Заменить реле
Обрыв цепи внутри стартера Проверить и устранить дефекты стартера или заменить стартер
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает)
Разрядка аккумуляторных батарей Зарядить батареи
Нарушение зарядной цепи АБ Устранить неисправность
Неисправность регулятора напряжения Заменить регулятор
Замасливание или загрязнение щеточно­коллекторного узла Очистить коллектор и щетки от масла, грязи, медно-графитовой пыли
Плохой контакт корпуса стартера с массой силовой установки Обеспечить надежность соединения
Применение масла, не соответствующего сезону Заменить масло
После пуска двигателя якорь продолжает вращаться
Неисправность тягового реле Заменить реле
Приваривание контактов реле стартера (738.3747-20) Заменить реле
При включении стартера тяговое реле не срабатывает (нет характерного щелчка)
Разрядка аккумуляторной батареи Зарядить батарею
Обрыв втягивающей обмотки тягового реле Заменить реле
Неисправность выключателя приборов и старте­ра Заменить выключатель
Обрыв или короткое замыкание обмотки реле стартера (738.3747-20) Заменить реле
Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал
Поломка зубьев венца маховика или зубчатого колеса Заменить венец маховика или зубчатое колесо привода
Нарушение регулировки стартера Отрегулировать стартер
Неисправность привода Заменить привод
При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары зубчатого колеса привода о венец маховика
Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера Проверить контактные соединения и устра­нить неисправность
Неисправность удерживающей обмотки тягового реле Заменить тяговое реле
Неисправность обмотки или контактного соеди­нения реле стартера (738.3747-20). Заменить реле
При включении стартера слышен шум (скрежет) зубчатого колеса привода
Установка стартера с перекосом Установить правильно стартер
Неправильная регулировка момента замыкания контактов тягового реле Отрегулировать зазор между зубчатым коле­сом и упорной шайбой в момент включения стартера
Зубчатое колесо привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле
Наличие заусенцев на торцах зубьев маховика или зубчатого колеса привода Опилить и зачистить заусенцы на зубьях венца маховика или зубчатого колеса
Износ торцов зубьев венца маховика или зубча­того колеса привода Заменить венец маховика или зубчатое колесо привода