Перечень работ технического обслуживания КамАЗ-740

Содержание работ

Аналогичные работы ос- . новного периода эксплуа­тации

Номер по таблице 5

Вид ТО

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

Провести работы по ЕО согласно таблице 5

1-3

ЕО

Техническое обслуживание ТО-ЮОО

Очистить двигатель от пыли и грязи.

Проверить:

- состояние и герметичность агрегатов и трубок системы питания то­пливом, смазочной системы, системы охлаждения;

3

ЕО

- герметичность магистралей слива и подвода масла к турбокомпрес­сорам

3

ЕО


Закрепить:

- элементы соединения воздушного тракта, обратив особое внимание

1

ТО-2

на тракт от воздушного фильтра к двигателю;

- скобы крепления форсунок;

-

-

- выпускные коллекторы;

1

ТО-1

- турбокомпрессоры;

1

ТО-1

- корпуса турбины и компрессора.

1

ТО-1

Отрегулировать:

- тепловые зазоры клапанов механизма газораспределения, предвари­тельно проверив затяжку болтов крепления головок цилиндров и гаек стоек коромысел;

4

ТО-2

- натяжение приводных ремней.

3

ТО-2

Техническое обслуживание ТО-5500

Очистить двигатель от пыли и грязи

Сменить:

- масло в смазочной системе двигателя;

5

ТО-2

- фильтрующие элементы фильтра очистки масла;

6

ТО-2

- фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива.

7

ТО-2


3 Проверить:

Состояние ремня привода генератора и водяного насоса.

Герметичность системы подвода и слива масла из турбокомпрессоров.

Соединения системы питания двигателя.

Ключ S=17xl9, отвертка

Техническое обслуживание ТО-1

Очистить двигатель от грязи и пыли.

1 Проверить

Работу турбокомпрессоров (на слух) при работаю­щем двигателе. Крепление гаек турбокомпрессо­ров, болтов и гаек крепления коллекторов и пат­рубков системы впуска и выпуска.

Емкость, ветошь Ключ S=10, 13, 17, 19.

2 Слить отстой из фильтров грубой и тонкой очи­стки топлива

Сливать отстой до появления чистого топлива, вы­вернув сливные пробки на два-три оборота.

Ключ S= 14, по­суда для слива отстоя

Техническое обслуживание ТО-2

Очистить двигатель от грязи и пыли

1 Проверить герметичность систем впуска и выпуска двигателя

Во избежание срыва и раздутия шлангов давление подаваемое во впускной тракт воздуха не должно превышать 20 кПа (0,2 кгс/см2). Места неплотностей определять по выходящему дыму. Если дым не вы­ходит в течение 3 минут, то впускной тракт гермети­чен.

Приспособление И 801.49.000

2 Смазать подшипники водяного насоса (только для двигателей с распо­ложением вентилятора выше оси коленвала).

Смазывать до появления свежего смазочного мате­риала из контрольного отверстия.

Солидол онагнетатель моделей 390-М, 142

3 Отрегулировать на­тяжение приводных ремней

Регулировку натяжения приводных ремней прово­дить в соответствии с рекомендациями изложенны­ми в разделе «Система охлаждения»

Ключи S=13,14, 17, прибор дня проверки натя­жения привод­ных ремней.


Схема нумерации цилиндров двигателя и ТНВД приведена на рисунке.111

Схема нумерации двигателя и расположения секций топливного насоса высокого давления КамАЗ-740

Рисунок. Схема нумерации двигателя и расположения секций топливного насоса высокого давления:

1 - двигатель; 2 - топливный насос высокого давления;

3 - маховик.

Последовательность операций при регулировке зазоров следующая:

-снять крышки головок цилиндров;

-проверить затяжку болтов крепления головок цилиндров;

-оттянуть фиксатор, смонтированный на картере маховика, повернуть его на 90° и установить в ниж¬нее положение;

-снять крышку люка в нижней части картера сцепления (для проворота маховика ломиком); -проворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установить его в такое положение, при котором фиксатор под действием пружины войдет в зацепление с маховиком.

Двигатели 740.11-240. 740.14-300 <740.11-3902001РЭ): При этом метки на торце корпуса автоматической муфты опережения впрыскивания топлива и фланце ведомой полумуфты привода ТНВД должны находиться в верхнем положении (рис. Установка угла опережения впрыскивания топлива двигателей мод. 740.11-240. 740.14-300).

Двигатели 740.13-260 (740.11-3902001РЭ):

При этом указатель на корпусе ТНВД и установочная метка на фланце ведомой полумуфты привода ТНВД должны быть совмещены (рис. Установка угла опережения впрыскивания топлива двигателей мод. 740.13-260 без муфты опережения впрыскивания топлива).

Двигатели 740.30-260. 740.50-360. 740.51-320. Указатель на корпусе ТНВД и метка на фланце

полумуфты ведомой привода ТНВД должны совпадать (рисунок 49 в руководстве 740.30-3902001 РЭ или рисунок 44 в руководстве 740.50-3902001РЭ).

Это положение коленчатого вала соответствует на¬чалу подачи топлива в 1-м цилиндре. При этом шпонка на полумуфте ведущей при закрытых клапанах первого цилиндра должна находиться как показано на рисунке 49 (в горизонтальной плоскости на стороне восьмого цилиндра).

Если риски не совпадают, необходимо, выведя фиксатор из зацепления с маховиком, провернуть коленчатый вал на один оборот. При этом, фиксатор должен вновь войти в зацепление с маховиком.

Проворачивать коленчатый вал нужно ломиком, вставляя его в отверстия, расположенные по периферии маховика. Поворот маховика на угол, равный промежутку между двумя соседними отверстиями, соответствует повороту коленчатого вала на 30 град. Оттянуть фиксатор, преодолев усилие пружины, по-вернуть его на 90 град, и установить в верхнее положение;

повернуть коленчатый вал по ходу вращения на угол 60 град, установив его тем самым в положение I.

В этом положении клапаны регулируемых цилиндров (первого и пятого) закрыты (штанги указанных цилиндров должны легко проворачиваться от руки);

-проверить динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров;

-проверить щупом зазор между носками коромысел и торцами клапанов регулируемых цилиндров. Если они не укладываются в указанные выше пределы, их надо отрегулировать;

-для регулировки зазора необходимо ослабить контровочную гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор.

Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. Щуп толщиной 0,25 мм для впускного клапана и 0,35 мм для выпускного клапана должен проходить свободно, а толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного с усилием.

Дальнейшую регулировку зазоров в клапанном механизме следует производить попарно в цилиндрах:

- 4-м и 2-м (II положение);

- 6-м и 3-м (III положение);

- 7-м и 8-м (IV положение), поворачивая коленчатый вал по ходу вращения каждый раз на 180 град.;

-пустить двигатель и прослушать его работу. При правильно

отрегулированных зазорах стуков в клапанном механизме не должно быть;

-установить крышку люка картера сцепления и крышки головок цилиндров.



5 Сменить масло в смазочной системе двигате­ля

Для смены масла необходимо:

-прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70...90 °С, остановить его, слить масло из картера масляного, вывернув из картера сливную пробку. Сливая масло из двигателя нужно обратить внимание, нет ли в масле воды и металлических час­тиц. Наличие их указывает на необходимость ремон­та двигателя. Заливать масло в картер двигателя надо в следующем порядке:

-открыть горловину, предварительно очистив ее от пыли и грязи;

-залить масло до отметки "В" на указателе уровня масла;

-пустить двигатель и дать ему поработать 5 мин. на малой частоте вращения коленчатого вала для заполнения масляных полостей в двигателе;

- остановить двигатель и по истечении 4-5 мин, до­лить масло до отметки "В" на указателе уровня мас­ла. Между метками "Н" и "В" объем масла в картере составляет 4 л.

Доливать масло в картер двигателя после длитель­ной стоянки, нужно в последовательности опера­ций, изложенных выше. При смене масла надо ме­нять фильтрующие элементы фильтра очистки мас­ла. Сорта масел, допускаемые к применению, приве­дены в химмотологической карте руководства (см. приложение Е).

Несвоевременная смена масла или фильтрующих элементов, применение нерекомендуемых сортов масел и фильтроэлементов, а также загрязненных масел приводит к разрушению вкладышей и аварии двигателя.

Ключ S=27, маслораздаточная колонка 367-M3, ветошь, воронка для слива масла.

6 Сменить фильтрую­щие элементы масляного фильтра


Смену фильтрующих элементов очистки масла не­обходимо осуществлять в следующем порядке:

-вывернуть сливные пробки на обоих колпаках и слить масло в емкость;

-отвернуть колпаки ключом S=27 за бобышку;

-вынуть элементы из колпаков;

-промыть дизельным топливом внутреннюю по­лость колпаков;

-установить новые фильтроэлементы полнопоточ­ный - в большой колпак (ближе к вентилятору), час­тично-поточный - в меньший (фильтроэлементы не взаимозаменяемые);

-залить в каждый колпак по 1 л чистого моторного масла;

-смазать резьбу на колпаках, уплотнительные коль­ца и прокладки моторным маслом;

-завернуть колпаки в корпус ключом моментом 49...58,8 Н-м (5,0...6,0 кгс-м);

-на работающем двигателе проверить нет ли течи масла в соединениях, при обнаружении течи произ­вести подтяжку или заменить ушптнительные эле­менты.

Ветошь, накид­ные ключи S=19, 27

При обслуживании использовать фильтроэлементы: 7405.1012 040 (полнопоточный) й 7405.1017 040 (частично-поточный), изготавливае­мые предприятиями, имеющими официальное за­ключение ОАО "КАМАЗ" на поставку в запасные части.

7 Сменить фильтрую­щие элементы фильтра тонкой очистки топлива

Для смены фильтрующих элементов необходимо:

-вывернуть на два-три оборота сливные пробки и слить топливо из фильтров в посуду, затем ввернуть пробки;

-вывернуть болты крепления колпаков фильтра, снять колпаки и удалить загрязненные фильтрующие элементы;

-промыть колпаки дизельным топливом;

-установить в каждый колпак новый фильтрующий элемент с уплотнительными прокладками, устано­вить колпаки с элементами и затянуть болты; -прокачать систему топливопрокачивающим насо­сом ;

-пустить двигатель и убедиться в герметичности фильтра.

Подтекание топлива устранить подтяжкой болтов крепления колпаков.

Накидные ключи S=14, 19

СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕ

1 (СТО)

Очистить двигатель от пыли и грязи

1 Проверить и в случае необходимости отрегулировать давление на­чала впрыскивания топлива форсунок.

Регулируется на стенде путем установки регулиро­вочных шайб под пружину при снятой гайке, рас­пылителе, проставке и штанге. При увеличении общей толщины регулировочных шайб (повыше­ние сжатия пружин) давление начала впрыскива­ния возрастает. Изменение толщины шайб на 0,05 мм приводит к изменению давления начала впры­скивания на 0,3...0,35 МПа (3...3,5 кгс/см2). Количество устанавливаемых шайб должно быть не более трех.

Давление начала впрыскивания - согласно требо­ваний таблицы 1.

Начало и конец, впрыскивания топлива должны быть четкими. Распылитель не должен иметь под­теканий. Впрыскивание должно сопровождаться характерным резким звуком. Замена одной какой - либо детали (корпуса распылителя или иглы) не/ допускается, так как они составляют прецизион­ную пару.

Ключи S=14,

S=17, S=19, стенд для проверки фор­сунок

2 Отрегулировать угол

2.1 Для проверки и регулировки угла опережения

Ключи S= 13, 17,

опережения впрыскива­

топлива

впрыскивания топлива по меткам, предварительно выключив подачу топлива и затормозив изделие,выполнить следующие операции:

гаечный кольце­

ключ S=19,


Двигатели 740.11-240. 740.14-300 (740.11-3902001РЭ):

проворачивания

коленчатого вала,ветошь.

2.1.1 Провернуть коленчатый вал ломиком,


вставленным в отверстие на маховике до совмеще­ния меток рис. Установка угла опережения впрыскивания топлива двигателей мод. 740.11-240 и мод. 740.14-300).



2.1.2 Провернуть коленчатый вал двигателя на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке, если смотреть со стороны маховика).

’2.1.3 Установить фиксатор маховика в нижнее поло­жение и проворачивать коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока фиксатор не войдет в паз махо­вика. Если в этот момент метки на корпусе ТНВД и автоматической муфте совместились, то угол опере­жения впрыскивания установлен правильно; фиксатор затем перевести в верхнее положение.

2.1.4 Если метки не совместятся, необходимо:

-ослабить болты крепления ведомой полумуфты привода;

-повернуть муфту опережения впрыскивания то­плива за фланец ведомой полумуфты привода в направлении, обратном ее вращению, до упора


болтов в стенки пазов (рабочее направление вра­щения муфты правое, если смотреть со стороны привода);

-опустить фиксатор в нижнее положение и про­ворачивать коленчатый вал двигателя по ходу вра­щения до совмещения фиксатора с пазом маховика;

-медленно повернуть муфту/опережения впрыскива­ния топлива за фланец ведомой полумуфты привода (только в направлении вращения) до совмещения меток на корпусе ТНВД и этой муфты, закрепить болты при­вода полумуфты. Установить фиксатор в верхнее по­ложение.

Проверить, правильно ли установлен угол опереже­ния впрыскивания'

Двигатели 740.13-260 (740.11-3902001РЭ):

2.1.1 Провернуть коленчатый вал ломиком, вставленным в отверстие на маховике до совмеще­ния указателя на корпусе ТНВД с установочной меткой фланца ведомой полумуфты ТНВД. (рис. Установка угла опережения впрыскивания топли­ва двигателя мод. 740.13-260).

2.1.2 Провернуть коленчатый вал на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке, если смотреть со стороны маховика).

- проверить, правильно ли установлен угол опережения впрыскивания топлива (как указа¬но в п. 2.1.3).

Для точной установки угла опережения впрыскивания топлива необходимо использовать моменто- скоп.

2.2 Проверка и установка угла с помощью моментоскопа:

2.2.1 Прогреть двигатель.

2.2.2 Отсоединить трубку высокого давления восьмой секции ТНВД (рисунок Схема нумерации двигателя и расположения секций топливного насоса высокого давления).

2.2.3 На штуцер восьмой секции установить моментоскоп (рисунок Схема установки моментоскопа).

Система питания двигателя топливом КамАЗ-740

Рисунок. Схема установки моментоскопа:

1 - стеклянная трубка; 2 - переходная трубка; 3 - отрезок топливопровода высокого давления; 4 - накидная гайка


2.2.4 Рычаг управления регулятором на крышке регулятора ТНВД перевести в среднее положение.

2.2.5 Заполнить стеклянную трубку моментоскопа топливом вращая коленчатый вал двигателя.

2.2.6 Проворачивая коленчатый вал, совместить установочную метку фланца ведомой полумуфты с указателем на корпусе ТНВД

2.2.7Повернуть коленчатый вал на пол-оборота против хода вращения, перевести фиксатор в ниж­нее положение и медленно поворачивать коленча­тый вал по ходу вращения до момента начала дви­жения топлива в стеклянной трубке моментоскопа. Если в этот момент фиксатор войдет в паз махови­ка, то угол опережения впрыскивания топлива ус­тановлен правильно.

2.2.8Если паз на маховике двигателя не дошел до фиксатора. Ослабить болты ведомой полумуфты и медленно поворачивать коленчатый вал по ходу вращения до западания фиксатора в паз маховика, затянуть болты, перевести фиксатор в верхнее по­ложение и проверить точность установки угла опе­режения впрыскивания топлива (п. 2.2.7).

2.2.9Если фиксатор вошел в паз на маховике, а движение топлива в трубке не началось, то осла­бить болты ведомой полумуфты и медленно пово­рачивать кулачковый вал ТНВД за фланец ведомой полумуфты ходу вращения до момента начала движения топлива в стеклянной трубке моменто­скопа. Затянуть болты, перевести фиксатор в верх­нее положение и проверить точность установки угла опережения впрыскивания топлива (п. 2.2.7).

2.3 Проверить затяжку болтов привода динамо­метрическим ключом. При необходимости момент затяжки довести до значений Мкр=63,7...73,6 Н.м (6,5...7,5 кгс.м).


3 Сменить фильтрую­щий элемент воздушного фильтра и предочиститель (при срабатыва­нии индикатора засо­ренности воздушного фильтра обслуживание провести не дожидаясь СТО).

Снять фильтрующий элемент, очистить бункер от пыли. Перед установкой элемента осмотреть уплотнительные прокладки, внутреннюю поверх­ность воздушного фильтра. Наличие пыли и грязи не допускается. Гайку крепления элемента затянуть моментом 7... 10 Н.м (0,7... 1,0 кгс.м).

При обслуживании использовать фильтрующие элементы 7405.1109560, изготавливаемые предпри­ятиями, имеющими официальное заключение ОАО «КАМАЗ» на поставку в запасные части.

Ветошь

4 Проверить на стенде, устранить неисправно­сти и провести техниче­ское обслуживание ТНВД (выполняется один раз а два года).

Двигатели 740.30-260,740.50-360,740.51-320

Отклонение начала подачи топлива секциями насоса высокого давления относительно восьмой секции насоса не должно превышать ±30'.

Порядок работы насоса: 8-4-5-7-3-6-2-1.

Порядок чередования подач секциями насоса, град.:0-45-90-135-180-225 -270-315.

Ход плунжера в восьмой секции из нижнего крайнего положения до геометрического нагнета­ния - (5,65±0,05) мм.

Давление, соответствующее началу открывания нагнетательных клапанов - 0,04.. .0,075 Мпа (0,3...0,75кгс.м) {для двиг. 740.50-360, 740.51-320)

Стенд

КИ -15711М-01