Глава 3.3. Органы управления, контрольно-измерительные приборы
Расположение органов управления автомобилем показано на рис. 3. Кнопка 1 крана управления вспомогательным тормозом расположена на полу кабины под рулевой колонкой. При нажатии на кнопку также отключается подача топлива.
Рис. 3. Органы управления:
1 — кнопка крана управления вспомогательным тормозом; 2 — педаль выключения сцепления; 3 — педаль управления рабочим тормозом; 4 — педаль управления подачей топлива; 5 — комбинированный переключатель; 6 — рулевое колесо; 7 — рычаг механизма дистанционного управления коробкой передач; 8 — рукоятка механизма регулирования жесткости подвески сиденья водителя; 9 — рукоятка троса рычага останова двигателя; 10 — рукоятка крана управления стояночным и запасным тормозами; 11 — рукоятка троса ручного управления подачей топлива; 12 — рычаг механизма продольного перемещения сиденья водителя.
Педаль 2 выключения сцепления (навесного типа) закреплена на кронштейне под панелью приборов, слева от рулевой колонки.
Педаль 3 управления рабочим тормозом и педаль 4 управления подачей топлива закреплены в одном кронштейне, который установлен на полу кабины справа от рулевой колонки.
Комбинированный переключатель 5 закреплен на рулевой колонке под рулевым колесом 6 и состоит из переключателя света, переключателя указателей поворота и двух выключателей звуковых сигналов. На корпусе его нанесены символы включаемых потребителей электроэнергии.
Рис. 4. Комбинированный переключатель:
I — включение указателя левого или правого поворота; II — включение звукового сигнала; III—сигнализация светом фар; IV — включение габаритных огней; V — включение габаритных огней и ближнего света фар; VI — включение габаритных огней и дальнего света фар; 1 — рычаг; 2 — корпус; 3 — рукоятка переключения света; 4— кнопка пневматического звукового сигнала
Переключатель света расположен с правой стороны комбинированного переключателя (рис. 4) и имеет вращающуюся рукоятку 3, которая устанавливается в трех фиксированных положениях:
IV — включены габаритные огни; V — включены габаритные огни и ближний свет фар;
VI — включены габаритные огни и дальний свет фар.
В положениях IV, V и VI также включено освещение щитка приборов.
Кроме того, имеется нефиксированное положение III переключателя для сигнализации светом фар.
Кнопка 4 включения пневматического звукового сигнала расположена в торце переключателя света.
Рычаг 1 переключателя указателей поворота расположен с левой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага вперед включаются указатели правого поворота, при перемещении назад — указатели левого поворота автомобиля. Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение по окончании поворота и возвращении рулевого колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой. Электрический звуковой сигнал включается при перемещении рычага вверх.
Рычаг 7 (рис. 3) механизма дистанционного управления коробкой передач находится справа от сиденья водителя.
Рукояткой 8, расположенной справа от сиденья водителя, регулируется жесткость подвески сиденья в зависимости от массы водителя: для увеличения жесткости поверните рукоятку в положение « + » (для уменьшения — в положение «—») и сделайте несколько качательных движений вверх — вниз. Для регулирования продольного положения сиденья водителя переместите рычаг 12 по направлению к сиденью, подвиньте сиденье на необходимое расстояние и отпустите рычаг.
На уплотнителе опоры рычага переключения передач (справа от сиденья водителя) расположены рукоятка 9 троса рычага останова двигателя и рукоятка 11 троса ручного управления подачей топлива. Для установки постоянной частоты вращения коленчатого вала двигателя нажмите педаль управления подачей топлива, а затем вытяните рукоятку троса ручного управления подачей топлива и поворотом рукоятки зафиксируйте необходимую частоту вращения. Для останова двигателя вытяните рукоятку 9. Если рукоятка утоплена— двигатель готов к пуску.
Рукоятка 10 крана управления стояночным и запасным тормозами расположена справа от сиденья водителя, имеет два фиксированных положения — вертикальное и горизонтальное; в любом промежуточном положении включен запасной тормоз. Для включения стояночного тормоза вытяните рукоятку крана и переведите ее в вертикальное положение (рис. 5); для выключения — снова вытяните и переведите в горизонтальное положение.
Расположение контрольно-измерительных приборов и органов управления специальным оборудованием изображено на рис. 6.
Все контрольно-измерительные приборы расположены на щитке 1 в левой части приборной панели. Щиток приборов крепится к панели двумя винтами. В левом и правом углах щитка приборов имеются блоки контрольных ламп. На панели предохранителей, которая откидывается при вытягивании на себя, расположены клавишные выключатели и переключатели 2 приборов электрооборудования. Переключатель стеклоочистителя имеет два положения, обеспечивающие работу на двух скоростях. Переключатель стеклоомывателя имеет нефиксированное положение.
Рис. 5. Кран управления стояночным и запасным тормозами
На внутренней стороне панели смонтирован блок предохранителей. В правой части находится вещевой ящик 5, освещаемый софитной лампой.
Рычаг 8 крана системы регулирования давления воздуха в шинах имеет три положения. Для снижения давления в шинах рукоятку крана нужно перевести в положение ВЫПУСК, а для увеличения давления плавно перевести рукоятку в положение НАКАЧКА. После достижения необходимого давления рукоятку крана зафиксируйте в среднем нейтральном положении. Накачивать шины можно при давлении воздуха в контуре I или контуре II пневматического привода тормозов не ниже 5,5 кгс/см2.
При нажатии на кнопку 9 включаются аккумуляторные батареи, при повторном нажатии — выключаются.
При повороте ключа в замке 10 выключателя приборов электрооборудования и стартера вправо до щелчка включаются приборы, а при дальнейшем повороте ключа включается стартер.
При вытягивании рукоятки 11 управления жалюзи на себя створки жалюзи закрываются.
Рычагом 12 пользуйтесь при движении по скользким дорогам и бездорожью для включения блокировки межосевого дифференциала.
Кнопка 13 крана аварийного растормаживания предназначена для выключения стояночного тормоза в случае его аварийного включения.
Рис. 6. Панель приборов:
1 - щиток приборов; 2 - клавишные переключатели и выключатели; 3 - пепельница; 4 - панель предохранителей откидная; 5 - вещевой ящик; 6 - предохранитель предпускового подогревателя; 7 - переключатель предпускового подогревателя; 8 - рычаг крана управления давлением в шинах (только для КамАЗ-4310); 9 - кнопка дистанционного выключателя "массы"автомобиля; 10 - замок выключателя приборов электрооборудования и стартера; 11- рукоятка управления жалюзи; 12 - рычаг крана выключения механизма блокировки межосевого дифференциала; 13 - кнопка крана аварийного растормаживания; 14 - рукоятки управления краном отопителя и заслонками воздухораспределителей.
Кран отопителя полностью открывается при крайнем правом положении верхней рукоятки 14 управления краном. Две нижние рукоятки управляют заслонками воздухораспределителей. При крайнем левом положении происходит обогрев кабины и подача воздуха к ногам водителя и правого пассажира. При крайнем правом положении происходит только обогрев стекол кабины. Промежуточные положения рукоятки плавно изменяют эффективность обогрева кабины и ветровых стекол.
Расположение приборов на щитке показано на рис. 7.
Рис. 7. Щиток приборов:
1 и 6 — блоки контрольных ламп; 2 — выключатель электрофакельного устройства; 3 — указатель давления масла; 4 — спидометр; 5 —тахометр; 7 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 8 — манометр двухстрелочный; 9 — регул«гор освещения щитка приборов; 10 — амперметр; 11 — переключатель управления раздаточной коробкой; 12 — переключатель управления лебедкой (только для КамАЗ-4310); 13 — указатель уровня топлива; 14 — выключатель аварийной сигнализации; 15 — шинный манометр (только для КамАЗ-4310)
Выключатель 2 электрофакельного устройства (ЭФУ) имеет нефиксированное положение — включение ЭФУ. При нажатии кнопки выключателя через 60—90 с должна загореться лампа в левом блоке 1 контрольных ламп, сигнализирующая о готовности системы к пуску двигателя.
Указатель 3 давления масла показывает давление в системе смазки двигателя. Давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала должно быть 4,0— 5,5 кгс/см2. В шкалу указателя встроен красный светофильтр сигнальной лампы, которая загорается при падении давления в системе смазки до 0,4—0,8 кгс/см2.
Спидометр 4 показывает скорость автомобиля (в километрах в час), а установленный в нем суммарный счетчик — общий пробег автомобиля (в километрах). В шкалу встроен синий светофильтр сигнальной лампы, которая загорается при включении дальнего света фар.
Тахометр 5 показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя (в оборотах в минуту). При движении автомобиля стрелка тахометра должна находиться в правой части зеленого поля. Когда двигатель теряет мощность, стрелка находится в пределах черного поля, появляются рывки, увеличивается расход топлива. На красные поля стрелка заходить не должна!
Указатель 7 температуры охлаждающей жидкости показывает температуру жидкости в системе охлаждения. В шкалу встроен красный светофильтр сигнальной лампы перегрева охлаждающей жидкости, которая загорается при повышении температуры более 98°С.
Манометр 8 показывает давление воздуха в контурах пневматического привода механизмов рабочего тормоза. Верхняя шкала показывает давление в контуре I, нижняя — в контуре II. При аварийном падении давления воздуха в контурах загораются контрольные лампы в блоке 6, имеющие красные светофильтры с символами соответствующих контуров.
Регулятором 9 освещения щитка приборов включают и регулируют степень освещенности приборов.
Амперметр 10 показывает силу зарядного тока (стрелка отклоняется к знаку « + ») или силу разрядного тока (стрелка отклоняется к знаку «—»).
Переключатель 12 предназначен для переключения передач в раздаточной коробке. Переключатель имеет три положения.
Переключатель 11 предназначен для включения привода лебедки. При включении загорается контрольная лампа, встроенная в ручку переключателя.
Указатель 13 уровня топлива показывает количество топлива в баках. В шкалу встроен красный светофильтр сигнальной лампы, которая загорается при уменьшении количества топлива в баке до 1/8 от его полной вместимости.
При вытягивании ручки выключателя 14 аварийной сигнализации загораются прерывистым светом все указатели поворотов, а также сигнальная лампа, встроенная в ручку.
Манометр 15 контроля давления воздуха в шинах показывает давление в килограмм-силах на квадратный сантиметр.
Рис. 8. Блоки контрольных ламп:
I - левый блок; II – правый блок.
Блоки контрольных ламп показаны на рис. 8. Выключатели 1 служат для проверки исправности контрольных ламп; лампа 2 сигнализирует о готовности к работе электрофакельного устройства, имеет красный светофильтр; лампы 3 и 4 загораются при включении указателей правого или левого поворота тягача и прицепа и контролируют исправность ламп указателей, имеют зеленые светофильтры с символами; лампа 5 загорается при включении механизма блокировки межосевого дифференциала, имеет красный светофильтр с символом; лампа 8 сигнализирует о засоренности масляного фильтра.
Рис. 9. Клавишные переключатели и выключатели;
1 — переключатель электродвигателей отопителя; 2 — выключатель фонарей автопоезда; 3 — переключатель стеклоомывателя; 4 — переключатель датчиков указателя уровня топлива (только для КамАЗ-4310); 5 — выключатель плафонов; 6 — выключатель противотуманных фар; 7 — переключатель стеклоочистителя; 8 — переключатель фары прожектора; 9 — выключатель вентилятора (поз. 8 и 9 только для КамАЗ-4310 по требованию)
Лампы 9, 10, И и 12 загораются при падении давления воздуха в контурах I, II, III и IV пневматического привода тормозов, лампы имеют красные светофильтры с символами, при загорании этих ламп звучит зуммер. Лампа 13 загорается прерывистым светом при включении стояночного тормоза, имеет красный светофильтр с символом.
В блоках имеются резервные лампы 6 и 7.
Клавишные переключатели и выключатели показаны на рис. 9.