Глава 3.4.3. Блок цилиндров и привод агрегатов
Блок цилиндров отлит за одно целое с верхней частью картера. Картерная часть связана с крышками коренных опор поперечными болтами-стяжками, образуя прочную конструкцию. Бобышки болтов крепления головок цилиндра выполнены в виде приливов к поперечным стенкам, образующим рубашку охлаждения, равномерно распределены вокруг каждого цилиндра.
Гильзы цилиндров «мокрого» типа легкосъемные. В соединении гильза—блок цилиндров полость охлаждения уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено кольцо под бурт в проточку гильзы, в нижней части два кольца установлены в расточки блока.
Зеркало гильзы представляет собой редкую сетку впадин и площадок под углом к оси гильзы. При работе двигателя масло удерживается во впадинах, что улучшает прирабатываемость цилиндро-поршневой группы.
Привод агрегатов (рис. 14) шестеренный с прямозубыми шестернями, служит для привода вала газораспределительного механизма, топливного насоса высокого давления, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления автомобиля.
Газораспределительный механизм приводится в действие от ведущей шестерни 24, установленной на шпонку на хвостовике коленчатого вала, через блок промежуточных шестерен 2 и 21. Блок промежуточных шестерен вращается на сдвоенном коническом роликоподшипнике, установленном на оси, закрепленной на заднем торце блока цилиндров. Шестерня распределительного вала 13 установлена на хвостовике вала на шпонку.
Привод топливного насоса высокого давления осуществляется валом, на котором установлена шестерня 12, находящаяся в зацеплении с шестерней распределительного вала.
Вращение от вала к топливному насосу высокого давления передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность установки вала топливного насоса и вала шестерни.
С шестерней 12 привода топливного насоса находится в зацеплении шестерня привода компрессора и шестерня привода насоса гидроусилителя рулевого управления.
Привод агрегатов закрыт картером маховика, закрепленным на заднем торце блока цилиндров. На картере маховика справа размещен фиксатор, применяемый для установки угла опережения впрыска топлива и регулирования тепловых зазоров в газораспределительном механизме. Ручка фиксатора при эксплуатации установлена в верхнем положении. В нижнее положение ее устанавливают при регулировочных работах, при этом фиксатор находится в зацеплении с маховиком.
Рис. 14. Шестерни привода агрегатов:
1 — болт крепления роликоподшипника; 2 и 21 — промежуточные шестерни; S— болт; 4 и 17 — шайбы; 5 — манжета; 6 — корпус заднего подшипника; 7 —прокладка; 8 —сухарь: 9 — вал шестерни привода топливного насоса высокого давления; 10 и 20 — шпонки; 11 и 15 — шарикоподшипники; 12 — шестерня привода топливного насоса высокого давления; 13 — распределительный вал в сборе с шестерней; 14 — упорная шайба; 16 — ось ведущей шестерни; 13 — болт; 19 — конический двухрядный роликоподшипник; 22 и 23 — упорные кольца; 24 — ведущая шестерня коленчатого вала
Привод агрегатов закрыт картером маховика, закрепленным на заднем торце блока цилиндров. На картере маховика справа размещен фиксатор, применяемый для установки угла опережения впрыска топлива и регулирования тепловых зазоров в газораспределительном механизме. Ручка фиксатора при эксплуатации установлена в верхнем положении. В нижнее положение ее устанавливают при регулировочных работах, при этом фиксатор находится в зацеплении с маховиком.