Глава 3.4.4. Кривошипно-шатунный механизм КамАЗ 6x6
Коленчатый вал (рис. 15) имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки.
В шатунных шейках вала выполнены внутренние полости, которые сообщаются с масляными каналами в коренных шейках. В этих полостях под действием центробежной силы оседают загрязнения моторного масла. Загрязняющие частицы скапливаются во втулках 3. Полости снаружи закрыты заглушками 4.
Рис. 15. Коленчатый вал в сборе:
1— передний противовес; 2 — шестерня привода масляного насоса; 3 — втулка; 4 — заглушка шатунной шейки; 5 — задний противовес; 6 — ведущая шестерня, 7 — маслоотражатель; 8 — коленчатый вал
На носке и хвостовике коленчатого вала установлены шестерня 2 привода масляного насоса и ведущая шестерня 6 в сборе с маслоотражателем 7. Выносные противовесы 5 и / съемные, закреплены на валу прессовой посадкой.
От осевых перемещений коленчатый вал зафиксирован четырьмя полукольцами, установленными в проточках задней коренной опоры так, что сторона с канавками прилегает к упорным торцам вала.
Хвостовик коленчатого вала уплотнен резиновым самоподжимным сальником, установленным в картере маховика.
Маховик (рис. 16) закреплен болтами на заднем торце коленчатого вала и точно зафиксирован на нем двумя штифтами и установочной втулкой 8. Зубчатый венец 1 маховика служит для пуска двигателя стартером.
Рис. 16. Маховик:
1 — зубчатый венец; 2 — фиксатор маховика; 3— маховик; 4 и 8 — установочные втулки; 5 —сухарь отжимного рычага сцепления; 6 — болт крепления маховика; 7 —упорное пружинное кольцо; 9 — манжета первичного вала коробки передач
Шатуны 3 (рис. 17) стальные, двутаврового сечения; нижняя головка выполнена с прямым и плоским разъемом. Шатун окончательно обрабатывают в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы. На крышке и шатуне нанесены метки 7 спаренности в виде трехзначных порядковых номеров. Кроме того, на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра. Подшипниками скольжения служат втулка 2 верхней головки шатуна и съемные вкладыши 8. Крышка 5 шатуна закреплена двумя шатунными болтами 4 с гайками 6.
Рис. 17. Шатунно-поршневая группа:
1 — поршень; 2 — втулка верхней головки шатуна; 3 — шатун; 4 — шатунный болт; 6 — крышка шатуна; 6 — гайки; 7 — метки спаренности; 8 — вкладыш нижней головки шатуна; 9 — упорное кольцо; 10 — палец; 11 — маслосъемное кольцо; 12 — компрессионные кольца.
Поршни 1 отлиты из алюминиевого сплава с вставкой из износостойкого чугуна под верхнее компрессионное кольцо. На поршне установлены два компрессионных кольца 12 и одно маслосъемное кольцо 11. Компрессионные кольца в своем сечении представляют одностороннюю трапецию. Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта хромом, нижнего — молибденом. Маслосъемное кольцо — коробчатого сечения с витым пружинным расширителем и хромированной рабочей поверхностью. В головке поршня выполнена тороидальная камера сгорания.
Палец. Поршень с шатуном соединены пальцем 10 плавающего типа, осевое перемещение пальца в поршне ограничено упорными кольцами 9. Поршневой палец изготовлен из хромоникелевой стали.
Вкладыши. Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника коленчатого вала невзаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеется отверстие для подвода масла и канавка для его распределения. Оба вкладыша нижней головки шатуна взаимозаменяемы.