Глава 3.4.6. Система смазки КамАЗ 6x6
Система смазки двигателя комбинированная, с «мокрым» картером. Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, втулкам коромысел, топливному насосу высокого давления, компрессору. Предусмотрена пульсирующая подача масла к верхним сферическим опорам штанг толкателей.
Система смазки включает масляный насос, фильтр очистки масла, центробежный фильтр очистки масла, масляный картер двигателя, воздушно-масляный радиатор, масляные каналы в блоке и головках цилиндров, передней крышке и картере маховика, клапаны для обеспечения нормальной работы системы, контрольные приборы, масляные трубопроводы и маслозаливную горловину.
Схема системы смазки показана на рис. 20. Из картера 14 через маслоприемник масло поступает в секции 9 и 10 масляного насоса.
Из секции 9 через канал в правой стенке блока масло направляется в полнопоточный фильтр 7 очистки масла, где очищается двумя фильтрующими элементами, затем в главную магистраль 6, откуда по каналам в блоке и головках
цилиндра к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, втулкам коромысел и верхним наконечникам штанг толкателей. К шатунным подшипникам коленчатого вала масло подается по отверстиям внутри вала от ближайшей коренной шейки. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, отводится в поршень и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках и подшипник верхней головки шатуна. Через каналы в задней стенке блока цилиндров и картере маховика масло под давлением поступает к подшипникам компрессора 19, а через каналы в передней стенке блока — к подшипникам топливного насоса 18 высокого давления. Из магистрали 6 предусмотрен отбор масла к выключателю 16 гидромуфты, который установлен на переднем торце блока и управляет работой гидромуфты 15 привода вентилятора.
Рис. 20. Схема системы смазки:
1 — центробежный масляный фильтр; 2 — кран включения масляного радиатора; 3 — перепускной клапан центробежного масляного фильтра; 4 — клапан сливного отверстия центробежного масляного фильтра; 5 — перепускной клапан фильтра очистки масла; 6 — главная масляная магистраль; 7 — фильтр очистки масла; 8 — клапан системы смазки; 9 — нагнетающая секция масляного насоса; 10 — радиаторная секция масляного насоса; 11 — предохранительный клапан нагнетаю¬щей секции; 12 — масляный радиатор; 13— предохранительный клапан радиаторной секции; 14 — картер масляный; 15 — гидромуфта привода вентилятора; 16 — выключатель (термосиловой датчик); 17 — кран включения гидромуфты; 18— топливный насос высокого давления; 19— компрессор; 20 — сапун; 21 — указатель уровня масла; 22 — манометр.
Из радиаторной секции 10 масляного насоса масло направляется к центробежному фильтру 1, далее в радиатор 12 и затем сливается в картер 14. При закрытом кране 2 (рис. 21) масло из центробежного фильтра через сливной клапан 4 (рис. 20) сливается в картер двигателя, минуя радиатор.
Остальные детали и узлы двигателя смазываются разбрызгиванием и масляным туманом.
Масляный насос (рис. 22)
Рис. 21. Кран включения масляного радиатора:
1 — центробежный масляный фильтр; 2 — кран включения масляного радиатора.
На двигателе могут быть установлены насосы, ведомая шестерня привода которых закреплена на валике самостопорящейся гайкой. В корпусах У и 5 секций установлены предохранительные клапаны 11 и 18, отрегулированные на давление открытия 8,5—9,5 кгс/см2 и предназначенные для ограничения максимального давления на выходе из секций насоса, и клапан 14 системы смазки, поддерживающий давление 4,0—5,5 кгс/см2 в главной магистрали двигателя.
Фильтр очистки масла (рис. 23), установленный на правой стороне блока цилиндров, состоит из корпуса 19, двух колпаков 24 и сменных фильтрующих элементов 23. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан 16 с сигнализатором засоренности фильтроэлементов, имеются два резьбовых отверстия для установки датчиков давления и сигнализации о недопустимом понижении (менее 0,7 кгс/см2)’ давления масла в главной магистрали. Клапан пропускает неочищенное масло в главную магистраль при низкой температуре последнего или значительном засорении фильтрующих элементов при перепадах давления на элементах 2,5— 3,0 кгс/см2.
Степень засоренности фильтроэлементов можно определить на прогретом двигателе при частоте вращения
Рис.22 Масляный насос
1 — корпус радиаторной секции; 2 — ведущая шестерня радиаторной секции; 3 — проставка; 4 — ведущая шестерня нагнетающей секи г* л; 5 — корпус нагнетающей секции; 6 — ведомая шестерня привода насоса; 7 — шпонка; 8 — валик ведущих шестерен; 9— ведомая шестерня нагнетающей секции; 10 — ведомая шестерня радиаторной секции; 11 — предохранительный клапан радиаторной секции; 12, 13 и 17 — пружины клапанов; 13 и 16 — пробки клапанов; 14 — клапан системы смазки; 18 — предохранительный клапан нагнетающей секции
Рис. 23. Фильтр очистки масла:
1 — стержень; 2 —упорное кольцо; 3 и 7 — шайбы; 4 и 22 — уплотнительные кольца; 5 — пружина колпака; 6 — уплотнительная чашка; 8— пружина перепускного клапана; 9 — винт сигнализатора; 10— пробка перепускного клапана; 11, 18, 20 и 26 — прокладки; 12 — регулировочная шайба; 13 — корпус сигнализатора: 14 — подвижный контакт сигнализатора; 15 — пружина контакта сигнализатора; 16 — перепускной клапан; 17 — пробка; 19 — корпус фильтра; 21 — втулка корпуса; 23 — фильтрующий элемент; 24 — колпак; 25 — пробка сливного отверстия 2600 об/мин с помощью лампы, подсоединенной к выводу сигнализатора и установленной в кабине автомобиля. Свечение лампы указывает на необходимость замены фильтроэлементов.
Рис. 24. Центробежный масляный фильтр:
1 — корпус: 2 — колпак ротора: 3 — ротор; 4 — колпак фильтра; 5—гайка крепления колпака ротора; в —упорный шарикоподшипник; 7 — упорная шайба; 8 — гайка крепления ротора; 9 —гайка крепления колпака фильтра; 10— верхняя втулка ротора; 11 —ось ротора, 12 — экран; 18 — нижняя втулка ротора; 14 — палец стопора; 15 — пластина стопора; 16 — пружина стопора; П.— трубка отвода масла.
Центробежный масляный фильтр (рис. 24) с активно-реактивным приводом ротора установлен на передней крышке блока цилиндров с правой стороны двигателя. Ротор 3 в сборе с колпаком 2 приводится во вращение струей масла, вытекающей из щели-сопла в оси 11 ротора, а также реактивными силами, возникающими при выходе масла из ротора в канал оси через тангенциальные сопла.
При работе двигателя масло из радиаторной секции насоса под давлением подается в фильтр, обеспечивая вращение ротора. Под действием центробежных сил механические частицы отбрасываются к внутренней стенке колпака ротора и задерживаются, а очищенное масло через отверстие в оси ротора и трубку 17 поступает в воздушно-масляный радиатор или через сливной клапан в корпусе фильтра, отрегулированный на давление 0,5—0,7 кгс/см2, в картер двигателя. Перепускной клапан, установленный в корпусе фильтра, отрегулирован на давление 6,0—6,5 кгс/см2, ограничивая его перед центрифугой.
Во избежание нарушения балансировки при обслуживании фильтра на роторе и колпаке нанесены метки, которые необходимо совмещать при его сборке.
Масляный картер закреплен на нижней плоскости блока цилиндров болтами. Между картером и блоком установлена резинонробковая прокладка для обеспечения герметичности соединения. Для предотвращения быстрого перетекания масла при ускорениях движения автомобиля в картер вварена перегородка. В нижней части картера имеется сливное отверстие, закрытое пробкой.