Глава 3.4.12. Электрофакельное устройство КамАЗ 6x6
Электрофакельное устройство (ЭФУ) предназначено для облегчения пуска холодного двигателя при температуре воздуха до минус 25°С.
Принцип действия ЭФУ основан на подогреве воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, факелом свечей. Факельные свечи подсоединены к магистрали низкого давления системы питания двигателя топливом на участке фильтр тонкой очистки топлива — топливный насос высокого давления.
Ток, потребляемый ЭФУ, не превышает 24 А, что не оказывает отрицательного влияния на последующий стартерный разряд аккумуляторных батарей. При этом в четыре — шесть раз снижается ток, потребляемый стартером, за счет появления более ранних вспышек в цилиндрах двигателя.
Принципиальная электрическая схема устройства представлена на рис. 46. При включении кнопочного выключателя 6 напряжение от аккумуляторных батарей через амперметр 7, реле 3 и термореле 4 подается на факельные свечи 10, 11 и происходит их разогрев. Одновременно с разогревом свечей нагревается и срабатывает термореле, включая электромагнитный клапан 9 и контрольную лампу блока 5. При этом клапан 9 открывает доступ топлива к свечам, а загорание контрольной лампы указывает на готовность устройства к пуску двигателя.
Кроме того, при включении кнопки 6 напряжение подается на реле, которое разрывает цепь обмотки возбуждения генератора, что необходимо для защиты свечей от напряжения, вырабатываемого генератором, когда выход двигателя на устойчивый режим сопровождается работой ЭФУ. Сохранение факела при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя после пуска способствует быстрому выходу его на самостоятельный режим работы и уменьшению дымления, возникающего у непрогретого двигателя.Сопротивление спирали термореле 4 выбрано таким образом, чтобы на выводах свечей обеспечивалось напряжение 19 В (номинальное напряжение свечи).
При пуске двигателя выключателем 13 через дополнительное реле 8 включается стартер и реле, контакты которого шунтируют термореле, т. е. на выводы свечей подается напряжение в обход спирали термореле, так как при проворачивании коленчатого вала двигателя стартером напряжение на выводах батарей снижается.
Проверка работоспособности ЭФУ. Работу ЭФУ проверяйте при исправных и заряженных аккумуляторных батареях в следующем порядке:
проверьте исправность контрольной лампы ЭФУ на щитке приборов в кабине (нажатием кнопки контроля);
включите ЭФУ и проверьте исправность свечей по отклонению стрелки амперметра. Разрядный ток, соответствующий 30 А, свидетельствует об исправном состоянии нагревателей свечей. Одновременно определите время от момента включения ЭФУ до загорания контрольной лампы. Для первого включения ЭФУ оно должно составлять при положительной температуре воздуха 50—70 с, а при отрицательной— 70—110 с.
Примечание. При повторном включении ЭФУ время загорания контрольной лампы сокращается, поэтому для получения достоверного значения необходимо дать остыть термореле до температуры окружающего воздуха;
проверьте наличие факела пламени во впускных коллекторах. Для проверки факела:
выверните свечи из коллекторов, присоедините к ним топливопроводы и электропровода;
обеспечьте надежное соединение корпусов свечей с «массой» и убедитесь, что вывод изолирован от «массы»;
включите ЭФУ и стартером прокрутите коленчатый вал. При отсутствии пламени замените неисправную свечу.
Возможные неисправности ЭФУ, причины и способы их устранения
Причина неисправности |
Способ устранения |
Стрелка амперметра зашкаливает |
|
Замыкание свечи на «массу» |
Отсоедините провод от вывода левой свечи, исключив контакт наконечника с «массой», и вновь включите ЭФУ. При зашкаливании стрелки отсоедините провод от вывода правой свечи. Отсутствие зашкаливания стрелки указывает на замыкание правой свечи. Замените отказавшую свечу. После устранения замыкания рекомендуется проверить состояние изоляции электропроводки, работоспособность термореле и реле, обеспечивающее включение аккумуляторных батарей автомобиля, а если замыкание произошло при пуске двигателя, работоспособность шунтирующего реле. |
Замыкание спирали термореле |
Если свечи исправны, отсоедините от термореле провод, соединяющий его с кнопкой включения ЭФУ. Отсутствие зашкаливания стрелки при повторном включении ЭФУ указывает на замыкание спирали термореле. Замените термореле. |
Стрелка амперметра не отклоняется |
|
Перегорание спирали термореле |
Включите ЭФУ и проверьте напряжение на выводах термореле. Отсутствие напряжения на выводе со стороны штекерного соединения при наличии напряжения на другом выводе свидетельствует о перегорании спирали. Замените термореле. |
Перегорание свечей или отсутствие контакта в цепи |
Включите ЭФУ и проверьте наличие напряжения на выводах каждого изделия ЭФУ, начиная с факельных свечей. Наличие напряжения на выводе правой свечи свидетельствует о перегорании свечей. Замените свечи или восстановите контакт. |
Стрелка амперметра показывает вдвое меньший ток разряда (находится между отметками «30» и «0», одна из свечей холодная) |
|
Перегорание одной из свечей |
Включите ЭФУ на 10-15 с, затем замените холодную свечу |
Нет факела свечи |
|
Топливо не поступает к свече |
Ослабьте топливоподводящий штуцер на свече. Включите ЭФУ и после загорания контрольной лампы (открытие электромагнитного клапана) прокрутите стартером коленчатый вал. Если топливо при открытом клапане не просачивается через неплотно завернутое резьбовое соединение штуцера, устраните неисправность в топливной системе. |
Топливо не проходит через свечу |
Выверните свечу из коллектора, подсоедините к ней топливопроводы и электропроводы. Обеспечьте надежное соединение корпуса свечи с «массой» и убедитесь, что вывод изолирован от «массы». Включите ЭФУ и стартером прокрутите коленчатый вал. При отсутствии пламени замените неисправную свечу. |
Негерметичность топливной системы |
Устраните негерметичность |
Рис. 46. Схема системы пуска двигателя и электрофакельного устройства (ЭФУ)
1 - к реле отключения обмотки возбуждения генератора; 11 – к дистанционному выключателю «массы»; 1 – реле блокировки стартера; 2 – тахометр; 3 – реле включения ЭФУ; 4 – термореле ЭФУ; 5 – блок контрольных ламп; 6 – выключатель кнопочный ЭФУ; 7 – амперметр; 8 – реле стартера; 9 – клапан электромагнитный ЭФУ; 10 и 11 – свечи факельные; 12 – стартер; 13 – выключатель приборов и стартера; 14 – выключатель дублирующий стартера; 15 – розетка внешнего пуска; 16 и 17 – батареи аккумуляторные; 18 – выключатель «массы»; 19 – генератор.