Глава 3.4.13. Предпусковой подогреватель КамАЗ 6x6
Предпусковой подогреватель предназначен для нагрева жидкости в системе охлаждения и масла в картере двигателя перед его пуском в холодное время года.
Техническая характеристика |
|
Тип |
ПЖД-30 |
Теплопроизводительность, ккал/ч |
26000 |
Топливо |
Применяемое для двигателя |
Расход топлива, кг/ч |
4,5 |
Воспламенение топлива |
Электроискровой свечой от транзисторного коммутатора с катушкой зажигания |
Время работы свечи, с, не более |
30 |
Рис. 47. Установка предпускового подогревателя на автомобиле:
1 - электромагнитный клапан; 2 - котел с горелкой; 3 - воронка для заливки жидкости; 4 - двигатель; 5 - топливный бачок; 6 - передняя поперечина рамы; 7 - насосный агрегат
В горелке топливо смешивается с воздухом. Образовавшаяся смесь воспламеняется и сгорает. Горелка съемная, крепится к котлу подогревателя болтами. На горелке установлены электроискровая свеча и топливный электромагнитный клапан в сборе с форсункой и электронагревателем топлива.
Котел подогревателя состоит из двух связанных между собой полостей: внутренней и наружной. В нем охлаждающая жидкость нагревается.
Рис. 48. Схема электрооборудования предпускового подогревателя:
1—электродвигатель насоса ПЖД; 2 — катушка зажигания ПЖД с аккумулятором; 3 — свеча искровая; 4 — клапан электромагнитный; 5 — нагреватель топлива; 6 — реле нагревателя; 7 — контактор; 8 — предохранитель 30 А; 9 — переключатель управления ПЖД.
Положения переключателя режимов работы: 0 — все выключено; I — розжиг подогревателя; II —работа; III —продувка и пусковой нагрев топлива
Насосный агрегат состоит из вентилятора (нагнетателя), топливного и жидкостного насосов, приводимых в действие от одного электродвигателя. Жидкостный насос центробежного типа предназначен для обеспечения циркуляции теплоносителя между предпусковым подогревателем и системой охлаждения двигателя. Вентилятор центробежного типа обеспечивает подачу воздуха в горелку котла подогревателя. Топливный насос шестеренного типа обеспечивает подачу топлива под давлением к форсунке котла подогревателя.
Система электроискрового розжига предназначена для обеспечения искрового разряда в горелке при пуске подогревателя. Топливная смесь в горелке котла подогревателя воспламеняется высоковольтным разрядом, который образуется между электродами свечи 3 (рис. 48). Высокое напряжение на электродах свечи создается транзисторным коммутатором с индукционной катушкой 2.
Система дистанционного управления подогревателем дает возможность управлять работой подогревателя как при рабочем положении кабины автомобиля, так и при опрокинутой кабине.
Переключатель управления работой подогревателя, установленный на кронштейне в кабине, имеет четыре положения:
положение 0; все выключено;
положение I; включен электродвигатель насосного агрегата, электромагнитный топливный клапан и электроискровая свеча;
положение II; включен электродвигатель насосного агрегата и электромагнитный топливный клапан;
положение III; включен электродвигатель насосного агрегата и электронагреватель топлива.
Подогреватель работает следующим образом. Топливный насос подогревателя отбирает топливо из бачка 14 (рис. 49), которое через открытый электромагнитный клапан подводится к форсунке и впрыскивается во внутреннюю полость горелки котла подогревателя. Распыленное топливо смешивается с подаваемым вентилятором воздухом, воспламеняется и сгорает, нагревая в котле 4 охлаждающую жидкость. Продукты сгорания топлива через выпускную трубу 3 направляются под масляный картер 1 двигателя и нагревают в нем масло.
Топливо очищается фильтрами, установленными в электромагнитном клапане и форсунке.
Питание подогревателя осуществляется из специального топливного бачка, заполнение которого происходит автоматически при работающем двигателе. При неработающем двигателе бачок может быть наполнен ручным топливоподкачивающим насосом, установленным на топливном насосе высокого давления.
Расход топлива регулируется с помощью редукционного клапана, установленного на топливном насосе. Для увеличения количества топлива отверните колпачковую гайку, контргайку регулировочного винта и проворачивайте винт вправо до выхода подогревателя на устойчивый режим работы.
При эксплуатации предпускового подогревателя следите, чтобы не было течи охлаждающей жидкости и топлива в соединениях трубопроводов, шлангов и кранов. Соединения топливопроводов с подогревателем должны быть герметичны, так как подсос воздуха в топливную систему не допускается. Наличие воздуха или течь в топливной системе подогревателя приводит к ненадежной работе и произвольной остановке подогревателя.
Работа подогревателя с открытым пламенем на выпуске недопустима.
Проверка работоспособности предпускового подогревателя. Нормальная работа предпускового подогревателя определяется по равномерному гулу горения в котле и выходу отработавших газов без дыма и открытого пламени. При необходимости отрегулируйте расход топлива редукционным клапаном топливного насоса, для чего:
отверните колпачковую гайку на топливном насосе; ослабьте контргайку регулировочного винта; поворачивая регулировочный винт вправо (подача топлива увеличивается) или влево (подача топлива уменьшается), отрегулируйте режим работы подогревателя.
По окончании регулирования застопорите регулировочный винт контргайкой и наверните колпачковую гайку.
Для обеспечения нормальной работы подогревателя регулируйте подачу топлива при отрицательных температурах окружающего воздуха.
После мойки автомобиля или преодоления брода в холодное время года удалите воду, попавшую в воздушный тракт вентилятора, включением насосного агрегата на 3—4 мин (поставьте переключатель в положение III, предварительно отсоединив провод электронагревателя топлива).
Рис. 49. Схема работы предпускового подогревателя:
1 — картер двигателя; 2 — насосный агрегат; 3 —труба отвода газов; 4 — котел подогревателя; 5 — воздухопровод к горелке подогревателя; 6 — труба подвода жидкости из подогревателя в блок; 7 и 11 — трубы отвода жидкости из блока в подогреватель; 8 — фильтр тонкой очистки топлива; 9 — подводящий топливопровод к насосу низкого давления; 10 — сливной топливопровод; 12 — ручной топливоподкачивающий насос; 13 — водяной насос системы охлаждения двигателя; 14 — топливный Сачок подогревателя; 15 — топливный кран подогревателя; 16 — подводящий топливопровод к топливному насосу подогревателя.
Возможные неисправности предпускового подогревателя, причины и способы их устранения |
|
Причина неисправности |
Способ устранения |
При пуске подогревателя не вращается электродвигатель насосного агрегата, срабатывает предохранитель. |
|
Примерзание крыльчатки вентилятора из-за неполного удаления воды после мойки автомобиля или преодоления брода. |
Подручными средствами (факел, паяльная лампа) подогрейте корпус вентилятора и жидкостный насос. При этом следите, чтобы пламя не попадало на шланги и провода. |
Отсутствует искра на электродах свечи |
|
Нет напряжения на наконечниках проводов, подводящих напряжение к индукционной катушке. |
Определите место повреждения электрической цепи и устраните неисправность. |
Не работает коммутатор высокого напряжения. |
Отсоедините провод высокого напряжения от свечи и закрепите его конец на расстоянии 3-5 мм от «массы» автомобиля. Если при переводе переключателя в положение I искра отсутствует, индукционную катушку замените. |
Не работает искровая свеча |
Замените свечу |
Не работает электронагреватель топлива |
|
Отсутствует напряжение на контакте питания нагревателя. |
Нет контакта в цепи питания электронагревателя, сгорело реле в цепи электронагревателя. Подтяните контакты; реле при необходимости замените. |
Не работает нагревательный элемент |
Замените нагревательный элемент. |
Отсутствует или недостаточна подача топлива к форсунке |
|
Не работает электродвигатель насосного агрегата. |
Проверьте цепь электродвигателя; проверьте затяжку наконечников на выводах. |
Не срабатывает электромагнитный клапан (нет щелчка при переводе переключателя в положение II) |
Проверьте исправность цепи, подводящей ток к клапану, и затяжку проводов на выводах. |
Засорился топливный фильтр в электромагнитном клапане или в форсунке. |
Снимите фильтр, промойте и продуйте сжатым воздухом, при необходимости замените фильтр. |
Засорилась форсунка. |
Снимите форсунку и разберите ее. Промойте детали бензином или ацетоном. Соберите форсунку и проверьте распыление топлива, не вворачивая форсунку в горелку |
Наличие воздуха в топливной магистрали |
Прокачайте топливную систему, ослабив крепление трубки к электронагревателю топлива. При появлении топлива закрепите трубку. Установите место подсоса воздуха, проверив соединение трубопроводов. |
Недостаточное давление топлива, подаваемого насосом. |
Отрегулируйте расход топлива редукционным клапаном топливного насоса. |
Подогреватель при работе дымит или наблюдается открытое пламя. |
|
Неправильно отрегулирована подача топливного насоса. |
Уменьшите расход топлива, отрегулировав редукционный клапан на топливном насосе. |
Мала частота вращения вала электродвигателя. |
Подзарядите аккумуляторную батарею; проверьте исправность электродвигателя |
Образовался нагар в камере сгорания в котле подогревателя. |
Разберите узлы, удалите нагар и продуйте сжатым воздухом. |
Продолжительный прогрев двигателя подогревателем. |
|
Мал расход топлива из-за засорения фильтров, форсунки, негерметичность топливопроводов, неправильной регулировки топливного насоса. |
Промойте фильтры, форсунку, устраните негерметичность топливопроводов, отрегулируйте редукционный клапан топливного насоса. |
Мала частота вращения вала электродвигателя. |
Подзарядите аккумуляторную батарею, проверьте исправность электродвигателя. |