Глава 3.5.1. Сцепление КамАЗ 6x6
Сцепление предназначено для обеспечения плавного трогания автомобиля с места и разъединения двигателя с трансмиссией при переключении передач. Состоит из механизма сцепления и привода сцепления.
Механизм сцепления. Особенностями механизма сцепления (рис. 50) являются: наличие устройства (не требующего регулировки в процессе эксплуатации) для автоматической установки среднего ведущего диска в среднее положение при выключении сцепления; термостойкая накладка ведомого диска с большим сроком службы; определенная форма кожуха, обеспечивающая фиксацию нажимных пружин.
Ведущие диски: нажимной 4 и средний 2 — имеют на наружной поверхности по четыре шипа, которые входят в специальные пазы маховика и передают крутящий момент двигателя на поверхности трения ведомых дисков 1 с фрикционными накладками 22, ступицы которых установлены на шлицах первичного вала коробки передач. Штампованный кожух 17 сцепления установлен на маховике 21 с помощью втулок 3 и закреплен десятью болтами М10 и двумя М8. Между кожухом и нажимным диском размещены нажимные пружины 16, под действием которых ведомые диски зажимаются между нажимным и средним ведущими дисками и маховиком.
Средний ведущий диск 2 имеет рычажный механизм 27. Он автоматически устанавливает диск 2 в среднее положение при выключении сцепления.
Выключающее устройство сцепления состоит из установленных на нажимном диске 4 оттяжных рычагов 6 с упорным кольцом 14, муфты 12 выключения сцепления с подшипником 10, смонтированной на крышке первичного вала коробки передач, и вилки 13 выключения, размещенной на валу 15 в картере сцепления.
Привод механизма сцепления (рис. 51) состоит из педали 1 сцепления с оттяжной пружиной 8, главного цилиндра 9, пневмогидравлического усилителя 11, трубопроводов 10 и шлангов для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к усилителю сцепления, трубопровода 14 подвода воздуха от пневмопривода тормозов к усилителю сцепления.
Пневмогидравлический усилитель (рис. 52) привода сцепления служит для уменьшения усилия, необходимого для нажатия педали сцепления. Он крепится двумя болтами к фланцу картера сцепления с правой стороны силового агрегата.
При нажатии педали сцепления давление жидкости из главного цилиндра передается по трубопроводам и шлангам в пневмогидроусилитель привода сцепления на гидравлический поршень и поршень следящего устройства, которое автоматически изменяет давление воздуха в силовом пневмоцилиндре усилителя пропорционально усилию на педали сцепления.
Рис. 50. Механизм сцепления:
1 — ведомый диск: 2 — средний ведущий диск; 3 — установочная втулка; 4 — нажимной диск; 5 — вилка стяжного рычага; 6 — оттяжной рычаг; 7 — пружина упорного кольца; 8 — шланг для смазывания муфты; 9 — петля пружины; 10— выжимной подшипник; 11 — оттяжная пружина; 12 — муфта выключения сцепления; 13— вилка выключения сцепления; 14 — упорное кольцо; 15 — вал вилки; 16 — нажимная пружина; 17 — кожух сцепления; 18 — теплоизолирующая шайба; 19 — болт крепления кожуха; 20 — картер сцепления; 21 — маховик; 22 — фрикционная накладка; 23 — первичный вал; 24 — диск гасителя крутильных колебаний; 25 — пружина гасителя крутильных колебаний; 26 — кольцо ведомого диска; 27 — механизм автоматического регулирования положения среднего ведущего диска
Рис. 51. Привод механизма сцепления:
1 — педаль; 2 — нижний упор; 3 — кронштейн; 4 — верхний упор; 5 — рычаг; 6 — эксцентриковый палец; 7 — толкатель поршня; 8— пружина оттяжная; У — главный цилиндр; 10 — гидравлический трубопровод; И — пневмогидравлический усилитель; 12 — пробка; 13 — перепускной клапан; 14 — пневматический трубопровод; 15 — защитный чехол; 16 — толкатель поршня; 17 — гайка сферическая регулировочная; 18 — бачок компенсационный
Рис. 52. Пневмогидравлический усилитель:
1 — сферическая гайка; 2 — контргайка; 3 — толкатель поршня выключения сцепления; 4 — защитный чехол; 5 и 30 — упорные кольца; 6 — корпус уплотнения поршня; 7, 18 — уплотнительные кольца; 5—манжета следящего поршня; 9 — следящий поршень; 10 — корпус следящего поршня; 11 — перепускной клапан; 12 — колпачок; 13 — уплотнитель выпускного отверстия; 14 — крышка выпускного отверстия; 15 — винт крепления крышки; 16 — диафрагма следящего устройства; 17 — седло диафрагмы; 19 — пружина диафрагмы; 20 и 33 — пробки; 21 — возвратная пружина; 22 — седло впускного клапана; 23 — впускной клапан; 24 — стержень клапанов; 25 — крышка подвода воздуха; 26 — выпускной клапан; 27 — регулировочные прокладки; 28 — гайка; 29 — шайба диафрагмы; 31 — пневматический поршень; 32 — прокладка; 34 и 42 — манжеты поршня; 35 — передний корпус; 36 — пружина поршня; 37 — шайба; 38 — манжета уплотнителя; 39 — распорная втулка; 40 — распорная пружина; 41 — упорная втулка; 43 — поршень выключения сцепления; 44 — задний корпус.
Техническая характеристика |
|
Модель сцепления |
14 |
Передаваемый крутящий момент, кгс м |
65 |
Число трудящихся поверхностей |
4 |
Диаметр фрикционных накладок, мм: |
|
наружный |
350 |
внутренний |
200 |
Толщина, мм: |
|
Ведомого диска с накладками |
11 |
накладки |
4,5 |
Число нажимных пружин |
12 |
Усилие пружин, кгс: |
|
При включенном сцеплении |
1080-1200 |
При выключенном сцеплении |
1164-1284 |
Число оттяжных рычагов нажимного диска |
4 |
Передаточное число оттяжных рычагов |
4,85 |
Гаситель крутильных колебаний |
Пружинно-фрикционный. |
Возможные неисправности сцепления, причины и способы их устранения |
|
Причина неисправности |
Способ устранения |
Сцепление пробуксовывает |
|
Отсутствует свободный ход муфты выключения сцепления |
Отрегулируйте свободный ход муфты. |
Попадание смазки на поверхности трения. |
Снимите сцепление с двигателя и промойте бензином или замените фрикционные накладки или ведомые диски в сборе. |
Износ или разрушение фрикционных накладок |
Замените фрикционные накладки или ведомые диски в сборе, отрегулируйте привод сцепления. |
Уменьшение усилия нажимных пружин |
Замените нажимные пружины вместе с паронитовыми накладками. |
Сцепление «ведет» |
|
Привод сцепления не обеспечивает необходимого хода рычага вала вилки выключения сцепления |
Проверьте исправность привода сцепления (возможны попадание воздуха в гидросистему, утечка рабочей жидкости, увеличение свободного хода и др.). Устраните обнаруженные неисправности. |
Коробление ведомых дисков |
Ведомые диски выправить либо заменить. |
Передаточные числа коробки передач |
|
Первая передача |
7,82 |
Вторая передача |
4,03 |
Третья передача |
2,50 |
Четвертая передача |
1,53 |
Пятая передача |
1,0 |
Передача заднего хода |
7,38 |