Глава 3.5.2. Коробка передач КамАЗ 6x6
На коробке передач установлен выключатель фонарей заднего хода. Фонари загораются при включении передачи заднего хода*.
Для предотвращения одновременного включения двух передач в крышке между штоками установлен замок шарикового типа. Для предохранения от случайного включения передачи заднего хода или первой передачи при движении автомобиля в крышке имеется пружинно-пальчиковый предохранитель разрезного типа.
Манжеты, установленные в крышках первичного и вторичного валов, предохраняют внутреннюю полость коробки передач от попадания пыли и грязи и предотвращают утечку масла. В передней коробке установлен магнит для улавливания металлических частиц — продуктов износа.
Коробка передач состоит из следующих основных узлов: картера 34 (рис. 53) коробки передач, в котором смонтированы первичный /, вторичный 35 и промежуточный 33 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками, блока шестерен заднего хода, верхней крышки 18 коробки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреплен картер 38 сцепления. Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками.
Крышка 2 заднего подшипника первичного вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера сцепления. Во внутреннюю полость крышки вставлены две самоподжимные манжеты 39. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку. Внутренняя полость большого диаметра предназначена для размещения в ней маслонагнетательного устройства; спиральные лопатки на торце этой полости препятствуют раскручиванию масла в нагнетательной полости маслонагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центробежные силы, а значит, способствуют повышению избыточного давления масла в полости нагнетания. В верхней части крышки имеется отверстие для подвода масла из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания.
Крышка 20 заднего подшипника вторичного вала крепится к заднему торцу картера коробки передач, центрируется по наружной обойме заднего шарикоподшипника 22 вторичного вала. В задней части крышки установлена манжета 25 с пыльником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка.
Рис. 53. Коробка передач (продольный разрез):
1 — первичный вал; 2 — крышка заднего подшипника первичного вала; 3 и 23 — регулировочные прокладки; 4 — шток рычага; 5 — защитное кольцо; 6 — крышка опоры рычага; 7 — сухарь опоры рычага; 8 — кольцо уплотнительное; 9 — опора штока; 10 — пружина; 11 — опора рычага переключения передач; 12 — ось блока шестерен заднего хода; 13 и 31 — упорные шайбы; 14 — блок шестерен заднего хода; 15— роликоподшипник: 16 — болт со штифтом в сборе; 17 — стопорная шайба; 18 — верхняя крышка; 19, 32 и 36 — уплотнительные прокладки; 20 — крышка заднего подшипника вторичного вала; 21 — упорное кольцо; 22 — шарикоподшипник задний вторичного вала; 24 — втулка; 25 и 39 — уплотнительные манжеты; 26 — гайка крепления фланца; 27 — фланец крепления карданного вала; 28 — стакан заднего подшипника промежуточного вала; 29—крышка подшипника; 30 — роликоподшипник сферический; 33 — промежуточный вал; 34 — картер коробки передач; 35 — вторичный вал; 37 — крышка переднего подшипника промежуточного вала; 38 — картер сцепления; 40 — вилка выключения сцепления; 41 — вал вилки выключения сцепления; 42 — муфта выключения сцепления
В приливах правой стенки коробки передач выполнена расточка, в которую запрессована ось 12 блока шестерен заднего хода. От выпадания ось крепится стопорной шайбой 17, привернутой болтом 16, имеющим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение от вытекания смазки.
Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрывается пробкой со встроенным масляным щупом. В нижней части картера (рис. 54) в бобышках завернуты пробки 8 и 9 сливных отверстий; в пробку 8 вмонтирован магнит, который улавливает металлические частицы, находящиеся в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробки отбора мощности, которые закрыты крышками 5 с уплотнительными прокладками 6. Допустимый отбор мощности по 22,06 кВт (30 л. с.) с каждого люка. Отбор мощности возможен на ходу, включение — при остановке автомобиля.
Во внутренней полости картера в передней части левой стенки, примыкающей к переднему торцу картера, отлит маслонакопитель, куда при вращении шестерен забрасывается масло и по сверлению в передней стенке картера поступает в полость крышки первичного вала и на маслонагнетающее кольцо. Шестерни коробки передач скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестернями по пятну контакта и уровню шума.
Рис. 54. Коробка передач модели 14. Вид сзади:
1 — рычаг переключения передач; 2 — уплотнительный штифт; 3 — установочный винт; 4 — рычаг вала вилки выключения сцепления; 5 — крышка люка отбора мощности; 6 — уплотнительная прокладка; 7 — указатель уровня масла с пробкой в сборе; 8 — сливная пробка с магнитом; 9— сливная пробка
Первичный вал коробки передач (рис. 55) выполнен заодно с шестерней; его передней опорой является шарикоподшипник, расположенный в расточке коленчатого вала. Полость подшипника заполняется смазкой № 158 и уплотняется манжетой. На задний конец вала с упором в торец шестерни посажены шарикоподшипник 2 и маслонагнетающее кольцо 5, стопорящееся от проворачивания на валу шариком 6. Пакет стягивается кольцевой гайкой 4, поясок которой раскернивается в пазы вала, и таким образом стопорится.
Маслонагнетающее кольцо на наружной поверхности имеет правую, трехзаходную винтовую нарезку, назначение которой подавать масло в нагнетательную полость.
Свободный ход первичного вала регулируется набором стальных прокладок 3 (рис. 53) толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между торцом крышки первичного вала и наружной обоймой подшипника.
Промежуточный вал 1 (рис. 56) выполнен заодно с венцами шестерен первой, второй передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы и закреплены сегментными шпонками 8 шестерни 7 и 6 третьей и четвертой передач и шестерня 3 привода промежуточного вала.
Вторичный вал 16 (рис. 57) в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с первичным валом. На переднем конце вала посажен подшипник 2 с приставным внутренним кольцом, все шестерни вала установлены на роликоподшипниках, из которых ролики 5 подшипника шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора. Шестерни 18 и 7 четвертой и третьей передач в осевом направлении закреплены упорной шайбой 4 с внутренними шлицами, которая установлена в выточке вала таким образом, что ее шлицы расположены против шлицев вала, и застопорена от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой 21.
По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на первичном валу.
Механизм переключения передач (рис. 58) размещен в крышке коробки передач. Каретки синхронизаторов и муфты включения первой передачи и заднего хода перемещаются рычагом, расположенным в кабине, через дистанционный привод, штоки и вилки. Вилки закреплены установочными винтами на штоках, перемещающихся в отверстиях верхней крышки.
Рис. 55. Первичный вал коробки передач в сборе:
1 — первичный вал; 2 — шарикоподшипник; 3 — упорное кольцо подшипника; 4— кольцевая гайка; 5 — маслонагнетающее кольцо; 6 — стопорный шарик
Рис. 56. Промежуточный вал в сборе:
1— промежуточный вал; 2 — передний роликоподшипник; 3 — шестерня привода промежуточного вала; 4 — упорное кольцо; 5 —распорная втулка; 6 — шестерня четвертой передачи; 7 — шестерня третьей передачи; S — сегментная шпонка
Рис. 57. Вторичный вал в сборе:
1 - упорное кольцо; 2 - передний роликоподшипник; 3 - синхронизатор четвертой и пятой передач; 4 и 15 - упорные шайбы; 5 - ролики подшипника четвертой передачи; 6 - втулка шестерни; четвертой передачи; 7 - шестерня третьей передачи; 8 - роликоподшипник; 9 - синхронизатор второй и третьей передач; 10 - шестерня второй передачи; 11 - шестерня заднего хода; 12 - муфта включения первой передачи и заднего хода; 13 - втулка шестерни первой передачи; 14 - шестерня первой передачи; 16 - вторичный вал; 17 - втулка шестерни заднего хода; 18 - шестерня четвертой передачи; 19 - пружина; 20 - втулка шестерни четвертой передачи; 21 - замковая шпонка
Рис. 58. Механизм переключения передач:
1 - заглушка; 2 - верхняя крышка коробки передач; 3 - вилка переключения четвертой и пятой передач; 4 - установочный винт; 5 - шплинтовочная проволока; 6 - вилка переключения второй и третьей передач; 7 - вила переключения первой передачи и заднего хода.
Механизм переключения передач состоит из трех штоков, трех вилок 3, 6 и 7 переключения, двух головок штоков, трех фиксаторов с шариками 5 (рис. 59), предохранителя 2 (рис. 60) включения первой передачи и заднего хода и замка штоков. Замок штоков состоит из двух пар шариков 1 (рис. 59) и штифта 4. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в сверлении среднего штока между шариками. Диаметры шариков и расстояния между штоками выбраны таким образом, что при перемещении любого штока из нейтрального положения шарики выходят из лунок перемещаемого штока и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их на корпус. Сверху на крышку механизма переключения установлена опора 11 (рис. 53) рычага со штоком 4, перемещающимся в сферической опоре 9. С правой стороны опоры ввернут установочный винт 3 (рис. 54), который фиксирует рычаг в нейтральном положении. В рабочем положении болт должен быть вывернут.
Рис. 59. Замок и фиксаторы механизма переключения:
1 — шарик замка; 2 — стакан стопорного шарика; 3 — пружина стопорного шарика; 4— штифт замка; 5 — стопорный шарик фиксатора
Дистанционный привод управления коробкой передач (рис. 61) состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках 13 из металлокерамики, уплотненных резиновыми кольцами 12 и поджатых пружиной 14. Сферические опоры передней тяги размещены в расточке кронштейна опоры рычага переключения передач и в картере маховика. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулировочный фланец 18.
Опора рычага переключения передач (рис. 62) состоит из кронштейна 1, опоры 7 уплотнителя люка, держателя 9 колпака, наконечника 13 рычага. Наконечник рычага через шайбу 11 поджат пружиной 10, пружина другим концом упирается в гайку 15, которая после заворачивания раскернивается в паз кронштейна. Верхняя плоскость гайки является рабочей поверхностью фрикционного тормоза' представляющего собой устройство, состоящее и зфрикционного диска 8, нажимного диска 16 и пружины. Сила трения фрикционного устройства гасит вибрации рычага переключения передач. Установочный винт 17 фиксирует рычаг переключения в нейтральном положении.
Рис. 60. Предохранитель механизма переключения передач:
1 — пружина предохранителя; 2 — предохранитель; 3 — толкатель предохранителя
Синхронизаторы (рис. 63) состоят из двух конусных колец, жестко связанных между собой блокирующими пальцами, и каретки, которая перемещается по шлицам вторичного вала. Пальцы в средней части имеют конические поверхности, являющиеся блокирующими. Отверстия в диске каретки, через которые проходят блокирующие пальцы, также имеют блокирующие поверхности в виде фасок с двух сторон отверстия. Конусные кольца не имеют жесткой связи с кареткой. Они соединены с кареткой с помощью фиксаторов, поджимаемых пружинами в канавки пальцев.
При передвижении каретки вилкой механизма переключения передач конусное кольцо, двигаясь вместе с кареткой, подводится к конусу шестерни. Вследствие разности частот вращения каретки, связанной с вторичным валом, и шестерни происходит сдвиг конусного кольца относительно каретки до соприкосновения блокирующих поверхностей пальцев с блокирующими поверхностями каретки, которые препятствуют дальнейшему осевому перемещению каретки. Выравнивание частот вращения при включении передачи обеспечивается трением между коническими поверхностями кольца синхронизатора и включаемой шестерни. Как только частоты вращения каретки и шестерни сравняются, блокирующие поверхности не будут препятствовать продвижению каретки и передача включится без шума и удара. В случае включения синхронизированных передач с шумом следует немедленно выяснить причину неисправности и устранить ее во избежание преждевременного выхода из строя синхронизаторов.
Рис. 61. Привод управления механизмом переключения передач:
1— кронштейн: 2 — опора рычага переключения передач: 3 — наконечник; 4 — рычаг переключения передач; 5 — рукоятка рычага; 6 и 16 — рычаги передней тяги; 7 — рычаг наконечника; 8 и 22 — контргайки; 9 и 21 — регулировочные болты; 10 — передняя тяга; 11 — сухарь; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — шаровая втулка; 14 — пружина; 15 — крышка шаровой опоры; 17 — промежуточная тяга; 18 — регулировочный фланец; 19 — соединительный болт; 20—верхняя крышка картера коробки передач; 23 — шток механизма переключения передач; 24 — болт крепления регулировочного фланца
Рис. 62. Опора рычага переключения передач:
1 — кронштейн; 2 — сегментная шпонка; 3 — чехол; 4 — рычаг наконечника; 5 — уплотнительная манжета наконечника; 6 — штифт; 7 — опора уплотнителя люка; 8 — фрикционный диск тормоза; 9 — держатель колпака; 10 — пружина; 11— опорная шайба пружины; 12 — ось наконечника рычага; 13 — наконечник рычага; 14 — резиновый чехол; 15 — упорная гайка пружины; 16 — нажимной диск тормоза; 17 — установочный винт; 18 — контргайка
Рис. 63. Синхронизатор четвертой и пятой передач:
1 и 4 — конусные кольца; 2 — каретка; 3 — блокирующий палец; 5— фиксатор; 6 — пружина
Возможные неисправности коробки передач, причины и способы их устранения |
|
Причина неисправности |
Способ устранения |
Затрудненное включение всех передач, включение передачи заднего хода в первой передачи со скрежетом |
|
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет») |
Отрегулируйте свободный ход муфты выключения сцепления |
Большое усилие на рычаге переключения передач |
|
Загрязнение опор тяг дистанционного управления. Отсутствие или загустевание смазки. |
Промойте опоры и заполните их свежей смазкой №158 |
Включение второй, третьей, четвертой и пятой передач с ударом и скрежетом |
|
Износ конусных колец синхронизатора, блокирующих фасок пальцев и каретки. Сниженное усилие вывода кареток из нейтрального положения. |
Замените синхронизатор |
Самовыключение передач на ходу автомобиля |
|
Неполное включение передачи из-за неисправности фиксаторов механизма переключения, износа лапок или сухарей вилок, ослабления крепления вилок и рычагов, разрегулирования дистанционного управления. |
Подтяните крепление, замените изношенные детали, отрегулируйте привод управления |
Не работает замок шлицев вторичного вала. |
Замените вал и соответствующий синхронизатор |
Передачи не включаются |
|
Износ деталей и разрегулирование дистанционного привода управления коробкой. |
Отрегулируйте привод и замените изношенные детали, подтяните крепления. |
Разрушены подшипники шестерен вторичного вала. |
Замените неисправные детали. |
Повышенный шум при работе коробки передач |
|
Повышенный износ или поломка зубьев шестерен. Разрушение подшипников шестерен. |
Замените неисправные детали. |
Разрушены подшипники валов. |
Замените неисправные детали. |
Течь масла из коробки передач |
|
Износ или потеря эластичности манжет |
Замените манжеты |
Повышенное давление в картере коробки. |
Промойте сапун |
Нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям. |
Подтяните крепежные детали или замените прокладки. |
Износ латунных колец синхронизаторов основной коробки передач. |
|
Неполное выключение сцепления при переключении передач. |
Замените синхронизаторы. Проверьте исправность работы сцепления и привода. |