Глава 3.5.4. Карданная передача КамАЗ 6x6
Карданная передача (рис. 66) состоит из четырех карданных валов: основного вала между коробкой передач и раздаточной коробкой, вала привода среднего моста, вала привода заднего моста и вала привода переднего моста.
Карданные валы (рис. 67) изготовлены из тонкостенных труб, к одному концу которых приварена неподвижная вилка шарнира, а к другому — шлицевая втулка, соединенная со скользящей вилкой шарнира.
Все шарниры карданной передачи состоят из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки и крестовины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках. Уплотнение игольчатых подшипников осуществляется двумя сальниками: сальником радиального уплотнения, встроенным в обойму подшипника, и двухкромочным сальником торцевого уплотнения. Подшипники шарнира смазываются при сборке и ремонтных работах.
В конструкции карданных валов применено подвижное шлицевое соединение, обеспечивающее необходимое изменение рабочей длины вала при движении автомобиля. Для защиты шлицевого соединения от попадания грязи и удержания смазки карданные валы в местах соединения герметизированы. Смазка удерживается во внутренней полости от вытекания заглушкой, завальцованной в шлицевой втулке, а также резиновыми и войлочными кольцами, которые поджимаются гайкой сальника.
Рис. 66. Карданная передача:
1 - вал привода переднего моста; 2 - основной вал; 3 - вал привода среднего моста; 4 - вал привода заднего моста.
Карданные валы необходимо собирать таким образом, чтобы их неподвижные и скользящие вилки располагались в одной плоскости. Для этой цели на шлицевых втулках карданных валов и на скользящих вилках выбиты стрелки. Необходимо, чтобы эти стрелки были совмещены и находились на одной линии.
Балансировка карданных валов переднего, среднего и заднего мостов осуществляется приваркой балансировочных пластин.
Основной карданный вал балансируется подкладыванием балансировочных пластин под стопорную пластину болтов крепления опорной пластины на вилках.
Болты соединения фланцев карданных валов переднего и заднего мостов должны быть затянуты с моментом 8—9 кгс*м, болты фланцев карданного вала среднего моста — 6—7 кгс*м, болты крепления фланцев основного карданного вала — 12—14 кгс*м. В случае необходимости замены болтов, установленных при заводской сборке, следует иметь в виду, что болты должны быть подвергнуты термической обработке в соответствии с техническими требованиями.
Рис. 67. Карданный вал:
1 - фланец-вилка; 2 - игольчатый подшипник; 3 - торцовое уплотнение; 4 - крестовина; 5 - скользящая вилка; 6 - гайка; 7, 9 и 11 - разрезные шайбы; 8 - войлочное кольцо; 10 - резиновое кольцо; 12 - вал; 13 - стопорная пластина; 14 - опорная пластина
При ослаблении болтов, крепящих опорные пластины подшипников крестовины, подтяните их (момент затяжки должен быть равен 1,4—1,7 кгс*м).
При значительных радиальном и торцевом зазорах в подшипниках крестовины разберите шарнир и замените подшипники и крестовину. Периодически проверяйте зазор в шлицевых соединениях. При большом зазоре вследствие износа шлицев замените вал.