Глава 3.5.5. Мосты КамАЗ 6x6

Картеры среднего и заднего мостов сварены из стальных штампованных балок с приваренными к ним крышками картеров, фланцами для крепления редукторов главных передач, концевыми фланцами для крепления суппортов тормозных механизмов и цапф ступиц колес, рычагами для крепления реактивных штанг и опорами рессор (рис. 68).

Главные передачи среднего и заднего мостов в основном унифицированы. Главная передача среднего моста отличается от главной передачи заднего моста ведущим валом, ведущей конической шестерней, упорной шайбой и фланцем ведущего вала, который аналогичен фланцу, установленному на шестерне привода задних мостов раздаточной коробки.

Главная передача мостов — двухступенчатая. Первая ступень состоит из пары конических шестерен со спиральными зубьями, вторая ступень — из пары цилиндрических косозубых шестерен.

Ведущая коническая шестерня 24 (рис. 69) главной передачи заднего моста установлена на шлицах ведущего вала 25. Ведомая коническая шестерня 4 напрессована на вал- шестерню 6 и передает крутящий момент через прямоугольную шпонку 5. К ведомой цилиндрической шестерне 38 болтами 39 прикреплены чашки 47 межколесного дифференциала.

В чашках установлены две конические полуосевые шестерни 40, которые находятся в зацеплении с четырьмя сателлитами 45, установленными на шипах крестовины 42 дифференциала. В сателлитах запрессованы бронзовые втулки 44. Под торцы полуосевых шестерен и сателлитов подложены опорные шайбы 41 и 46. В1 шлицевые отверстия конических шестерен входят шлицы полуосей, фланцы которых установлены на шпильках ступиц колес и крепятся гайками.

Дифференциал в сборе с коническими подшипниками 43 устанавливается в гнездах картера главной передачи. После установки дифференциала на наружные обоймы подшипника устанавливаются крышки 29 и крепятся болтами. Предварительный натяг подшипников осуществляется регулировочными гайками 48, ввернутыми в гнезда подшипников. Этими же гайками регулируется положение ведомой цилиндрической шестерни 38 относительно ведущей 6.

Задний мост КамАЗ 6x6

Рис. 68. Задний мост:

1 — контргайка; 2 — шпилька крепления колеса; 3 — ступица; 4 — щиток; 5 — штуцер; 6 и 11 — сапуны;

7 и 9 — сальники; 8 — крышка головки подвода воздуха; 10 — опора рессоры; 12 — главная передача; 13 и 21 — фланцы; 14 — картер заднего моста; 15 — правая полуось; 16 — дифференциал; 17 — крышка; 18 — рычаг реактивной штанги; 19 — левая полуось; 20 — тормозная камера; 22 — кронштейн разжимного кулака; 23 — головка подвода воздуха; 24 — цапфа; 25 — суппорт тормоза; 26 и 27 — конические роликоподшипники; 28 — тормозной барабан; 29 — гайка; 30 — замковая шайба; 31 — кран запора воздуха

Ведущий вал 25 вращается в двух конических роликоподшипниках 20 и 23, установленных на хвостовике ведущей конической шестерни 24, и одном цилиндрическом роликоподшипнике 27, установленном в гнезде картера главной передачи. Наружный конический подшипник 20 установлен в стакане 22. От попадания грязи и пыли, а также от вытекания смазки передний подшипниковый узел защищен крышкой 18 с манжетой 17. Задний цилиндрический подшипник закрыт глухой крышкой 28 с прокладкой 26.

Главная передача заднего (а) и среднего (б) мостов КамАЗ 6x6

Главная передача заднего (а) и среднего (б) мостов КамАЗ 6x6

Рис. 69. Главная передача заднего (а) и среднего (б) мостов:

1 — картер главной передачи; 2, 27 и 34 — цилиндрические роликоподшипники; 3 — пробка заливного отверстия; 4 — ведомая коническая шестерня; 5 — шпонка; 6 — ведущая цилиндрическая шестерня; 7, 10, 20, 23 и 43 — конические роликоподшипники; 8 и 21 — регулировочные шайбы; 9 и 22 — стаканы подшипников; 11 и 19 — регулировочные прокладки; 12 и 18 — крышки стаканов подшипников; 13, 35, 41 и 46 — опорные шайбы; 14 — гайка; 15 — фланец; 16 — отражатель; 17 — манжета; 24 — ведущая коническая шестерня; 25 и 36 — ведущие валы; 26 — прокладка крышки; 28 — крышка подшипника; 29 — крышка подшипника дифференциала; 30 — стопор гайки подшипника дифференциала; 31 и 57- фланцы ведущего вала; 32 — гайка; 33 — шплинт; 38 — ведомая цилиндрическая шестерня; 39 — болт крепления чашек дифференциала; 40— полуосевая шестерня; 42 — крестовина; 44 — втулка сателлитов; 45 — сателлит; 47— чашка дифференциала; 48 — регулировочная гайка подшипника дифференциала

Вал ведущей цилиндрической шестерни 6 установлен в двух конических роликоподшипниках 7 и 10 и одном цилиндрическом 2, который установлен в гнезде картера главной передачи. Наружные обоймы конических подшипников установлены в стакане 9. Подшипниковый узел защищен от пл- падания грязи и пыли глухой крышкой 12 с прокладкой.

Предварительный натяг подшипников главных передач проводите после первых 100—120 тыс. км пробега автомобиля, проверку предварительного натяга выполняйте при снятых главных передачах в следующем порядке:

отсоедините межколесный и межосевой дифференциалы; проверьте осевое перемещение ведущей конической шестерни 24 в подшипниках 20, 23 и при наличии осевого перемещения замерьте и устраните его на величину осевого перемещения плюс 0,04—0,06 мм подбором из комплекта запасных частей (табл. 1) двух шайб 21 такой толщины, чтобы усилие проворачивания стакана 22 в подшипниках было 1,14 — 2,28 кгс;

Обозначение

Толщина, мм

5320-2402188

3,10-3,12

5320-2402189

3,15-3,17

5320-2402190

3,25-3,27

5320-2402191

3,35-3,37

5320-2402192

3,45-3,47

5320-2402193

3,55-3,64

5320-2402194

3,65-3,67

5320-2402195

3,70-3-72

затяните гайку крепления фланца ведущей конической шестерни моментом 24—36 кгс-м;

замерьте усилие проворачивания стакана в подшипниках динамометром. Если оно выходит за пределы 1,14—2,28 кгс, регулирование повторите, замеряя усилие проворачивания при непрерывном вращении в одну сторону не менее чем после пяти полных оборотов вала;

проверьте осевое перемещение ведущей цилиндрической шестерни 6 в конических подшипниках 7, 10. Если это перемещение есть, замерьте и устраните его на величину осевого перемещения плюс 0,03—0,05 мм подбором из комплекта запасных частей (табл. 2) двух шайб 8 такой толщины, чтобы усилие проворачивания стакана 9 в подшипниках было 1,43— 5 кгс;

затяните гайку 14 крепления подшипников ведущей цилиндрической шестерни моментом 35—40 кгс-м;

замерьте усилие проворачивания стакана в подшипниках. Если оно выходит за эти пределы, регулирование повторите, замеряя усилие проворачивания при непрерывном вращении в одну сторону не менее чем после пяти полных оборотов вала.

Образование

Толщина, мм

5320-2402088

6,20-6,22

5320-2402089

6,25-6,27

5320-2402090

6,36-6,37

5320-2402091

6,45-6,47

5320-2402092

6,55-6,57

5320-2402093

6,65-6,67

5320-2402094

6,75-6,77

5320-2402095

6,80-6,82

проверьте боковой зазор в конической паре, который должен быть в пределах 0,20—0,35 мм, и пятно контакта. При необходимости удалите наиболее тонкую регулировочную прокладку под стаканом подшипников;

законтрите гайки подшипников и гайку фланца;

установите межколесный дифференциал, отрегулировав преднатяг подшипников затяжкой регулировочных гаек 48 так, чтобы расстояние между крышками подшипников увеличилось на 0,1—0,15 мм;

соберите главные передачи в мосты, обеспечив герметичность всех фланцевых и болтовых соединений, имеющих выход в полости, в которые заливается масло, герметиком УН-25.

Для смазки подшипниковых узлов в картере главной передачи имеются маслосборники, из которых масло по сверлениям в стенках картера и крышках поступает к подшипникам.

В отличие от главных передач среднего и заднего мостов главная передача переднего моста (рис. 70) крепится к картеру моста фланцем, расположенным в вертикальной плоскости. Оригинальные детали главной передачи (рис. 71) переднего моста: чашка 3 колесного дифференциала, картер 31 редуктора, ведущий вал 11, крышка 17, подшипник 8. Остальные детали и узлы унифицированы с деталями и узлами редуктора заднего моста.

Картер переднего моста отлит заодно с левым коротким кожухом полуоси. Правый кожух запрессован в картер моста. Заклепочная сварка предохраняет кожух от осевого перемещения. К фланцам кожухов полуосей на шпильках закреплены шаровые опоры с приваренными шкворнями. В шаровых опорах запрессованы бронзовые втулки, в которых установлены внутренние кулаки шарниров равных угловых скоростей.

Передний мост КамАЗ 6x6

Рис. 70. Передний мост:

1 — цапфа поворотного кулака; 2 — переходной штуцер; 3 — штуцер ввертной; 4 — корпус поворотного кулака; 5 — регулировочные прокладки; 6 и 27 — разжимные втулки; 7— масленка; 8 — рычаг поворотного кулака; 9 — регулировочный рычаг; 10 — главная передача; 11 — шаровая опора; 12 — внутренний кулак; 13 — пробка; 14—накладка кулака; 15 — вкладыш кулака шарнира; 16 — диск шарнира; 17, 22 и 25 — конические роликоподшипники; 18 — щиток; 19 — суппорт; 20 — ось колодок; 21 — запорное кольцо; 23 — накладка осей колодок; 24— пружина колодок тормоза; 26 — левая ступица с тормозным барабаном; 28 — фланец ведущий; 29 — наружный кулак шарнира; 30 — кран запора воздуха; 31 — разжимной кулак; 32 — колодка переднего тормоза; 33 — ролик колодки.

Главная передача переднего моста КамАЗ 6x6

Рис. 71. Главная передача переднего моста

1 — крышка подшипника; 2 — ведомая цилиндрическая шестерня; 3 —чашка дифференциала; 4 — опорная шайба полуосевой шестерни; 5, 13, 14, 24 и 25 — конические роликоподшипники; 6 — полуосевая шестерня; 7 — опорная шайба сателлита; 8 и 22 — цилиндрические роликоподшипники; 9 — шпонка; 10 — заглушка; 11 — ведущий вал; 12 — ведущая коническая шестерня; 15 — сальниковое уплотнение; 16 — фланец; 17 и 27 — крышки; 18 и 26 — стаканы подшипников; 19 и 30 — регулировочные шайбы; 20 — распорная втулка; 21 — ведомая коническая шестерня; 28 —ведущая цилиндрическая шестерня; 28 — опорная шайба; 29 — гайка; 31 — картер главной передачи; 82 — крестовина дифференциала; 38 — сателлит; 34 — регулировочная гайка; 35 — стопор гайки

На шкворнях установлены корпуса поворотных кулаков, которые поворачиваются на конических роликоподшипниках. К корпусам поворотных кулаков прикреплены на шпильках цапфы и суппорты тормозных механизмов. В цапфы запрессованы бронзовые втулки, в которых вращаются наружные кулаки шарниров.

Шарнир равных угловых скоростей КамАЗ 6x6

Рис. 72. Шарнир равных угловых скоростей:

1 — наружный кулак шарнира; 2 — вкладыш наружного кулака; 3 — диск шарнира; 4 — вкладыш внутреннего кулака; 5 — внутренний кулак шарнира

Передача крутящего момента от внутреннего кулака 5 (рис. 72) к наружному осуществляется через шарнир равных угловых скоростей. На шлицевый конец наружного кулака 1 установлен ведущий фланец, который крепится к ступице с помощью шпилек.

Полуоси всех мостов полностью разгруженные. На цапфах мостов с помощью гаек, замковых шайб и контргаек закреплены ступицы, вращающиеся на конических роликоподшипниках. К фланцам ступиц с помощью шпилек крепятся тормозные барабаны и диски колес. Кроме того, барабаны фиксируются на ступицах тремя винтами. Ступицы мостов и их крепление взаимозаменяемы. Подшипники ступицы защищены от попадания грязи и пыли прокладками под фланцем полуоси и манжетой с лабиринтным уплотнением, установленной в расточке ступицы. Полость корпуса поворотного кулака предохраняется от попадания грязи внутрь комбинированным сальниковым уплотнением с распорным кольцом, которое крепится болтами к внутреннему торцу корпуса.

В картерах главных передач мостов имеются заливные отверстия, закрытые пробками. Через эти отверстия можно проверить состояние зубьев конических шестерен и правильность пятна контакта. Для выравнивания давления внутри картеров мостов в верхней части картеров мостов установлены сапуны.

Возможные неисправности ведущих мостов, причины и способы их устранения

Причина неисправности

Способ устранения

Увеличенный зазор в зацеплении конических шестерен

Износ зубьев конических шестерен

Регулировать не следует, так как конические шестерни должны работать до полного износа без дополнительного регулирования

Износ конических роликоподшипников (имеется значительный осевой зазор в зацеплении)

Восстановите предварительный натяг подшипников ведущей конической шестерни, затем уберите соответствующее количество прокладок из-под фланца стакана подшипников для компенсации износа подшипников. Проверьте правильность пятна контакта и боковой зазор в зацеплении конических шестерен.

Повышенный шум при движении автомобиля со скорость 30-60 км/ч

Пятно контакта смещено в сторону части зубьев ведомой конической шестерни

Отрегулируйте зацепление по пятну контакта

Повышенный шум при торможении автомобиля

Пятно контакта смещено в сторону узкой части зубьев ведомой конической шестерни

Отрегулируйте зацепление по пятну контакта

Пульсирующий шум при включении сцепления и переключении передач

Пятно контакта расположено ближе к вершинам зубьев

Отрегулируйте зацепление по пятну контакта

Непрерывный шум при движении автомобиля

Сильный износ или повреждение шестерен

Замените шестерни комплектно

Ослабление крепления подшипников

Затяните гайку крепления подшипников на валах

Сильный износ подшипников

Замените подшипники, установите новые с предварительным натягом

Недостаточный уровень масла в картере моста

Проверьте уровень масла и долейте масло

Течь смазки через манжеты и в разъемы крышек

Замените манжеты и подтяните болты крепления крышек

Методика определения неисправности по шуму.

1. При движении автомобиля по шоссе со скоростью приблизительно 20 км/ч определите наличие шума. Затем постепенно увеличьте скорость до 80 км/ч и заметьте момент, при котором шум появляется и исчезает. Без притормаживания (педалью подачи топлива) погасите скорость движения и во время замедления проследите за изменением шума, а также за промежутками, при которых он ощущается сильней. Обычно шум возникает и исчезает при одних и тех же скоростях во время ускорения и замедления.

2. Разгоните автомобиль до скорости приблизительно 80 км/ч, установите рычаг переключения передач в нейтральное положение, выключите двигатель и дайте автомобилю свободно катиться до остановки; при этом проследите за характером шума во время замедления на различной скорости.

Шум, замеченный во время этого испытания и соответствующий замеченному во время испытания согласно пункту 1, исходит не от главных передач, поскольку они без нагрузки не могут быть причиной шума, за исключением шума подшипников. И наоборот, шум, отмеченный при испытании согласно пункту 1 и не повторяющийся при испытании согласно пункту 2, может исходить от главных передач или подшипников.

3. При неподвижном заторможенном автомобиле пустите двигатель и, постепенно увеличивая частоту вращения, сравните замеченный шум с тем, который был замечен при двух предыдущих испытаниях: шум, соответствующий возникшему при первом испытании, не относится к главным передачам — он вызван другими узлами, возможно, воздухоочистителем, глушителем, двигателем, компрессором, насосом гидроусилителя рулевого управления, коробкой передач; шум, обнаруженный при первом испытании и на этот раз не повторившийся, исходит от главных передач.