Глава 3.6.1. Рама и тягово-сцепное устройство
Рама автомобиля штампованная, клепаная, состоит из двух лонжеронов переменного сечения, соединенных пятью поперечинами. Лонжероны в сечении — швеллерного типа.
На передних концах лонжеронов установлены кронштейны, к которым болтами крепятся буксирные вилки с пальцами.
Передний буфер съемный, крепится болтами к буксирным вилкам.
На заднюю поперечину рамы устанавливаются два буфера (только на автомобиле КамАЗ-4310). Кроме того, к задней поперечине крепится тягово-сцепное устройство.
Тягово-сцепное устройство автомобиля состоит из крюка 2 (рис. 73), хвостовик которого проходит через отверстие в задней поперечине рамы, имеющей дополнительный усилитель. Хвостовик крюка вставлен в массивный цилиндрический корпус 15, закрытый с одной стороны защитным колпаком, а с другой — крышкой 16 корпуса.
Рис. 73. Тягово-сцепное устройство: 1 — масленка; 2 — крюк с грязеотражателем; 3 — ось защелки крюка; 4 — собачка защелки; 5 — ось собачки; 6 — защелка; 7 —гайка; 8 — цепь шплинта замка; 9 — упругий элемент; 10 — гайка крюка; 11 — шплинт; 12 — защитный колпак; 13 и 14 — фланцы; 15 — корпус; 16 — крышка корпуса
Резиновый упругий элемент (буфер) 9, смягчающий ударные нагрузки при трогании автомобиля с прицепом с места и при движении по неровной дороге, расположен между двумя фланцами 13 и 14, с помощью которых создан необходимый предварительный натяг этого буфера.
На оси 3, проходящей через крюк, установлена защелка, застопоренная собачкой 4, которая не дает возможности дышлу прицепа выйти из зацепления с крюком.
При сборке тягово-сцепного устройства гайка 10 должна быть завернута до упора во фланец 13 без приложения дополнительного крутящего момента. После этого повертыванием гайки 10 надо совместить прорези в ней с отверстием в хвостовике крюка 2, а затем установить шплинт. При совмещении отверстий допускается появление осевого перемещения до 0,5 мм.
В процессе эксплуатации гайку 10 нельзя использовать для регулирования осевого перемещения крюка 2, так как при навертывании и отвертывании гайки увеличивается осевое перемещение крюка.
В случае появления осевого перемещения крюка после длительной эксплуатации автомобиля следует разобрать тягово-сцепное устройство и при необходимости выправить фланцы 13 и 14 и заменить изношенные детали.
При появлении усадки резинового буфера рекомендуется установить дополнительные кольцевые прокладки между фланцами и резиновым буфером, после чего завернуть гайку, зашплинтовать ее и поставить на место защитный колпак 12.
Возможные неисправности рамы, причины и способы их устранения |
|
Причина неисправности |
Способ устранения |
Трещины в лонжеронах и поперечинах |
Заварите трещины. Перед сваркой трещину нужно разделать, а концы трещины засверлить сверлом диаметром 5 мм. После заварки трещины с внутренней стороны лонжерона или поперечины надо приварить усиливающую полоску толщиной 6-7 мм, причем швы должны располагаться в продольном направлении. |
Погнутость лонжеронов или поперечин |
Правьте в холодном состоянии с помощью приспособлений и домкратов. |
Ослабление заклепочных соединений |
Замените заклепки болтами с гайками и пружинными шайбами. |
Износ зева крюка |
При износе более 5 мм крюк замените. |