Глава 3.6.3. Колеса и шины КамАЗ 6x6
Техническая характеристика |
|
Колеса |
Дисковые 310х533, с тороидальными посадочными полками |
Шины |
Широкопрофильные, мод. И-П184, с рисунком протектора повышенной проходимости, 1220х400-533. |
Система регулирования давления воздуха в шинах (только КамАЗ-4310) |
С централизованным управлением из кабины и контролем давления воздуха в шинах по манометру. |
Давление воздуха в шинах, кгс/см2: КамАЗ-4310 (регулируется в зависимости от дорожных условий) |
От 3,2 до 0,8 |
Давление воздуха в шинах, кгс/см2: КамАЗ-43105 |
3,5 +- 0,2 |
Минимальная нагрузка на шину, кгс: КамАЗ-4310 |
2610 |
Минимальная нагрузка на шину, кгс: КамАЗ-43105 |
2668 |
Держатель запасного колеса |
Гидравлический подъемник с ручным приводом насоса, установлен справа на раме за кабиной |
Максимальный угол поворота (относительно центра поворота) внутреннего колеса, град |
30 |
Установка передних колес: развал колес, град |
1 |
Установка передних колес: схождение колес по закраинам ободьев колес, мм |
0-2 |
Колесо состоит из покрышки 7 (рис. 76), камеры 1, ободной ленты 3, диска, соединенного с ободом 5, бортовых колец 2 и замочного кольца 6. К ступицам колеса крепятся десятью шпильками.
Система регулирования давления воздуха в шинах (рис. 77) предназначена для повышения проходимости автомобиля на тяжелых участках пути за счет снижения давления воздуха в шинах, а в случае прокола позволяет продолжать кратковременное движение до базы без замены колеса при условии, что подача компрессора может восполнить утечку воздуха из поврежденной шины.
Управление системой осуществляется из кабины водителя, что позволяет постоянно контролировать давление в шинах по манометру, расположенному на щитке приборов, и поддерживать его в пределах нормы.
В систему регулирования входят: кран управления давлением с клапаном-ограничителем, ограничивающим падение давления в пневмосистеме ниже 5,5 кгс/см2, краны запора воздуха, пневмопроводы, головки подвода воздуха.
Кран (рис. 78) управления давлением воздуха в шинах золотникового типа. Золотник 13 перемещается в корпусе 6 и уплотняется сальниками 9. Находящееся на золотнике упорное кольцо ограничивает крайние пределы хода золотника. Золотник через штифт соединен с тягой рычага 2 (рис. 77) крана. Рычаг крана имеет три положения. Левое положение рычага соответствует накачке шин, среднее — нейтральное, правое — выпуску воздуха из шин в атмосферу.
Рис. 76. Колесо с шиной в сборе:
1 — камера; 2 — бортовое кольцо; 3 — ободная лента; 4 — балансировочный груз; 5 — обод колеса; 6 — замочное кольцо; 7 — покрышка
Рис. 77. Система регулирования давления воздуха в шинах:
1 — кран управления давлением; 2 — рычаг крана управления давлением; 3 — кран запора воздуха; 4 — головка подвода воздуха; 5 — трубопроводы; I — вывод воздуха в атмосферу; 11 — подвод воздуха от тройного защитного клапана; 13 — вывод воздуха к манометру; IV — вывод воздуха в систему
При переводе рычага крана управления давлением в левое положение золотник перемещается к клапану-ограничителю, проточка на золотнике при этом устанавливается против сальника и воздух через образовавшийся зазор под сальником поступает в шины.
При переводе рычага крана управления давлением в правое положение золотник перемещается от клапана-ограничителя, проточка на золотнике при этом устанавливается против другого сальника и воздух из шин уходит в атмосферу.
Рис. 78. Кран управления давлением:
1 — упорная шайба; 2 — пружина клапана-ограничителя; 3 — направляющий стакан; 4 — крышка клапана-ограничителя; 5 — диафрагма клапана-ограничителя; 6 — корпус крана управления; 7 — распорное кольцо сальника; 8 —- втулка крана; 9 — сальник крана; 10 — опорная шайба; 11 — центрирующая шайба; 12 — направляющая золотника; 13 — золотник крана в сборе; 14 — регулировочный болт
При переводе рычага крана управления в нейтральное положение проточка на золотнике находится между сальниками и исключает поступление воздуха к шинам и из шин в атмосферу. Рукоятка управления краном установлена под приборной панелью с правой стороны от водителя.
Головки (рис. 79) подвода воздуха, установленные на полуосях, состоят из корпуса 2 и двух резиновых манжет 5 с пружинами 4, обеспечивающими герметичность подвижного соединения. Воздух к головке поступает через штуцер. Из полости головки воздух по каналу в полуоси поступает к крану запора воздуха и далее по соединительному шлангу в шину колеса.
Краны запора воздуха (рис. 80) установлены на каждом колесе. Краны предназначены для отключения шин от системы на длительной стоянке автомобиля и в случае выхода из строя манжет головки подвода воздуха. Кран состоит из корпуса 7, в котором перемещается по резьбе пробка 1, ее наружный конец имеет квадратную головку под ключ. Пробка уплотнена резиновым кольцом 4 с шайбами 3 и 5 и поджимается гайкой 2. Уплотнение корпуса крана в гнезде полуоси обеспечивается резиновым кольцом 6.
Запасное колесо устанавливается за кабиной в специальном держателе (рис. 81), имеющем механизм опускания и подъема колеса с гидравлическим приводом.
Рис. 79. Головка подвода воздуха:
1 – пружинное кольцо; 2 –корпус головки; 3 – крышка головки; 4 – пружина манжеты; 5 – манжета сальника
Рис. 80. Кран запора воздуха; 1 – пробка крана; 2 – гайка; 3 и 5 – шайбы; 4 и 6 – уплотнительные кольца; 7 – корпус крана
Для снятия запасного колеса отсоедините стяжные винты, установите ручки на насосе в положение ОПУСКАНИЕ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА и опустите колесо.
Для подъема запасного колеса установите его в откидном кронштейне держателя и, качая рукоятку насоса при положении ПОДЪЕМ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА, поднимите колесо, закрепите его стяжными винтами.
Положение ручек для подъема и опускания запасного колеса указано на инструкционной табличке, расположенной на насосе.
Правила пользования системой регулирования давления в шинах. Движение автомобиля по дорогам с твердым покрытием и укатанным грунтовым дорогам допускается только при давлении воздуха в шинах 3,2 ± 0,2 кгс/см2, так как при этом давлении обеспечивается сохранность шин. На труднопроходимых участках пути допускается кратковременное снижение внутреннего давления воздуха в шинах, при этом максимальная скорость должна соответствовать нормам, указанным в табл. 3.
Рис. 81. Держатель запасного колеса на КамАЗ-4310:
1 — откидной кронштейн; 2 — стяжной винт; 3 — задняя стойка; 4 — труба стойки; 6 — опора колеса; 6 — опора откидного кронштейна; ^ — шланг к цилиндру подъема запасного колеса; 8 — стойка передняя; 9 — шланг от цилиндра подъема запасного колеса
Рекомендуемое давление в шинах и скорость автомобиля для преодоления труднопроходимых участков |
||
Вид дорог |
Давление в шинах, кгс/см2 |
Максимальная скорость, км/ч |
Снежная целина, заболоченный грунт |
0,8 |
10 |
Сыпучий песок, рыхлый грунт, сырая луговина |
1,2 – 1,7 |
20 |
После преодоления труднопроходимых участков можно повышать давление в шинах от 1,7 до 3,2 кгс/см2 при движении автомобиля со скоростью, не превышающей 30 км/ч. Для повышения давления до 1,2 кгс/см2 необходима остановка автомобиля.
Запрещается переводить рукоятку крана управления давлением в положение, соответствующее накачке шин, при закрытых кранах запора воздуха во избежание повреждения шинного манометра.
Возможные неисправности колес, причины и способы их устранения |
|
Причина неисправности |
Способ устранения |
Ухудшение устойчивости движения автомобиля |
|
Нарушена балансировка колес |
Отбалансируйте колеса с шинами в сборе |
Недостаточное давление в шинах |
Доведите давление до нормы |
Свободный ход в подшипниках ступиц и неправильная затяжка гаек крепления колес к ступицам. |
Отрегулируйте подшипники ступиц колес, затяните гайки. |
Неправильная установка управляемых колес |
Отрегулируйте величину схождения |
Неравномерный износ протектора |
Проведите перестановку шин |
Ухудшение самовозврата колес в нейтральное положение |
|
Недостаточное давление в шинах |
Доведите давление до нормы |
Увеличение усилия на рулевом колесе |
|
Недостаточное давление в шинах |
Доведите давление до нормы |
Недостаток смазки в подшипниках ступиц передних колес |
Смажьте подшипники |
Перетяжка подшипников ступиц передних колес |
Отрегулируйте подшипники ступиц колес, затяните гайки. |