Глава 3.8.1. Основные системы и их назначение
Электрооборудование состоит из системы электроснабжения, системы пуска, системы световой сигнализации, системы наружного и внутреннего освещения, системы звуковой сигнализации, системы отопления и вентиляции.
На рис. 119 и 120 (см. вклейки № 1—4 в конце книги) представлены общие электросхемы автомобилей КамАЗ-4310 и КамАЗ-43105, по которым можно проследить соединение электросхем систем электрооборудования.
В этом разделе приведены принципиальные схемы всех систем и их описание. На схемах рядом с элементами электрооборудования приведены номера подсоединяемых проводов и их цвет, обозначенный буквами: Б — белый, Ж — желтый, О — оранжевый, К — красный, Р — розовый, Г — голубой, 3 —зеленый, КЧ — коричневый, Ч —черный, С —серый, Ф — фиолетовый.
Система электроснабжения, электрическая схема которой изображена на рис. 121, предназначена для обеспечения питанием потребителей. Источниками электроэнергии являются две аккумуляторные батареи 10 и 11, соединенные между собой последовательно, и генератор 7, подключенный в схему электрооборудования параллельно аккумуляторным батареям. Отрицательный вывод аккумуляторных батарей присоединен к корпусу автомобиля через выключатель 5.
Рис. 121. Схема системы электроснабжения
I - к термореле электрофакельного устройства; 1 - регулятор напряжения; 2 - реле отключения обмотки возбуждения генератора; 3 - реле электродвигателей отопителя; 4 - кнопка выключателя "массы"; 5 - выключатель "массы"; 6 - реле стартера; 7 - генератор; 8 - амперметр; 9 - стартер; 10 и 11 - батареи аккумуляторные; 12, 13, 18 и 19 - предохранители 10 А; 14, 16, 17 и 20 - предохранители 7,5 А; 15 - выключатель приборов и стартера
Величина напряжения, вырабатываемого генератором, автоматически поддерживается регулятором 1 напряжения 11.3702.
Особенностью схемы является наличие реле 2 отключения обмотки возбуждения генератора при работе электрофакельного устройства. Кроме того, при рабочем положении ключа или рычага выключателя 15 приборов и стартера обесточивается кнопка 4 выключателя аккумуляторных батарей, что предотвращает случайное выключение батарей автомобиля при работающем двигателе (выключение аккумуляторных батарей возможно только после отключения генератора от системы электрооборудования установкой ключа выключателя приборов и стартера в нейтральное положение).
Система пуска и предпусковой подготовки, электрическая схема которой изображена на рис. 46, предназначена для обеспечения пуска двигателя и предварительной подготовки двигателя к принятию нагрузки.
Система состоит из стартера 12, дополнительного реле 8 стартера, реле 1 блокировки стартера (РБС), выключателя 13 приборов и стартера,дублирующего выключатели 14 стартера, розетки 15 внешнего пуска и электрофакельного устройства.
Система световой сигнализации (рис. 122) предназначена для оповещения водителей других транспортных средств о совершении поворота (разворота) или торможения, а также для сигнализации о состоянии узлов автомобиля, влияющих на безопасность движения. Включение указателей поворота осуществляется комбинированным переключателем 5 при рабочем положении выключателя приборов и стартера. В цепи питания указателей поворота имеется контактно-транзисторное реле 3, обеспечивающее прерывистое свечение указателей поворота автомобиля и прицепа; о работе указателей свидетельствуют лампы (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке 25 контрольных ламп.
При включении аварийной световой сигнализации мигают все правые и левые указатели поворота, установленные на автомобиле и прицепе, а также контрольная лампа, вмонтированная в ручку выключателя аварийной сигнализации. Контрольные лампы указателей поворота в блоке контрольных ламп при этом могут не гореть.
Сигнал торможения в лампах задних фонарей включается при срабатывании тормозных механизмов колес. При этом замыкаются контакты пневматического датчика 16 сигнала торможения, срабатывает промежуточное реле 15 и загораются лампы сигналов торможения задних фонарей.
Сигнал торможения включается также при включении стояночного тормоза. При этом замыкаются контакты датчика 19, установленного в контуре III пневмопривода тормозов, и загорается контрольная лампа в блоке. В цепи питания контрольной лампы включения стояночного тормоза установлен реле-прерыватель 20, вследствие чего лампа горит прерывистым светом. Одновременно через промежуточное реле замыкаются цепи ламп сигналов торможения задних фонарей. Цепи сигнала торможения защищаются термобиметаллическим предохранителем 7 ПР310 и включены в цепь источника питания через амперметр, минуя выключатель приборов и стартера. Сигнализация о состоянии тормозной системы выведена в общий блок 27 контрольных ламп, установленный на щитке приборов, и защищается предохранителем 7 13.3722.
Система внутреннего освещения (рис. 123) предназначена для освещения рабочего места водителя и приборов.
Соединение всех потребителей с источником питания выполнено по однопроводной схеме, исключая плафон вещевого ящика, отрицательный вывод которого выведен на панель предохранителей, плафонов кабины, розетки переносной лампы.
Цепи ламп освещения щитка приборов, плафонов и подкапотной лампы защищаются предохранителями 13.3722. Цепь плафона освещения платформы, розетки переносной лампы и семиконтактной розетки на раме защищается предохранителями ПР310.
Система наружного освещения (рис. 124) предназначена для обеспечения безопасности движения автомобиля.
Соединение всех потребителей с источником питания выполнено по однопроводной схеме.
Ближний и дальний свет фар и габаритные огни включаются комбинированным переключателем 14 П145 непосредственно от источника питания через амперметр, противотуманные фары — отдельным выключателем ВК343.
Цепи ближнего света фар защищаются предохранителями ПР310, цепи дальнего света фар — отдельным аналогичным предохранителем, цепи габаритных огней и противотуманных фар — предохранителями 13.3722.
Система контрольно-измерительных приборов (рис. 125) предназначена для контроля режимов работы агрегатов и отдельных узлов автомобиля, а также для определения скорости движения.
Электрическое соединение всех приборов выполнено по однопроводной схеме. Отрицательным выводом является щиток приборов, соединенный с общей «массой» автомобиля.
Все контрольно-измерительные приборы соединены между собой параллельно через выключатель приборов и стартера и защищены одним общим термобиметаллическим автоматическим предохранителем 13.3722.
Рис. 122. Схема системы световой сигнализации:
I - к выключателю приборов и стартера; II - к указателю температуры охлаждающей жидкости; III - к указателю тахометра; IV - к указателю спидометра; 1 - фонарь передний левый; 2 - фонарь передний правый; 3 - реле-прерыватель указателя поворотов и аварийной сигнализации; 4 - предохранитель 6 А; 5 - переключатель света комбинированный; 6 - предохранитель 10 А; 7 - предохранитель 7,5 А; 8 - зуммер; 9 - выключатель аварийной световой сигнализации; 10 - повторитель боковой указатель поворота правый; 11 -повторитель боковой указатель поворота левый; 12 - фонарь задний левый; 13 - фонарь задний правый; 14 - датчик включения электромагнитного клапана прицепа; 15 - реле сигнала торможения; 16 - датчик включения сигнала торможения; 17 - датчик падения давления в контуре II пневмопривода тормозов; 18 - датчик падения давления в контуре I пневмопривода тормозов; 19 - датчик падения давления в контуре III пневмопривода тормозов; 20 - реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 21 - выключатель света заднего хода; 22 - фонарь заднего хода левый; 23 - розетка прицепа; 24 - выключатель контрольной лампы блокировки межосевого дифференциала; 25 - блок контрольных ламп левый; 26 - датчик контрольной лампы засоренности масляного фильтра; 27 - блок контрольных ламп правый; 28 - датчик включения стояночного тормоза
Рис. 123. Схема системы внутреннего освещения:
I - к выключателю "массы"; II - к выключателю аварийной сигнализации; III - к датчику включения электромагнитного клапана прицепа; IV - к реле сигнала торможения; 1- плафон освещения платформы; 2 и 3 - батареи аккумуляторные; 4 - розетка двухконтактная; 5 - лампа подкапотная; 6 - плафон кабины правый; 7 - плафон кабины левый; 8 и 10 - розетки переносной лампы; 9 - выключатель плафонов; 11, 14, 15 и 18 - предохранители 7,5 А; 12, 13, 19 и 20 - предохранители 10 А; 16 - плафон вещевого ящика; 17 и 23 - розетки прицепа; 21 выключатель освещения приборов; 22 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 24 - указатель давления масла; 25 - манометр шинный; 26 - указатель уровня топлива; 27 - спидометр; 28 - тахометр; 29 - амперметр; 30 - манометр пневмосистемы
Рис. 124. Схема системы наружного освещения;
I - к реле электродвигателей отопителя; II - к выключателю приборов и стартера; 1 - фара-прожектор; 2 - фара противотуманная левая; 3 - фара противотуманная правая; 4 - спидометр; 5 - фара головного света левая; 6 - фара головного света правая; 7 - выключатель противотуманных фар; 8 - переключатель фары-прожектора; 9, 12, 13 и 17 - предохранители 7,5 А; 10, 11, 18 и 19 - предохранители 10 А; 14 - переключатель света комбинированный; 15 - фонарь передний левый; 16 - фонарь передний правый; 20 - фонари автопоезда; 21 - выключатель фонарей автопоезда; 22 - фонарь задний правый; 23 - фонарь освещения номерного знака; 24 - фонарь задний левый
Рис. 125. Схема системы контрольно-измерительных приборов;
I - указатель уровня топлива; 2 и 3 - датчики указателя уровня топлива; 4 - переключатель топливных баков; 5, 6, 18 и 19 - предохранители 10 А; 7, 8, 9 и 17 - предохранители 7,5 А; 10 - датчик указателя температуры; 11 - датчик контрольной лампы указателя температуры; 12 - датчик аварийного падения давления масла; 13 - датчик давления масла; 14 - указатель давления масла; 15 - блок контрольных ламп левый; 16 - указатель температуры; 20 - блок контрольных ламп правый; 21 - генератор; 22 - тахометр; 23 - спидометр; 24 - датчик спидометра
Рис. 126. Схема системы отопления, вентиляции и звуковой сигнализации;
I - к выключателю приборов стартера; II - к переключателю фары прожектора; 1 и 2 - электродвигатели отопителя; 3, 4, 12 и 13 - предохранители 10 А; 5, 10, 11 и 14 - предохранители 7,5 А; 6 выключатель вентилятора; 7 - электродвигатель вентилятора; 8 - переключатель электродвигателя отопителя; 9 - реле электродвигателя отопителя; 15 - звуковой сигнал электрический; 16 - зуммер; 17 - выключатель сигнала к водителю; 18 - клапан электромагнитный; 19 - переключатель света комбинированный; 20 - реле звуковых сигналов
Электрическая схема системы отопления, вентиляции и звуковой сигнализации изображена на рис. 126.
Система отопления и вентиляции предназначена для поддержания оптимального температурного режима в кабине при снижении температуры окружающего воздуха за предел нормальных условий. Два электродвигателя 1 и 2 нагнетают в кабину воздух, проходящий через радиатор отопителя кабины. При установке реверсивных электродвигателей МЭ250 следует обращать внимание на их направление вращения. Электродвигатели соединяются как последовательно, так и параллельно и могут работать в двух режимах. Управление режимами осуществляется клавишным переключателем 8 П147-04.11.
Система звуковой сигнализации включает пневматический и электрические звуковые сигналы, предназначенные для обеспечения безопасности движения, и зуммер (шумовой сигнализатор), указывающий на аварийное падение давления в контурах пневмопривода тормозов автомобиля и служащий для подачи сигнала водителю с платформы через выключатель ВК322.
Пневматический звуковой сигнал включается нажатием кнопки на комбинированном переключателе 19. При этом напряжение подается на электропневмоклапан, который открывает доступ воздуха из контуров I, II пневматического привода тормозов к сигналу.
Рис. 127. Система дополнительного электрооборудования и стеклоочистки:
1 — клапан электромагнитный включения лебедки; 2 и 4 — клапаны электромагнитные раздаточной коробки; 3 — выключатель нейтрали раздаточной коробки; 5 — выключатель раздаточной коробки; 6 — выключатель лебедки; 7 — стеклоочиститель; 8 — мотонасос стеклоомывателя; 9 — предохранитель 10 А; 10— предохранитель 7,5 А; 11 — переключатель стеклоомывателя; 12 — переключатель стеклоочистителя.