Глава 3.8.5. Возможные неисправности электрооборудования
Причина неисправности | Способ устранения |
Генератор Амперметр показывает разрядный ток при нормальной частоте вращения коленчатого вала двигателя | |
Ослабло натяжение приводных ремней | Отрегулируйте натяжение ремней |
Загрязнены контактные кольца | Протрите кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. Если загрязнение не устраняется, зачистите шлифовальной шкуркой со стеклянным абразивом и вторично протрите салфеткой. |
Износ или зависание щеток в щеткодержателях | Проверьте высоту щеток, свободное перемещение их в каналах щеткодержателя и усилие пружин; при необходимости замените щеткодержатель или щетки. |
Пробой выпрямительного блока | Замените выпрямительный блок |
Короткое замыкание обмотки статора | Замените статор в сборе |
Нарушение в цепи возбуждения | Проверьте исправность цепи возбуждения |
Износ деталей подшипников или их разрушение | Замените генератор |
Погнут вентилятор генератора | Выправьте погнутые места |
Перегрев подшипников | |
Слишком велико натяжение ремней | Отрегулируйте натяжение ремней |
Чрезмерно быстрый износ щеток генератора | |
Загрязнение контактных колец | Протрите кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. При необходимости начистите шлифовальной шкуркой со стеклянным абразивом и вторично протрите салфеткой |
Радиальное биение контактных колец | Проверьте радиальное биение колец. При необходимости проточите контактные кольца |
Чрезмерно большой зарядный ток | |
Короткое замыкание в щеточном узле генератора или в цепи между генератором и регулятором | Устраните замыкание |
Неисправен регулятор напряжения | Замените регулятор напряжения |
Неисправно реле отключение обмотки возбуждения генератора | Замените реле |
Колебание тока нагрузки | |
Если колебание тока нагрузки не зависит от потребителей электроэнергии, то причиной является проскальзывание приводных ремней | Отрегулируйте натяжение ремней |
Плохой контакт в цепи возбуждения | Проверьте цепь возбуждения и надежность контактных соединений |
Повышенный шум при работе генератора | |
Ослабло крепление шкива | Затяните гайку |
Отсутствие контакта между щетками и коллектором | Протрите коллектор чистой тряпкой, смоченной бензином, или зачистите его. Очистите щетки или замените их новыми. Проверьте состояние щеточных пружин и в случае их неисправности замените. Проверьте, нет ли заедания щеток в щеткодержателях. |
Не срабатывает реле РС530 | Замените реле |
Обрыв в цепи стартера | Проверьте и устраните дефекты стартера или замените стартер |
Стартер | |
Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет) | |
Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки тягового реле | Замените тяговое реле |
Обрыв или отсутствие контакта в цепи питания | Найдите место повреждения и восстановите контакт |
Нарушение зарядной цепи | Установите неисправность |
Неисправен регулятор напряжения | Замените регулятор |
Зависание щеток | Снимите щеткодержатель, выньте щетки и удалите налет щеточной пыли |
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает) | |
Разряжены аккумуляторные батареи | Зарядите батареи |
Замаслился или загрязнился щеточно-коллекторный узел | Очистите коллектор и щетки от масла, грязи, медно-графитовой пыли. |
Плохой контакт корпуса стартера с «массой» автомобиля | Обеспечьте надежность соединения |
Применение масла, не соответствующего сезону | Замените масло |
После пуска двигателя якорь продолжает вращаться | |
Неисправно тяговое реле | Замените тяговое реле |
Приварились контакты реле РС530 | Замените реле |
Неисправно реле блокировки стартера | Замените реле |
При включении стартера тяговое реле не срабатывает (нет характерного щелчка) | |
Разряжена аккумуляторная батарея | Зарядите батарею |
Обрыв или короткое замыкание обмотки реле РС530 | Замените реле |
Обрыв втягивающей обмотки тягового реле | Замените тяговое реле |
Неисправен выключатель приборов и стартера | Замените выключатель |
Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал | |
Поломка зубьев венца маховика или шестерни привода | Замените венец маховика или привод |
Нарушена регулировка стартера | Отрегулируйте стартер |
Неисправен привод | Замените привод |
При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика | |
Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера | Проверьте контактные соединения и устраните неисправность |
Неисправна удерживающая обмотка тягового реле | Замените тяговое реле |
Неисправна обмотка или контактное соединение РС530 | Замените реле |
При включении стартера слышен шум (скрежет) шестерни привода | |
Стартер установлен с перекосом | Установите правильно стартер |
Неправильная регулировка момента замыкания контактов тягового реле | Отрегулируйте зазор между шестерней и упорной шайбой в момент включения стартера |
Шестерня привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле | |
Забиты торцы зубьев маховика или шестерни привода | Опилите и зачистите заусеницы на зубьях венца маховика или шестерни привода. Замените венец маховика и привод |
Отклонение стрелки вправо от крайней отметки | |
Короткое замыкание провода или отсутствие контакта корпуса указателя давления масла или температуры охлаждающей жидкости с «массой» автомобиля | Устроните замыкание. Восстановите контакт. |
Обрыв провода от указателя к датчику уровня топлива или отсутствие контакта датчика с «массой» автомобиля | Восстановите цепь; восстановите контакт |
Перепутаны выводы «Б» и «Д» указателя уровня топлива | Присоедините провода в соответствии со схемой |
Резкие колебания стрелки | |
Периодически исчезает контакт указателей и датчиков с «массой» автомобиля | Восстановите контакт |
Исчезает контакт в штекерных соединениях | Обеспечьте плотность и чистоту штекерных соединений |
Не работает скоростной и счетный узел спидометра | |
Нарушение контактных соединений в цепях питания | Восстановите контакт |
Приемник не имеет контакта с «массой» или щитком приборов | Проверьте и обеспечьте контакт приемника с «массой» |
Внезапно прекратили работу скоростной и счетный узел спидометра | |
Сработал предохранитель | Найдите причину, вызвавшую срабатывание предохранителя. Устраните неисправность |
Оборвался провод питания | Устраните неисправность |
Колебание стрелки указателя спидометра при малой частоте вращения стрелки не отклоняется | |
Обрыв фазного провода внутри указателя | Замените указатель |
Обрыв фазного провода внутри | Замените датчик |
Отказ транзистора | Замените указатель |
Электрические сигналы При включении сигнал не звучит | |
Обрыв провода | Проверьте электрическую цепь |
Нет контакта в цепи питания или нет контакта сигналов с «массой» | Восстановите контакт |
Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие короткого замыкания в цепи питания | Определите место короткого замыкания и устраните неисправность |
Не работает реле звуковых сигналов | Реле замените |
Неисправен сигнал | Замените сигнал |
Сигналы издают слабый, хриплый звук | |
Нарушена регулировка сигналов | Отрегулируйте сигналы |
При включении сигнал дребезжит | |
Подгорели контакты сигналов | Снимите сигналы, зачистите контакты, отрегулируйте звучание |
Задевание якоря за катушку из за перекоса якоря | Устраните перекос якоря и отрегулируйте сигнал |
Поломка мембраны | Замените сигнал |
Сигналы после непродолжительной эксплуатации перестают работать | |
Попадание в рупоры воды и грязи | Очистите рупоры |
Отказ пневматического звукового сигнала | |
Замерз вибратор, попадание снега и воды, конденсация влаги, засорение | Очистите сигнал и продуйте его сжатым воздухом |
Устранение неисправностей. Прежде чем устранить неисправность, по внешним признакам определите, в какой цепи она возникла. При отыскании неисправности руководствуйтесь схемой, придерживаясь определенной последовательности, начиная с проверки соответствующего предохранителя.
При проверке группового предохранителя потребители, питающиеся через предохранитель, включайте поочередно. В целях экономии времени неисправность цепи рекомендуется искать, включая параллельно работающие потребители.
При срабатывании биметаллического предохранителя от короткого замыкания отключите цепь потребителя, защищаемую этим предохранителем, найдите и устраните неисправность, вызвавшую короткое замыкание.
Если после пуска двигателя при работе со средней частотой вращения коленчатого вала при исправных аккумуляторных батареях и отключенных потребителях отсутствует зарядный ток генератора, то проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение приводных ремней генератора. Для регулировки натяжения ремней ослабьте гайки крепления передней и задней лап генератора и болт крепления генератора к натяжной планке. Затем отклоните генератор в сторону натяжения ремней до требуемой величины и затяните крепежные соединения генератора..
Причиной отказов в работе генератора может быть также нарушение электрического контакта в цепи системы электроснабжения. Поэтому прежде всего убедитесь в надежности электрического контакта проводов на выводах генератора, регулятора напряжения, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбуждения генератора; с помощью контрольной лампы проверьте наличие тока в цепи возбуждения.
В случае неудавшегося пуска двигателя с помощью стартера (после трех попыток) проверьте: исправность цепи питания стартера, исправность системы питания двигателя, степень заряженности и исправность аккумуляторных батарей.
При нормальной эксплуатации автомобиля аккумуляторная батарея заряжается автоматически. Если батареи постепенно разряжаются или чрезмерно заряжаются и электролит начинает «кипеть», проверьте исправность генератора.
Место обрыва провода или цепи можно определить их шунтированием: присоедините дополнительный провод одним концом к плюсовому выводу неработающего потребителя, другой конец присоединяйте к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источникам тока; неисправным будет тот участок, параллельно которому включен дополнительный провод, если при этом потребитель будет работать. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, проверьте надежность соединения его с «массой».
Короткое замыкание на «массу» возможно в местах крепления проводов скобами у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. При срабатывании предохранителя место короткого замыкания определяйте в цепи от предохранителя к потребителю.
При обрыве проводов сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей опайкой, или замените их новыми соответствующего сечения и длины; затем изолируйте провода изоляционными трубками или изоляционной лентой.