Глава 3.9.1. Кабина КамАЗ 6x6
Кабина автомобиля трехместная, цельнометаллическая, сварная. Возможна установка кабины со спальным местом. Для удобства обслуживания двигателя кабина опрокидывается вперед с помощью гидравлического подъемника.
Кабина установлена на раме и закреплена на передних шарнирах и двух задних подрессоренных опорах, обеспечивающих надежную изоляцию ее от воздействия дороги.
Остекление кабины, состоящее из ветрового окна, двух задних окон, поворотных форточек и опускающихся стекол окон дверей, обеспечивает хорошую обзорность из кабины автомобиля.
Эффективная вентиляция, осуществляющаяся через два вентиляционных люка, опускающиеся стекла и поворотные форточки окон дверей, совместно с отопителем позволяет регулировать температуру в кабине.
Кабина оборудована надежной термошумоизоляцией, мягкой обивкой, удобными и регулируемыми сиденьями и прочими принадлежностями, выполненными с учетом современных требований эргономики, безопасности труда и художественного конструирования.
Техническая характеристика |
|
Угол опрокидывания кабины, град: (допустимый ограничителем) |
38 |
Угол опрокидывания кабины, град: (максимальный при демонтаже двигателя) |
60 |
Угол поворота стеклоочистителей от горизонта, град |
От 8 до 98 |
Скорость движения стеклоочистителей, двойных ходов/мин |
I – 20-45 II – минимально 45 (с разницей между I и II не меньше 15) |
Усилие прижатия щетки стеклоочистителя к стеклу, кгс |
0,35 – 0,40 |
Обмыв ветровых стекол |
От электрического центробежного насоса, встроенного в бачок |
Вместимость бачка обывателя ветровых стекол, л |
2 |
Угол наклона спинки, град: (сиденья водителя от вертикали спинки крайнего пассажирского |
От 9 до 19 |
Сиденья от вертикали |
От 12 до 27 |
Продольный ход перемещения сидений водителя и крайнего пассажирского, мм |
135 |
Жесткость сиденья водителя (ход подвески), мм |
88 |
Подъемная передняя облицовочная панель обеспечивает свободный доступ к отопителю, устройствам очистки и обмыва ветровых стекол, к приборам электрооборудования, к монтажным схемам электрических и пневматических систем к передним опорам кабины и т. д.
Облицовочная панель состоит из двух частей. Нижняя облицовочная панель имеет решетку для подвода воздуха к радиатору системы охлаждения двигателя и отверстия под фары; верхняя панель имеет решетку для подвода воздуха
к вентиляционному люку. В поднятом положении облицовочная панель фиксируется двумя телескопическими упорами.
Крепление кабины к раме осуществляется с помощью двух передних шарнирных опор и двух задних опор, обеспечивающих мягкую подвеску кабины.
Передние шарнирные опоры расположены на одной оси и позволяют опрокидывать кабину вперед. Нижние кронштейны 1 (рис. 133) передних опор крепятся болтами к первой поперечине 11 рамы. Верхние кронштейны 5 крепятся болтами к передней балке 6 пола и поворачиваются на пальцах 4, закрепленных в нижних кронштейнах 1. В отверстия верхних кронштейнов вставлены резиновые уплотнительные кольца, которые предотвращают попадание грязи и влаги между трущимися поверхностями шарнира. В нижней части верхних кронштейнов имеются пресс-масленки для смазки пальцев. В корпуса верхних кронштейнов 5 вставлены резиновые подушки, которые смягчают колебания, передаваемые от рамы к кабине через передние опоры. В отверстиях нижних кронштейнов закреплены торсионы 12 механизма уравновешивания кабины.
Задние опоры (рис. 134) кабины представляют собой две листовые рессоры 1, работающие с гидравлическими телескопическими амортизаторами 11. Передняя часть рессоры болтом 2 и стремянкой 4 крепится к кронштейну 10. В нижнем кронштейне 12 закреплена проушина амортизатора. Верхний конец амортизатора и проушина рессоры закреплены в обойме 9 рессоры.
Рис. 133. Переднее крепление и механизм уравновешивания кабины;
1 — нижний кронштейн; 2 — стяжной болт; 3 —замочная шайба; 4 — палец; 5 — кронштейн верхний; 6 — передняя балка пола; 7 — рычаг торсиона; 8 — опора рычага торсиона; 9 — ось; 10 — усилитель пола; 11 — первая поперечина рамы; 12 — торсион; 13 — втулка торсиона
Рис. 134. Задняя опора кабины:
1 — листовая рессора; 2 — болт; 3 — накладка рессоры; 4— стремянка рессоры; 5 — хомут рессоры;
6 — кронштейн скобы запора; 7 — резиновая подушка; 8 — скоба запора;
9 — обойма; 10 — кронштейн; 11 — амортизатор; 12 — кронштейн амортизатора
Конструкция амортизаторов механизма подрессоривания кабины аналогична конструкции амортизаторов передней подвески автомобиля.
Перемещение рессоры ограничивается резиновым буфером, который при ходе рессоры более 25 мм упирается в раму.
Запорное устройство (рис. 135), фиксирующее кабину на задних опорах, состоит из двух механических запоров, правый запор имеет предохранительный крюк. Запор состоит из корпуса 11, прикрепленного к продольной балке кабины, крюка 10, соединенного с рукояткой 8 с помощью пальцев, и предохранительного крюка 5 с пружиной 4. Скоба 8 (рис. 134) запора приварена к кронштейну 6, закрепленному на обойме 9 рессоры задней опоры кабины. На кронштейне 6 закреплена резиновая подушка 7, на которую опирается корпус запора при транспортном положении кабины. При фиксации кабины скоба входит в паз корпуса запора, а крюк запора входит в зацепление со скобой.
Рис. 135. Запорное устройство кабины:
1 — скоба предохранительного крюка; 2 —рессора; 3 — продольная балка пола кабины; 4 — пружина; 5 — предохранительный крюк; 6 — балка задка кабины; 7 — упор; 8 — рукоятка; 9 — ось запора; 10 — крюк: 11 — корпус; 12 — скоба; 13 — резиновая подушка; 14 — прокладка; 15 — кронштейн; 16 — обойма рессоры
Конструкция крюка, имеющего паз, выполненный по окружности, обеспечивает при закрывании подтягивание корпуса запора к резиновой подушке на кронштейне скобы. Для этого надо рукоятку поднять в крайнее верхнее положение. Предохранительный крюк при запирании кабины защелкивается автоматически.
Для опрокидывания кабины необходимо повернуть рукоятки обоих запоров в крайнее нижнее положение, а затем вывести из зацепления предохранительный крюк.
Механизм уравновешивания кабины служит для уравновешивания массы кабины в движении, для снижения нагрузки на заднюю подвеску кабины и при подъеме кабины гидроподъемником.
Механизм уравновешивания кабины состоит из двух взаимозаменяемых торсионов с рычагами. Квадратный конец торсиона 12 (рис. 133) установлен неподвижно в нижний кронштейн 1 передней опоры кабины, шлицевой конец торсиона свободно установлен в резиновой втулке кронштейна. Рычаг 7 с помощью стяжного болта 2 жестко закреплен на шлицевом конце торсиона.
Верхний конец рычага упирается в опору 8, которая крепится к поперечной балке пола. Шлицевое соединение рычагов с торсионами позволяет регулировать угол их закручивания. Перестановка рычага торсиона на один зуб изменяет угол закручивания торсиона на 7°30'. Кроме того, угол закручивания можно регулировать перестановкой оси 9 опоры 8 рычага торсиона. Опора рычага торсиона имеет два отверстия и при перестановке оси со втулкой в другое отверстие меняется угол закручивания торсиона на 3°45'. На кронштейнах и торсионах имеются сборочные метки.
Механизм опрокидывания кабины (рис. 136) с гидравлическим приводом и ручным управлением, состоит из ручного насоса с бачком, фильтрами и поворотным золотником, снабженным рукояткой, цилиндра опрокидывания кабины и маслопроводов, соединяющих насос и цилиндр. В качестве рукоятки насоса используется монтажная лопатка для шин или вороток к ключу для колес.
Насос опрокидывания кабины и подъема запасного колеса (рис. 137) плунжерного типа, с бачком, установлен на кронштейне, расположенном на правом лонжероне рамы за кабиной.
Для ограничения давления в системе предусмотрен шариковый предохранительный клапан, перепускающий масло в бачок при давлении 150 кгс/см2.
В корпусе насоса имеются два отверстия с конической резьбой, к которым присоединяются штуцера маслопроводов, соединенных с цилиндром опрокидывания кабины. Масло подается к соответствующим штуцерам поворотом золотника управления ручкой в ту или иную сторону до упора. Ручка 16 золотника 17 имеет регулировочные упоры, которые контрятся гайками. Возможные положения ручек показаны на инструкционной табличке, расположенной на корпусе насоса.
Для безопасности при опускании кабины возврат масла из гидросистемы в бачок происходит через жиклер 20 с трубкой, выходной конец которой опущен под уровень масла.
В конических отверстиях и перед жиклером установлены сетчатые фильтры 21, предотвращающие засорение системы.
Бачок 15 крепится винтами к корпусу насоса; на бачке ограничивающий давление в полости бачка в пределах 0,2—0,3 кгс/см2 и защищающий от попадания пыли и грязи.
Рис. 136. Механизм опрокидывания кабины:
1 — рукоятка управления; 2 — рукоятка привода; 3 — гидравлический насос; 4 — бачок- 5 — подвеска кабины; 6 — нижний кронштейн; 7 — нижняя стойка ограничителя; 8—предохранительная шпилька;
9 — верхняя стойка ограничителя; 10 — продольная балка кабины; 11 — палец удлинителя; 12 —верхний кронштейн; 13 — гидравлический цилиндр; 14 — гидропривод; 15 —лонжерон, 16 — амортизатор передней подвески
Рис. 137. Насос опрокидывания кабины:
1 — корпус насоса; 2 — пружина; 3 — пробка; 4 — пружина предохранительного клапана; 5 — пробка предохранительного клапана; 6 — втулка нагнетательного плунжера; 7 — грязесъемник; 8 — палец; 9 — рукоятка насоса; 10 — палец нажимной; 11 — плунжер нагнетательный; 12 — пробка; 13 — горловина заливная бачка насоса; 14 — клапан предохранительный; 15 — бачок; 16 — ручка золотников; 17 — золотник реверсивный; 18 — золотник; 19 — пробка; 20 — жиклер насоса; 21 — фильтр защитный; 22 — фильтр всасывающий; 23 — пробка
Цилиндр (рис. 138) опрокидывания кабины снабжен двумя клапанами безопасности. Клапаны безопасности в случае разрыва шланга или другого повреждения системы, вызывающего быстрое опускание кабины, закрываются, и опускание кабины прекращается. Клапаны могут закрываться также при слишком резкой подаче масла; в этом случае для открывания клапана необходимо ручки золотника повернуть в положение, противоположное выполняемой операции (если производилось опускание кабины, то ручки требуется установить в положение подъема, а затем — в прежнее положение и продолжить опускание).
Ограничитель подъема кабины расположен с правой стороны кабины. Нижняя стойка 7 (рис. 136) ограничителя вращается в кронштейне 6, закрепленном на правом лонжероне рамы, верхняя стойка 9 вместе с удлинителем — в кронштейне 12, закрепленном на продольной балке 10 пола кабины. При поднятой кабине обе стойки создают упор, препятствующий самопроизвольному опусканию кабины. Для предотвращения случайного складывания ограничителя имеется предохранительная шпилька 8, которая вставляется в отверстия верхней и нижней стоек.
Опрокидывание кабины. Перед опрокидыванием кабины затормозите автомобиль стояночным тормозом и установите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Поверните рукоятки обоих запоров кабины в крайнее нижнее положение и выведите из зацепления предохранительный крюк правого запора.
Для опрокидывания кабины в первое положение (38°) установите ручки на насосе в положение ПОДЪЕМ КАБИНЫ и, качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, опрокиньте кабину. Для предотвращения случайного опускания кабины закрепите стойки ограничителя предохранительной шпилькой 8.
Для опускания кабины выньте стопорную шпильку, установите ручки на насосе в положение ОПУСКАНИЕ КАБИНЫ и, качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, опустите кабину.
Для опрокидывания кабины во второе положение (60°)
снимите передний буфер, поднимите переднюю облицовочную панель и опрокиньте кабину в первое положение. Расшплинтуйте и выньте палец 11. Гидроподъемником опрокиньте кабину во второе положение.
Стекла ветрового окна состоят из двух полированных стекол и прозрачной пластмассовой пленки между ними. Применение такого стекла повышает безопасность для водителя и пассажиров, так как при ударе стекло разбивается, но осколки не отделяются от пластмассовой пленки. Стекла закрепляются в проеме окна специальным резиновым уплотнителем. Сечение и твердость уплотнителя подобраны так, что обеспечивается надежное крепление стекла и герметичность соединения. Уплотнитель плотно прилегает к стеклу и проему по всему контуру и не пропускает воду. Кроме того, места соединения уплотнителя со стеклами и проемом ветрового стекла по всему контуру промазываются специальной пастой № 111 или герметиком 51 Гб.
Рис. 138. Цилиндр опрокидывания кабины:
1 – грязесъемник штока; 2 – пробка; 3 и 15— полукольца штока; 4 — верхняя втулка манжет; 5 и 20 — опорные кольца; 6, 14 и 21 — манжеты; 7 — шайба отгибная; 8 — гайка; 9 — транспортная коробка; 10 — шайба; 11 — нижняя втулка манжет; 12 н 22 — нажимные кольца; 13 и 18 — уплотнительные кольца; 16 — стакан цилиндра; 17 — шток цилиндра в сборе; 19 — крышка цилиндра; 23 — гайка крышки
Устройство для обмыва ветровых стекол и стеклоочиститель
Для приведения в действие стеклоочистителя нажмите клавишный переключатель. При этом включается насос 1 (рис. 139) омывателя и обеспечивается подача омывающей жидкости на ветровое стекло.
Направление струи жидкости регулируйте поворотом зажимного кольца головки жиклера 3. Для этого отпустите винт 4 и поверните зажимное кольцо так, чтобы струя жидкости попадала на стекло в верхнюю часть сектора, описываемого щеткой стеклоочистителя. После регулирования затяните винт.
Щетки стеклоочистителя приводятся в действие от моторедуктора 7 через штуцер с тягами 6. Щетки стеклоочистителя работают в двух режимах — малая и большая скорость. В парковое положение щетки укладываются автоматически.
Для защиты от короткого замыкания моторедуктор предохраняется термобиметаллическим предохранителем на 4,5 А.
В эксплуатации стеклоочистителей следует периодически промывать щетки и ветровые стекла обезжиривающим раствором.
Не следует допускать работу стеклоочистителя при наличии на стеклах сухой пыли и грязи. В этих условиях нужно предварительно протереть стекла влажной мягкой тряпкой.
При эксплуатации омывателя (с целью предупредить засорение жиклера и фильтра) бачок омывателя заполняйте фильтрованной жидкостью. При необходимости очистите жиклеры и сетчатый фильтр насоса. Для чистки жиклера нужно отвернуть зажимной винт и снять кольцо жиклера.
Бачок омывателя заполняйте смесью воды со специальной жидкостью НИИСС-4, соотношение которых меняется в зависимости от температуры окружающего воздуха.
Рис. 139. Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол:
1 — насос с электродвигателем; 2 — бачок омывателя; 3 — жиклер; 4 — ввит; 5 — рычаг щетки; 6 — тяги; 7 — моторедуктор
Возможные неисправности стеклоочистителей, причины и способы их устранения. |
|
Причина неисправности |
Способ устранения |
Щетка при работе задевает за детали кабины |
|
Неправильная установка рычага на оси |
Снимите гайку крепления рычага на оси, а затем рычаг; включите стеклоочиститель и через 30–60 с выключите; установите рычаг со щеткой так, чтобы щетка была расположена в 10–20 мм от кромки уплотнителя, укрепите рычаг, включите стеклоочиститель и проверьте установку рычага |
Стеклоочиститель работает на одной скорости |
|
Неисправен переключатель |
Замените переключатель |
Неисправен моторедуктор |
Замените моторедуктор |
Обрыв цепи питания одной из щеток моторедуктора |
Устраните обрыв |
Не включается моторедуктор |
|
Перегорел предохранитель |
Найдите неисправность электропроводки, устраните ее. Предохранитель заменит. |
Не работает моторедуктор |
Замените моторедуктор |
Обрыв цепи питания |
Устраните обрыв |
Щетки плохо очищают ветровое стекло |
|
Резина щеток износилась или состарилась |
Очистите стекло от масла, промыв его чистой водой или обезжиривающим составом. Замените щетки новыми |
Механизм подъема стекла двери (рис. 140) однорычажный с шестеренным приводом, состоит из корпуса, ручки с приводным валиком, тормозного устройства, зубчатой передачи и рычагов. Ролик рычага стеклоподъемника вставляется в кулису опускаемого стекла двери. Стекло фиксируется в любом положении тормозным механизмом, установленным на приводном валике в корпусе. Тормозной момент создается трением наружной поверхности пружины о поверхность корпуса тормозного механизма. Поводок малой шестерни при этом стремится раскрутить пружину внутри корпуса.
Запорное устройство двери (рис. 141) состоит из замка двери, фиксатора замка двери, внутреннего привода с ручкой и наружной ручки с кнопкой замка. Замок прикреплен к торцу двери тремя винтами, внутренняя ручка связана с замком с помощью привода и тяги, корпус привода тремя винтами крепится к внутренней панели двери. Для того чтобы зафиксировать замок в закрытом положении изнутри, надо внутреннюю ручку двери повернуть вниз (ручка после этого сама возвращается в нейтральное положение). При этом снаружи при нажатии на кнопку замок не откроется. При открывании двери изнутри, а также при захлопывании двери замок снимается с предохранителя автоматически. Снаружи дверь запирается с помощью замка, вмонтированного в кнопку наружной ручки. При повороте ключа пластина-запор кнопки своими выступами входит в пазы ручки и не дает утапливаться кнопке. При закрывании двери защелка замка входит в фиксатор, который четырьмя винтами крепится к задней стойке боковины. Для исключения проседания двери и стуков при закрывании имеется специальное устройство, предохраняющее дверь в закрытом положении от вертикальных перемещений. С этой целью корпус замка выполнен заодно с клином установа, который при закрывании двери входит между скобой фиксатора и стойкой проема двери, нажимая на колодку фиксатора и тем самым приглушая стук закрываемой двери.
Рис. 140. Механизм подъема стекла двери:
1 — шестерня стеклоподъемника; 2 — рычаг шестерни; 3 — корпус стеклоподъемника:
4 — рукоятка; 5 — стекло; 6 —обойма стекла: 7 — кулиса; 8 — разъемный ролик;
9 — рычаг стеклоподъемника; 10 — валик привода; 11 — поводок;
12 — тормозная пружина; 13 — корпус тормозного механизма; 14 — малая шестерня;
15 — ось рычага; 16 — ролик рычага
Сиденье водителя (рис. 142) имеет механизм подрессоривания торсионного типа с гидравлическим амортизатором. Жесткость подвески регулируется в зависимости от массы водителя. Подрессоривание осуществляется пластинчатым торсионом, установленным в трубе. Один конец торсиона закреплен наглухо, другой соединен с рычагом механизма регулировки жесткости подвески. При движении по неровной дороге колебания сиденья гасит гидравлический телескопический амортизатор, установленный за спинкой сиденья и укрепленный одним концом на основании сиденья, а другим — в поперечине остова сиденья. Проседание сиденья вниз ограничивается резиновыми буферами.
Рис. 141. Запорное устройство двери:
1 — тяга привода; 2 — поводок привода; 3— спиральная пружина; 4—корпус привода; 5 — внутренняя ручка; 6— полиэтиленовая розетка; 7 — толкатель пружины; 8 — пружина; 9—ось поводка привода; 10 — поводок замка; 11 — сбрасыватель; 12 — фиксатор сбрасывателя; 13 — ось поводка; 14 — защелка;
15 — корпус замка; 16 — пружина фиксатора; 17—колодка фиксатора; 18 — ось колодки; 19 — корпус фиксатора; 20 — ось защелки; 21 — ось рычага защелки; 22 — рычаг защелки; 23 — пружина защелки; 24 — ось сбрасывателя; 25 — шток кнопки; 26 — кнопка замка ручки; 27 — наружная ручка; 28 — планка
Рис. 142. Сиденье водителя:
1 — подушка; 2 — рукоятка механизма регулировки жесткости подвески сиденья; 3 — спинка; 4 — боковина сиденья; 5 — рычаг гребенки; 6 — амортизатор; 7 — трубка торсиона; 8 — остов сиденья; 9 и 10 — рычаги шарниров подвески; 11 — нижние направляющие; 12 — гребенка; 13 — возвратная пружина; 14 — тяга; 15 — стопор; 16 — рычаг стопора; 17 — верхние направляющие; 18 и 20 — поперечины рычагов; 19 — основание
Продольное перемещение сиденья водителя осуществляется передвижением верхних направляющих вместе с механизмом подрессоривания и сиденьем по неподвижным нижним направляющим, прикрепленным к полу кабины. Фиксация положения сиденья осуществляется стопором, который удерживает сиденье в одном из десяти фиксированных положений. Для перемещения сиденья необходимо ручку стопора переместить к сиденью. Стопор, выйдя из соответствующего паза гребенки, освободит сиденье. При освобождении ручки возвратная пружина заведет стопор в следующий паз гребенки и зафиксирует новое положение сиденья. Величина хода сиденья 135 мм.
Угол наклона спинки сиденья изменяется с помощью механизма регулирования угла наклона. Спинка может занимать три фиксированных положения. Фиксация положения спинки осуществляется язычками кронштейнов спинки сиденья, которые входят в пазы гребенок, расположенных на обеих боковинах спинки. Для освобождения язычков кронштейнов необходимо рычаги гребенок нажатием руки опустить вниз и зафиксировать спинку в необходимом положении.
Пассажирские сиденья. Среднее пассажирское сиденье устанавливается неподвижно. Подушка среднего сиденья крепится к жесткой подставе, а спинка — к кронштейнам, откидывающимся вперед. В верхнем положении спинку удерживают две цилиндрические пружины. Крепится сиденье к полу четырьмя болтами, приваренными к основанию подставы сиденья.
Крайнее пассажирское сиденье типа «кресло» с откидными подлокотниками *, высокой спинкой с подголовником, возможно регулирование продольного перемещения и угла наклона спинки.
Механизм регулирования продольного положения сиденья такой же, как у сиденья водителя. Спинку сиденья можно поставить в любое из пяти фиксированных положений, нажав рукоятку фиксатора (слева от сиденья) в сторону основания сиденья. При нажатой рукоятке фиксатора пружинное устройство стремится возвратить спинку в крайнее переднее положение.
Подушка крепится четырьмя винтами к верхним направляющим механизма перемещения сиденья, а нижние направляющие — четырьмя приваренными к ним болтами к полу кабины и к проставке (правая направляющая), которая, в свою очередь, крепится к полу четырьмя болтами.
Ремни безопасности предназначены для защиты пассажиров и водителя автомобиля от получения серьезных травм во время дорожно-транспортных происшествий.
Их комплект состоит из двух диагонально-поясных для водителя и крайнего пассажира и одного поясного для среднего пассажира. Ремни безопасности имеют регулятор, который позволяет выбрать такую длину лямок, при которой между грудью и диагональной лямкой можно просунуть ладонь, а поясная часть ремня будет при этом плотно прилегать к бедрам. Длина лямки рассчитана при среднем положении сиденья и при наклоне спинки сиденья назад.
Система отопления и вентиляции кабины представлена на рис. 143.
Отопитель кабины предназначен для обогрева кабины и обдува стекол ветрового окна и стекол дверей теплым сухим воздухом для предотвращения их обмерзания и запотевания.
Рис. 143. Система отопления и вентиляции кабины:
1 — распределитель горячего воздуха; 2 — привод управления отоплением; 3 — сопло обдува ветрового стекла; 4 — шланг обдува бокового стекла; 5 — шланг обдува ветрового стекла; 6—трос управления левой заслонкой распределителя; 7 — трос управления правой заслонкой распределителя; 8 — радиатор отопителя: 9 —трос крана отопителя; 10 — кран отопителя; 11 — передний подводящий шланг отопителя; 12 — отводящий шланг отопителя; 13 — сливной шланг; 14 — радиатор двигателя; 15 — сливной кран; 16— подводящая труба отопителя; 17 — средний подводящий шланг отопителя; 18 — патрубок отбора воды; 19 — электродвигатели: 20 — вентиляционный люк
Радиатор отопителя помещен в нише панели и установлен с внешней стороны, а два вентилятора с электродвигателями размещены в кабине и закрыты съемным защитным кожухом. Радиатор включен в систему охлаждения двигателя. Горячая жидкость поступает в радиатор отопителя из углового патрубка, расположенного на верхней плоскости блока впереди справа, по подводящему патрубку, через регулировочный кран отопителя, расположенный в нише панели передка рядом с радиатором. По подводящему патрубку жидкость поступает в нижнюю часть радиатора, а из верхней части по сливному патрубку поступает в нижнюю часть радиатора системы охлаждения. Наружный воздух поступает к радиатору отопителя через решетку облицовочной панели. Пройдя через радиатор, нагретый воздух с помощью двух вентиляторов подводится по шлангам к соплам обдува ветровых стекол. К ногам водителя и пассажиров воздух подается из отверстий в нижней стенке воздухораспределителей с заслонками, с помощью которых большую часть теплого воздуха можно направлять на обдув стекол.
Для обдува стекол дверей предусмотрены специальные воздухонаправляющие решетки, установленные на приборной панели с правой и левой сторон. Решетка поворачивается в горизонтальной плоскости на 360°, что позволяет направлять поток теплого воздуха не только на стекла дверей, но н дополнительно на ветровое стекло, когда это необходимо.
Тепловой поток отопителя регулируется краном, а также изменением частоты вращения рабочих колес вентиляторов. Для получения максимального теплового потока кран отопителя должен быть полностью открыт, электродвигатели вентиляторов включены на максимальную частоту вращения, заслонки в распределительных каналах открыты полностью, что обеспечивает максимальную подачу теплого воздуха из отопителя. При излишней подаче тепла в кабину надо частично прикрыть регулировочный кран. Для дальнейшего уменьшения поступающего в кабину тепла необходимо переключить электродвигатели вентиляторов на более низкую частоту вращения или выключить их совсем. В этом случае воздух подается за счет скоростного напора, возникающего при движении автомобиля.
Краны отопителя и заслонки воздухораспределителей управляются рычажками, расположенными в нижней части щитка приборов, слева от рулевой колонки. Верхний рычажок управляет краном отопителя, а два нижних рычажка управляют заслонками правого и левого воздухораспределителей. Промежуточные положения рычажков позволяют плавно изменять эффективность отопления и обдува стекол кабины. Переключатель электродвигателей вентиляторов расположен на приборной панели справа от рулевой колонки на пульте переключателей. При работе отопителя не следует полностью закрывать регулировочный кран, так как при этом нарушается циркуляция жидкости через радиатор отопителя.
Эффективность отопления зависит от температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. При температуре жидкости в системе охлаждения ниже плюс 75°С эффективность отопления резко падает. При температуре наружного воздуха до минус 10°С для обогрева кабины при движении автомобиля следует использовать напор встречного воздуха, включая при этом электродвигатели только в случае необходимости. Это обеспечивает нормальный температурный режим в кабине и увеличивает срок службы электродвигателей. При более низкой температуре следует включить электродвигатели вентиляторов на низкую частоту и лишь в случае необходимости переключать их на режим максимальной частоты.
Для вентиляции кабины в летнее время нужно использовать поворотные форточки, опускать стекла дверей кабины, открывать на крыше вентиляционный люк, который устанавливается в четырех фиксированных положениях. Кроме того, свежий воздух может поступать в кабину через люк в передней панели, расположенной с правой стороны от середины кабины. При сильной запыленности воздуха вентиляционный люк в передней панели следует закрыть.