Глава 3.10.2. Лебедка КамАЗ 6x6
Техническая характеристика |
|
Лебедка |
Барабанного типа с червячным редуктором и ленточным тормозом, расположена горизонтально |
Передаточное число редуктора |
31 |
Привод |
Через открытую карданную передачу от коробки отбора мощности |
Рабочая длина троса, м., при выдаче назад |
86 |
Рабочая длина троса, м., при выдаче вперед |
79 |
Максимальное тяговое усилие, тс при выдаче троса вперед |
3,5 |
Максимальное тяговое усилие, тс при выдаче троса назад |
5 |
Максимальное тяговое усилие с применением блока, тс при выдаче троса вперед |
7 |
Максимальное тяговое усилие с применением блока, тс при выдаче троса назад |
10 |
Лебедка установлена на двух поперечинах и двух кронштейнах в задней части рамы автомобиля. Состоит из червячного редуктора 16 (рис. 144), барабана 15 с тросом 7 и тросоукладчика 18.
Редуктор состоит из глобоидной пары с передаточным числом 31. Червячное колесо 4 (рис. 145) приклепано к ступице, которая подвижной муфтой 33 соединяется с валом барабана 3. Барабан посажен на вал через шлицевую втулку и шпонки 43.
На червяке редуктора установлен автоматический тормоз, предназначенный для дополнительного торможения вала червяка редуктора при выключении сцепления, а также при срезе предохранительного болта вилки карданного вала во время перегрузки. Барабан 27 тормоза установлен на конце вала червяка. Торможение вала осуществляется лентой 6 тормоза с фрикционными накладками. Один конец ленты жестко закреплен гайками 55 в крышке 5 переднего подшипника, а другой — подвижно в отверстии той же крышки через пружину 29, которая затягивает ленту в направлении, противоположном вращению вала червяка 16 при наматывании троса лебедки на барабан. Лента, увлекаемая силой трения, сжимает пружину, что приводит к ослаблению нажатия ленты на барабан тормоза.
При обратном вращении вала червяка под действием силы трения происходит самозатягивание ленты, что вызывает притормаживание барабана и препятствует его вращению вследствие жесткого крепления второго конца тормозной ленты. При малой частоте вращения вала червяка усилие торможения, создаваемое автоматически тормозом, незначительно и не препятствует разматыванию троса.
В случае среза предохранительного болта при вращении барабана с повышенной скоростью действие тормоза становится значительным и служит дополнением к самоторможению червячной передачи. Натяжение тормозной ленты регулируется затяжкой пружины. При затягивании гайки 54 тормозной момент увеличивается.
Привод лебедки осуществляется тремя карданными валами 10 (рис. 144), 9 и 8 от односкоростной коробки отбора мощности, установленной на раздаточной коробке. На заднем карданном валу для предохранения деталей от перегрузки установлен срезающийся предохранительный болт. Передний карданный вал имеет подвижное шлицевое соединение, которое обеспечивает компенсацию неточностей монтажа. Промежуточный карданный вал установлен на двух опорах одинаковой конструкции.
Рис. 144. Лебедка:
1 — передние направляющие ролики; 2 — первый и второй опорные ролики; 3 — клин; 4 — кронштейн клиновой заделки троса; 5 — третий опорный ролик; 6 — задние направляющие ролики; 7 — трос; 8 — задний карданный вал; 9 — промежуточный карданный вал; 10 — передний карданный вал; 11 — клин коуша; 12 — крюк; 13 — крышка; 14 — рычаг отключения вала барабана; 15— барабан лебедки; 16 — редуктор; 17. — ведомая звездочка; 18 — тросоукладчик
Тросоукладчик обеспечивает равномерную и плотную укладку троса на барабане. Корпус 1 (рис. 146) тросоукладчика совершает возвратно-поступательное движение вдоль ходового винта 7, укладывая трос по барабану. Труба 25, жестко соединенная с корпусом, и валик 13 являются направляющими. Ходовой винт с левой и правой нарезками, установленный на подшипнике 16 в корпусе привода 14 и двух опорах внутри трубы, приводится во вращение цепной передачей от вала барабана через ведущую и ведомую 9 звездочки. Трос закреплен на барабане лебедки и проходит между двумя роликами 2, установленными на осях 4. Ход корпуса согласован с вращением барабана таким образом, что за каждый оборот барабана корпус тросоукладчика перемещается на величину одного шага витка троса.
Лебедка снабжена также нажимным роликом с пружиной, расположенным сверху барабана.
Рис. 145. Редуктор лебедки:
1 — шлицевая втулка; 2 — стакан; 3 — вал барабана; 4 — червячное колесо; 5 — крышка переднего подшипника; 6 — лента тормоза; 7 — клапан предохранительный; 8 — подшипники; 9, 11 и 29 — пружины; 10 — крышка; 12 — картер редуктора лебедки; 13 — крышка картера; 14, 22, 31 и 40 — прокладки; 15, 26 и 30 — шайбы упорные; 16 — червяк редуктора; 17-20, 23-25, 45 и 46 — прокладки регулировочные; 21 — крышка заднего подшипника; 27 — барабан тормоза; 28 — отражатель барабана; 32 — крышка пружины; 33 — муфта включения; 34 — вилка включения; 35 — шток вилки; 36 — стакан штока; 37 — палец упорный штока; 38 — крышка штока; 41 — кольцо уплотнительное; 42 — манжета сальника; 44 — обойма сальника; 47 — кольцо упорное; 48 — пробка; 43 и 49 — шпонки сегментные; 39, 50-52 и 53 — болты; 54, 55 и 61 — гайки; 56 — заглушка; 57, 58 и 59 — шайбы пружинные; 60 — винт установочный; 62 — переходник
Трос лебедки закреплен на крюке 12 (рис. 144) клином 11. Такое крепление позволяет снять крюк (выбив клин) и выдать трос назад. На правом лонжероне рамы установлен клин 3 для крапления троса при самовытаскивании автомобиля назад с помощью блока.
Рис. 146. Тросоукладчик лебедки:
1 — корпус тросоукладчика; 2— ролики; 3 — крышка корпуса; 4 — ось ролика; 5 — кольцо уплотнительное; 6 — обойма коль- Да'. 7 винт ходовой; 8 и 12—прокладки; 9 — звездочка; 10— сухарь; 11 — крышка сухаря; 13— валик; 14 — корпус привода; 15 —траверса; 16 — шарикоподшипник; 17 и 18 — болты; 19 и 22 — гайки; 20 — заглушка; 21 и 24 — шайбы пружинные; 23 — масленка; 25 — труба
Управление приводом лебедки — дистанционное электропневматическое переключателем 12 (рис. 7) из кабины.
Вал барабана лебедки отключается от механизма редуктора поворотом рычага 14 (рис. 144), при этом муфта включения выйдет из зацепления с червячным колесом редуктора.
Пользование лебедкой. При пользовании лебедкой соблюдайте следующие правила:
разматывайте трос вручную, отключив вал барабана лебедки. Допускается принудительное разматывание троса, при этом надо вручную выбирать слабину троса;
перед началом подтягивания на барабане должно быть не менее четырех витков троса;
угол отклонения троса от оси автомобиля при подтягивании не должен превышать 15°;
при подтягивании плавно увеличивайте частоту вращения коленчатого вала двигателя. Резкое увеличение частоты вращения не дает увеличения тягового усилия на тросе, но может вызвать срез предохранительного болта;
в случае среза предохранительного болта во избежание заедания карданного вала в вилке немедленно остановите лебедку; запрещается использовать вместо предохранительного штифта болты или другие детали. Используйте для этого штифт 4310-4502051 из комплекта запасных частей;
во избежание перегрева редуктора не подтягивайте трос более трех раз подряд с использованием полной длины троса с максимальной или близкой к ней нагрузкой;
не допускайте движение автомобиля с отключенным валом барабана лебедки;
нельзя использовать трос лебедки для буксирования автомобиля;
при движении автомобиля трос лебедки должен быть туго намотан на барабан.
Для включения лебедки нажмите до отказа педаль сцепления, установите переключатель раздаточной коробки в положение Н, а переключатель лебедки в положение ВКЛЮЧЕНО и отпустите педаль сцепления. Для наматывания троса на барабан включите первую передачу в коробке передач. Для принудительного разматывания троса следует включить передачу заднего хода.
Для самовытаскивания автомобиля размотайте трос, зацепите его за какой-нибудь надежный предмет (дерево, пень, столб и т. д.), включите лебедку и первую передачу в коробке передач.
Для повышения эффективности самовытаскивания при выдаче троса вперед допускается включать первую (понижающую) передачу в раздаточной коробке, предварительно заблокировав межосевой дифференциал.
В случае применения блока для увеличения тягового усилия при самовытаскивании вперед блок закрепите за предмет, выбранный в качестве опоры, а крюк троса — за один из передних буксирных крюков автомобиля.
При самовытаскивании назад с применением блока выбейте клин, освободите трос от крюка и закрепите его клином на правом лонжероне рамы.
При вытаскивании другого автомобиля (лебедкой) следует затормозить автомобиль стояночным тормозом, размотать трос, зацепить его за вытаскиваемый автомобиль, включить лебедку и первую передачу в коробке передач. По окончании подтягивания включите нейтраль в коробке передач. Чтобы ослабить трос, включите передачу заднего хода.
Закончив пользование лебедкой, зацепите крюк троса за левый буксирный крюк, включите лебедку и первую передачу в коробке передач и плавно натяните трос.
Следите за температурой нагрева тормоза. Если в течение 1—3 мин тормоз нагревается выше температуры, которую может выдержать рука, отрегулируйте его при включенной передаче заднего хода и отключенном вале барабана. Для ослабления тормозного момента отверните гайку крепления ленты тормоза на два-три оборота.