Глава 4.4. Управление коробкой передач КамАЗ 6x6
Передачи в коробке передач переключайте рычагом 7 (рис. 3), расположенным справа от сиденья водителя.
Трогайте с места автомобиль с грузом без рывков на первой передаче коробки передач с минимально возможной частотой вращения коленчатого вала двигателя. Запрещается движение с частично нажатой педалью сцепления.
Схема переключения передач изображена на рис. 154. Выбирайте передачу в зависимости от дорожных условий и загруженности автомобиля.
Раздаточной коробкой управляйте переключателем 11 (рис. 7), расположенным на щитке приборов.
Переключатель имеет три фиксированных положения, каждому из которых соответствует положение раздаточной коробки:
Н — нейтраль (передний, средний и задний мосты отключены);
I — включена понижающая передача;
II — включена повышающая передача.
При движении по дорогам используйте повышающую передачу. Понижающую передачу включайте при движении по труднопроходимым участкам пути, а также при преодолении крутых подъемов и бродов. Переключать передачи можно только после полной остановки автомобиля.
При движении по сухим дорогам с уклонами до 3% правильно подбирайте передачи коробки передач и используйте рабочие тормоза автопоезда, не допуская при этом резких торможений, приводящих к блокировке колес. Помните, что тормозной путь автопоезда при блокировке колес значительно возрастает. Резкое торможение может привести к складыванию и заносу автопоезда.
При первых признаках складывания или заноса автопоезда отпустите педаль рабочего тормоза и тормозите вспомогательным тормозом, ликвидируя занос поворотом управляемых колес автомобиля в сторону заноса.
При движении автопоезда на дорогах с уклонами более 3%. Для замедления движения используйте низшие передачи коробки передач и раздаточной коробки в сочетании с рабочим и вспомогательным тормозами автопоезда.
Управление рабочими тормозами автопоезда осуществляется из кабины педалью, соединенной рычагами и тягами с двухсекционным тормозным краном, который приводит в действие тормозные механизмы колес задней тележки и колес переднего моста. Одновременно приводятся в действие тормозные механизмы колес прицепа.
Рис. 154. Схема переключения передач
Для затормаживания автопоезда запасным тормозом пользуйтесь стояночным тормозным краном, расположенным справа от си¬денья водителя. Тормозной кран стояночного тормоза имеет следящее устройство, которое притормаживает автомобиль с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки тормозного крана.
Для затормаживания автопоезда на стоянке установите рукоятку стояночного тормозного крана в вертикальное фиксированное положение. При этом срабатывают тормозные механизмы колес задней тележки и включается клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом.
Для выключения стояночного тормоза рукоятку тормозного крана установите в горизонтальное положение. Происходит растормаживание автомобиля; одновременно срабатывает клапан управления тормозами прицепа, в результате чего происходит растормаживание прицепа.
Выключая стояночный тормоз, доводите рукоятку вниз до упора, иначе сожжете тормоза на прицепе.
При аварийном падении давления в баллонах стояночного тормоза срабатывают пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер задней тележки и автомобиль затормаживается. При необходимости кратковременного движения в этом случае воспользуйтесь системой аварийного растормаживания: при нажатии кнопки аварийного растормаживания, расположенной под щитком приборов, автомобиль растормаживается. При неработающем двигателе запас воздуха достаточен для трехкратного растормаживания.
На автомобиле-тягаче установлен одинарный защитный клапан, который сохраняет давление в пневматической системе автомобиля-тягача при аварийном падении давления в магистрали прицепа, а также предохраняет от аварийного самозатормаживания прицепа при внезапном падении давления в пневматической системе тягача.
При отсутствии запаса сжатого воздуха автомобиль можно растормозить с помощью специальных устройств, которые встроены в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов. Для этого выверните винты 2 (рис. 155), расположенные в верхней части энергоаккумуляторов.
Управление вспомогательным тормозом осуществляется с помощью кнопки, расположенной на полу кабины и соединенной с краном вспомогательного тормоза. Пользуйтесь вспомогательным тормозом во всех случаях для уменьшения скорости и обязательно — при движении на затяжных спусках во избежание перегрева механизмов колесных тормозов, а также по скользким и обледенелым дорогам во избежание заноса и складывания автопоезда.
Рис. 155. Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором:
1 - цилиндр пружинного энергоаккумулятора; 2 - винт устройства механического растормаживания
При необходимости для уменьшения частоты вращения двигателя притормаживайте автопоезд рабочим тормозом.