Глава 4.6. Особенности вождения КамАЗ 6x6

При правильном вождении увеличивается средняя скорость движения, снижается расход топлива и повышается эффективность использования автомобиля и срок его службы.

Перед началом движения прогрейте двигатель.

Начинайте движение только после того, как прекратится подача звукового сигнала (зуммера) и погаснут сигнальные лампы, что свидетельствует о заполнении привода тормозной системы сжатым воздухом.

При трогании с места включайте первую передачу. Переключайте передачи плавно, и обязательно выключив сцепление. Рекомендуется кратковременно задержать рычаг в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению рычага, не включайте передачу резкими толчками. Необходимо плавно усиливать давление на рычаг до полного включения синхронизатора. Если не удается включить передачу при трогании автомобиля с места, вторично выключите сцепление и снова включите передачу.

При выборе момента переключения передач и скорости движения в целях лучшего использования мощности двигателя и его динамических качеств контролируйте скорость вращения коленчатого вала по тахометру. Во всех режимах движения ориентируйтесь на зеленое поле указателя тахометра.

Максимальную мощность двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 2600 об/мин.

Скорость движения на маршруте выбирайте с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя — при частоте вращения коленчатого вала 2000—2200 об/мин.

Длительная езда с использованием максимальной мощности двигателя ведет к повышенному расходу топлива и износу деталей двигателя.

Превышение предельной скорости вращения коленчатого вала недопустимо из-за возможной поломки двигателя.

Помните, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 1600—1800 об/мин. Дальнейшее «снижение оборотов» от нагрузки вызывает потери мощности и требует дополнительных затрат энергии на разгон автомобиля.

При разгоне не включайте более высокую передачу до тех пор, пока скорость движения на данной передаче не возрастет до максимальной.

При переходе с высших передач на низшие применяйте двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль подачи топлива. При переходе со второй передачи на первую применение этого способа переключения обязательно.

Масса перевозимого груза не должна превышать установленной нормы, так как перегрузка влияет на безопасность движения.

При движении с прицепом обращайте особое внимание на виляние, подергивание, увод и другие признаки износа деталей тягово-сцепного устройства. Движение автопоезда должно быть равномерным, без резких торможений и рывков.

Знайте, что при снижении давления сжатого воздуха в контуре III пневмопривода тормозов до 5 кгс/см2 происходит автоматическое затормаживание автомобиля. Если это произойдет в местах, не допускающих остановку (например, перекресток, железнодорожный переезд), то нажмите на кнопку аварийного растормаживания и, не отпуская ее, на малой скорости выведите автомобиль из опасной зоны.

Останавливать автопоезд на подъеме или спуске не рекомендуется. В случае вынужденной остановки для предотвращения скатывания автопоезда включите стояночный тормоз, включите низшую передачу в коробке передач и подложите противооткатные клинья под задние колеса автомобиля и прицепа.

При возникновении каких-либо неисправностей, угрожающих безопасности движения, немедленно остановите автомобиль для их устранения и включите систему аварийной сигнализации.

Помните, что снижение давления воздуха в шинах на 1 кгс/см2 против заданного ведет к увеличению расхода топлива на 1 —1,5 л на 100 км пути. При движении по дорогам с твердым покрытием поддерживайте давление в шинах 3 кгс/см2.

Контролировать состояние всех систем автомобиля помогают контрольные приборы и сигнальные устройства. Следите за. их показаниями и своевременно устраняйте неисправности.

Движение на подъемах. Короткие подъемы на хороших дорогах преодолевайте, используя запас скорости.

Крутые или затяжные подъемы преодолевайте на низших передачах коробки передач, учитывая при выборе передачи загруженность автопоезда, длину подъема и его крутизну. По возможности используйте передачу, которая обеспечит движение без дополнительных переключений и остановок.

Для увеличения тягового усилия переходите на первую передачу в раздаточной коробке.

Если по каким-либо причинам не удалось преодолеть подъем, медленно спустите автомобиль задним ходом вниз для новой попытки.

При движении на спусках запрещается выключать двигатель, так как при движении накатом выключаются гидроусилитель рулевого управления и компрессор пневматического привода тормозной системы автомобиля.

Для замедления движения на спуске пользуйтесь вспомогательным тормозом, при необходимости притормаживая автомобиль (автопоезд) рабочим тормозом.

При включенном вспомогательном тормозе не выключайте сцепление и не переключайте передач.

При движении по заболоченной местности или снежной целине перед началом движения снизьте давление воздуха в шинах до 0,7 кгс/см2, включите первую передачу в раздаточной коробке и механизм блокировки межосевого дифференциала. Двигайтесь со скоростью не более 10 км/ч без остановок и крутых поворотов, не допуская буксования колес, по возможности прямолинейно, поворачивайте автомобиль по окружности с большим радиусом. При движении колонной не двигайтесь по следу, проложенному впереди идущим автомобилем.

При движении по песчаной местности или сырой луговине перед началом движения снизьте давление воздуха в шинах до 1 кгс/см2, включите первую передачу в раздаточной коробке. Соблюдайте плавность движения автомобиля, избегая резких ускорений и остановок. Двигайтесь со скоростью не более 20 км/ч в колонне по следу впереди идущей машины, соблюдая дистанцию не менее 40—50 м. Поворачивайте автомобиль по окружности с большим радиусом без снижения скорости движения.

Небольшие песчаные барханы преодолевайте с разгона. Если колеса начали буксовать при падении скорости движения, выключите сцепление, вернитесь назад для разгона и вторично попытайтесь преодолеть трудный участок.

При движении по пересеченной местности канавы, кюветы и рвы преодолевайте по возможности перпендикулярно препятствию с небольшой скоростью на низших передачах в коробке передач и раздаточной коробке и включенным механизмом блокировки межосевого дифференциала.

Съезжайте в канаву с минимальной скоростью, при необходимости притормаживая. Как только колеса коснутся дна канавы, увеличьте подачу топлива, используя для выезда из канавы силу инерции массы автомобиля.

При преодолении брода перед началом движения промерьте глубину брода, исследуйте состояние донного грунта, выберите и проверьте места въезда и выезда автомобиля и отметьте вехами глубокие места.

Включите первую передачу в раздаточной коробке и механизм блокировки межосевого дифференциала; выключите гидравлическую муфту привода вентилятора, снизьте давление воздуха в шинах до 0,7—1,5 кгс/см2 в зависимости от плотности прибрежного и донного грунта.

Въезжайте в воду осторожно (не создавая волны) на первой или второй передаче коробки передач при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя. Двигайтесь по броду не останавливаясь, по возможности прямолинейно и без крутых поворотов. Если по какой-либо причине двигатель остановился, попытайтесь два-три раза пустить двигатель стартером, в случае неудачи немедленно отбуксируйте автомобиль на берег.

После выезда из воды, особенно зимой, сразу же просушите тормозные механизмы, несколько раз притормозив автомобиль при движении для нагрева тормозных барабанов. Проверьте состояние масла в агрегатах и, обнаружив воду, замените масло немедленно. Проведите смазку через пресс- масленки всех точек смазки. Для удаления воды из камеры сгорания и газоходов предпускового подогревателя включите его на продувку на 3—5 мин.

Выверните пробку нижнего люка картера сцепления, слейте воду и вверните пробку.

При движении по скользким и обледенелым дорогам автопоезд ведите «врастяжку», для чего тормозите запасным или вспомогательным тормозом, так как при этом в первую очередь срабатывают тормоза прицепа.

При заносе, не выключая сцепления, плавно уменьшите подачу топлива, поворачивая рулевое колесо в сторону заноса.

Для замедления движения при заносе пользуйтесь вспомогательным тормозом либо притормаживайте стояночным тормозом. В исключительных случаях и для полной остановки автопоезда допустимо притормаживание рабочим тормозом при включенном сцеплении. При торможении не допускайте скольжения колес.

Переключение передач и выключение сцепления на скользком участке дороги нежелательно. Перед троганием с места на скользком участке дороги заблокируйте межосевой дифференциал. При включении блокировки загорается контрольная лампа и горит все время, пока дифференциал заблокирован. Как только скользкий участок дороги остался позади, притормозите и немедленно разблокируйте дифференциал.

Если автомобиль забуксовал, затормозите колеса, заблокируйте дифференциал, включите вторую передачу и при возможно малой частоте вращения коленчатого вала (чтобы только не остановился двигатель) плавно отпускайте педаль сцепления. Если автомобиль продолжает буксовать, расчистите колею под колесами.

При движении во время тумана, дождя, снегопада, а также при движении по узким дорогам с частыми крутыми поворотами для улучшения видимости пользуйтесь противотуманными фарами, включая их клавишей. Низкое расположение противотуманных фар улучшает освещение дороги.

При движении в ненастную погоду включайте стеклоочистители, регулярно протирайте боковые стекла кабины и зеркала заднего вида. Не забывайте просушивать тормозные механизмы.

При выходе из строя гидроусилителя рулевого управления пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно. Длительная эксплуатация автомобиля с неработающим гидроусилителем категорически запрещается.

При разрыве шлангов насоса гидроусилителя выполните следующее:

соедините шлангом трубопроводы высокого и низкого давления, идущие от насоса, и по возможности включите радиатор для охлаждения масла;

заглушите нагнетательное и сливное отверстия гидроусилителя деревянными пробками;

долейте в бачок насоса масло до уровня указателя. Допускается заливка масла, применяемого для двигателя, с заменой его на базе;

двигайтесь при работе двигателя с возможно малой частотой вращения коленчатого вала, наблюдая за температурой масла в бачке. При нагреве масла до температуры более 100°С сделайте остановку и дайте маслу остыть.

Эксплуатация автомобиля-тягача в составе автопоезда.

При сцепке тягача с прицепом:

затормозите прицеп стояночным тормозом;

откройте замок буксирного крюка;

установите дышло прицепа так, чтобы сцепная петля находилась на уровне буксирного крюка автомобиля;

осторожно подайте автомобиль назад до упора буксирного крюка в сцепную петлю прицепа;

накиньте сцепную петлю на буксирный крюк и закройте замок;

вставьте штепсельную вилку прицепа в розетку автомобиля;

соедините головки шлангов пневмосистемы прицепа с соответствующими головками пневмосистемы автомобиля;

соедините прицеп с автомобилем страховочным тросом или цепью;

откройте разобщительные краны пневмопривода тормозов прицепа, установленные на автомобиле (однопроводной или двухпроводной системы);

растормозите стояночный тормоз прицепа.

Для улучшения маневренности при буксировании прицепа снимите с автомобиля задние буфера.

При расцепке:

затормозите прицеп стояночным тормозом;

отсоедините штепсельную вилку от розетки тягача и вставьте в отверстие пластины дышла, аккуратно смотав шнур электропроводки в бухту. При отключении вилки убедитесь в том, что контактирующая часть розетки закрыта крышкой;

закройте разобщительные краны пневмопривода тормозов;

разомкните соединительные головки шлангов тормозной системы и укрепите их на кронштейнах дышла;

отсоедините страховочный трос;

снимите сцепную петлю дышла прицепа с буксирного крюка автомобиля.

Буксировка автомобиля. Для буксировки неисправного автомобиля используйте специально изготовленный жесткий буксир. Применение буксиров иных конструкций допускается при снятом переднем буфере.

При буксировке автомобиля с неработающим двигателем для наполнения его пневматического тормозного привода сжатым воздухом используйте шланг для накачки шин. Один конец шланга подсоедините на буксируемом автомобиле к буксирному клапану, расположенному на конденсационном ресивере, питающей части пневмопривода тормозов, другой конец — к такому же клапану на буксирующем автомобиле (если буксирующий автомобиль модели КамАЗ). .

Если нельзя наполнить пневмосистему неисправного автомобиля сжатым воздухом, то разблокируйте тормоза задней тележки.

При буксировке автомобиля на расстояние, не превышающее 150 км, выключите сцепление, включите прямую пятую передачу в коробке передач, дайте проехать автомобилю не менее 500 м (для смазки деталей коробки передач), выключите передачу и включите сцепление. Скорость движения при этом должна быть 45 км/ч.

Для буксировки автомобиля с большей скоростью и на длительное расстояние отсоедините карданные валы привода среднего и переднего мостов.