Глава 4.8.2. Трансмиссия КамАЗ 6x6
Регулирование привода сцепления. В процессе эксплуатации, по мере износа накладок ведомых дисков, следует регулировать привод сцепления для обеспечения свободного хода муфты выключения сцепления.
Регулирование привода сцепления заключается в проверке и регулировке свободного хода педали сцепления, свободного хода муфты выключения сцепления и полного хода толкателя пневмогидроусилителя.
Свободный ход муфты выключения сцепления проверяется перемещением вручную рычага вала вилки от регулировочной сферической гайки 17 (рис. 51) толкателя 16 пневмогидроусилителя привода сцепления (при этом необходимо отсоединить пружину от рычага). Если свободный ход рычага, замеренный на радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, то отрегулируйте его сферической гайкой толкателя до величины 3,7—4,6 мм, что соответствует свободному ходу муфты выключения сцепления 3,2—4,0 мм.
Затем проведите проверку полного хода толкателя пневмогидроусилителя нажатием педали сцепления до упора; при этом полный ход толкателя должен быть не менее 25 мм, при меньшей величине хода не обеспечивается полное выключение сцепления. В случае недостаточного хода толкателя пневмогидроусилителя проверьте свободный ход педали сцепления, количество жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления, а при необходимости прокачайте гидросистему привода сцепления.
Свободный ход педали, соответствующий началу работы главного цилиндра, должен составлять 6—12 мм. Замеряйте его в средней части площадки педали сцепления. Если свободный ход выходит за пределы, указанные выше, отрегулируйте зазор А (рис. 166) между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра.
Зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра регулируйте эксцентриковым пальцем 6 (рис. 51), который соединяет верхнюю проушину толкателя 7 с рычагом 5 педали. Регулируйте зазор при положении, когда оттяжная пружина 8 прижимает педаль сцепления к верхнему упору 4. Поверните эксцентриковый палец так, чтобы перемещение педали от верхнего упора до момента касания толкателем поршня составило 6—12 мм, затем затяните и зашплинтуйте корончатую гайку.
Полный ход педали сцепления должен составлять 185— 195 мм.
Прокачка гидросистемы привода сцепления. Прокачку гидросистемы привода сцепления выполняйте для удаления воздушных пробок в гидросистеме, возникающих из-за нарушения герметичности гидравлического привода в следующем порядке:
снимите с корпуса бачка 4 (рис. 166) главного цилиндра пробку 5 и заполните бачок рабочей жидкостью до уровня не ниже 15—20 мм от верхней кромки заливной горловины бачка. Заполнение системы рабочей жидкостью вести через сетчатый фильтр во избежание попадания в систему посторонних примесей;
Рис. 166. Главный цилиндр управления сцеплением:
1 — толкатель поршня; 2 — корпус; 3 — поршень; 4 — корпус бачка; Б — пробка бачка; А — зазор свободного хода толкателя главного цилиндра
снимите с перепускного клапана на пневмогидравлическом усилителе колпачок 12 (рис. 52) и наденьте на головку клапана шланг для прокачивания гидропривода. Свободный конец шланга опустите в стеклянный сосуд вместимостью 0,5 л, наполненный рабочей жидкостью на 1/4—1/3 по высоте сосуда;
отверните на 1/2—1 оборот перепускной клапан и проведите последовательные резкие нажатия на педаль сцепления до упора в ограничитель хода педали с интервалом между нажатиями 0,5—1 с до прекращения выделения пузырьков воздуха из рабочей жидкости, поступающей по шлангу в стеклянный сосуд;
в ходе прокачки добавляйте рабочую жидкость в систему, не допуская снижения ее уровня в бачке ниже 40 мм от верхней кромки заливной горловины бачка во избежание попадания в систему воздуха;
по окончании прокачки при нажатой до упора педали сцепления заверните до отказа перепускной клапан, снимите с головки клапана шланг, наденьте колпачок. Заворачивание клапана ведите при надетом на него шланге, свободный конец которого должен быть опущен в рабочую жидкость;
после прокачки системы долейте свежую рабочую жидкость в бачок до нормального уровня (15—20 мм от верхней кромки заливной горловины бачка).
Качество прокачки определяется величиной полного хода толкателя пневмогидроусилителя.
Проверьте наличие конденсата в силовом пневмоцилиндре. Для слива конденсата отверните пробку 33 (рис. 52) в корпусе пневмогидроусилителя. Для полного слива слегка нажмите педаль сцепления.
Смена масла в коробке передач. Для смены масла в коробке передач слейте масло в горячем состоянии через два сливных отверстия, вывернув пробки, расположенные в нижней части картера коробки передач. Очистите магнитную пробку сливного отверстия от грязи и металлических частиц. Промойте картер коробки передач моторным маслом, для чего залейте масло в коробку передач (8,5 л) и прокрутите ее шестерни, пустив двигатель при нейтральном положении рычага переключения передач на 10 мин; слейте моторное масло из коробки передач, вверните пробки сливных отверстий и залейте масло до верхней метки щупа. Прокрутите коробку передач при нейтральном положении рычага переключения передач в течение 3-5 мин. Замерьте уровень масла и при необходимости долейте.
Для проверки уровня масла в картере коробки передач выверните пробку с указателем 1 (рис. 167) уровня масла из заливного отверстия, вытрите насухо указатель и вставьте его снова до упора пробки в резьбу, не заворачивая. Масло должно покрывать указатель до отметки «В». Если уровень масла доходит только до нижней отметки указателя, то долейте масло через горловину, очистив ее от пыли и грязи.
Рис. 167. Положение указателя уровня масла с пробкой в сборе:
1 — указатель; 2 — картер коробки передач
Смена масла в раздаточной коробке. Масло заливается через верхнее отверстие в картере, закрытое конической пробкой. Уровень масла контролируется по нижнему отверстию, также закрытому пробкой. Сливается масло через отверстие в нижней части крышки картера, закрытое пробкой 27 (рис. 64). Для очистки масла от продуктов износа в пробку вмонтирован магнит. При смене масла необходимо тщательно промыть пробку дизельным топливом.
Проверка уровня масла в мостах. Для обеспечения надежной и долговечной работы главной передачи ведущих мостов меняйте масло в строгом соответствии с таблицей смазки, постоянно поддерживая требуемый уровень в картере моста.
Для проверки уровня масла в картерах мостов выверните пробку контрольного отверстия на картере моста. Если при этом масло из контрольного отверстия не вытекает, то через заливное отверстие в картере редуктора долейте масло до уровня контрольного отверстия. Не наполняйте картер выше контрольного отверстия, так как это приводит к выбрасыванию масла через манжеты и попаданию его в другие системы. В то же время недостаточный уровень масла приводит к повышенному износу деталей главной передачи.
Сливайте масло через сливные отверстия, вывернув пробки из контрольных и заливных отверстий.