Глава 4.8.3. Ходовая часть КамАЗ 6x6
Техническое обслуживание системы регулирования давления воздуха в шинах. Утечку воздуха через соединения устраняют подтягиванием или заменой отдельного элемента соединения. Если кран управления давлением, краны запора воздуха и соединения пневмопроводов при проверке оказались герметичными, значит, утечка происходит через манжеты головок подвода воздуха. При большой утечке манжеты необходимо заменить. Необходимо помнить, что надежность манжет в работе прежде всего зависит от наличия и состояния смазки на трущихся поверхностях.
Проверять герметичность надо после охлаждения шин до температуры окружающей среды.
Места сильной утечки определяют на слух, места слабой утечки проверяют с помощью мыльной эмульсии. Особое внимание надо обращать на герметичность соединений пневмопроводов.
При значительных повреждениях системы регулирования давления воздуха в шинах, когда компрессор не компенсирует падения давления воздуха в шинах, краны запора воздуха нужно закрыть, а кран управления поставить в среднее положение.
Запрещается переводить рукоятку крана управления давлением в положение НАКАЧКА ПРИ ЗАКРЫТЫХ КРАНАХ ЗАПОРА ВОЗДУХА!
Техническое обслуживание шин. Техническое состояние шин проверяйте внешним осмотром. Удалите застрявшие в протекторе посторонние предметы. При обнаружении на шинах топлива, масла и других нефтепродуктов протрите шины досуха.
Следите за тем, чтобы на шины не попадали топливо, масло и другие нефтепродукты, так как это быстро выводит их из строя.
Перестановку шин выполняйте по схеме, изображенной на рис. 168
Рис. 168. Схема перестановки шин
Разборка и сборка колеса. Для разборки колеса полностью выпустите воздух из шины и положите колесо с шиной на помост или чистую горизонтальную площадку. Замочная часть обода должна находиться снизу. Сделайте пометки на шине и ободе (для сохранения балансировки после сборки).
Разбирайте шину в следующем порядке:
1. Для снятия бортов покрышки с посадочных полок обода изогнутый конец монтажной лопатки вставьте между бортовым кольцом и фланцем обода в демонтажный паз. Отожмите слегка монтажной лопаткой бортовое кольцо вниз. В образовавшийся зазор вставьте плоский конец второй лопатки и освободите первую лопатку. Последовательно передвигаясь по окружности обода, вставляя концы обеих лопаток в образовавшийся зазор и осаживая борт покрышки, снимите его с посадочной полки обода. Переверните колесо и снимите борт со второй посадочной полки.
Тороидальная форма посадочной поверхности не позволяет произвести местное снятие бортов покрышки, поэтому затраты труда и время разборочных работ значительно сокращаются при постепенном осаживании борта покрышки путем двух-трехкратного приложения усилий по окружности колеса.
2. Снимите замочное и бортовое кольца, для чего вставьте плоский конец одной лопатки в паз замочного кольца, а другой — под конец замочного кольца. Отжимая одной лопаткой кольцо из замочной канавки, выжмите его вверх другой лопаткой. Перебирая монтажными лопатками по окружности колеса, снимите замочное кольцо.
3. Снимите бортовое кольцо.
4. Снимите борт покрышки, для чего встаньте на участок борта покрышки сбоку от вентиля. В диаметрально противоположной зоне заведите плоские концы обеих лопаток на расстояние 150—250 мм одна от другой между посадочными поверхностями покрышки и обода так, чтобы они надежно зацепились за внутреннюю часть борта покрышки. Прикладывая усилия к монтажным лопаткам, выжмите часть борта наружу. При этом противоположная часть борта покрышки должна находиться в монтажном ручье. Удерживая демонтированную часть борта покрышки одной лопаткой, освободите другую и заведите ее плоский конец между посадочными поверхностями обода и покрышки на расстоянии 70— 100 мм от выжатого борта покрышки. Выжмите следующую часть борта наружу. Повторяя данную операцию, полностью демонтируйте борт покрышки.
5. Утопите вентиль в полость шины. Поставьте шину с колесом в вертикальное положение. При этом нижняя часть борта покрышки должна находиться в монтажном ручье обода.
6. Извлеките обод из шины.
Перед сборкой колеса необходимо тщательно проверить техническое состояние покрышки, камеры, обода и бортовых колец. Не допускаются механические повреждения на ободе (глубокие царапины, вмятины, наплывы краски, ржавчина), особенно на посадочных полках и закраинах бортовых колец, а также трещины, забоины на бортовых и замочном кольцах и «винт» замочного кольца, превышающий 15 мм. При обнаружении указанных повреждений необходимо их по возможности устранить, в противном случае — заменить поврежденные детали колеса.
Осмотрите и удалите из покрышки все посторонние предметы (грязь, песок и др.) и тщательно протрите влажной тряпкой ее внутреннюю поверхность и особенно посадочные места. Покрышку и обод припудрите тальком по всей поверхности. Для облегчения сборки и полной посадки покрышки на посадочные поверхности обода борта покрышки смочите мыльным раствором.
Запрещается в качестве смазки посадочных поверхностей бортов покрышки использовать масла минерального происхождения.
Монтаж проводите на чистой горизонтальной площадке или помосте в следующем порядке:
1. На обод, установленный замочной частью вверх, наденьте бортовое кольцо закраиной вниз. Ограничитель бортового кольца должен совпадать с пазом на буртике обода. Для удобства монтажа шины можно вывесить обод, положив его на подставку.
2. Положите покрышку со вставленной подкачанной камерой и ободной лентой на обод с перекосом, совместив при этом вентиль и вентильное отверстие.
3. Заправьте вентиль в вентильное отверстие. Приподнимите шину и подвиньте ее на обод так, чтобы нижний борт покрышки попал в монтажный ручей обода. Наденьте шину на обод, при этом вентиль колеса должен занять центральное положение относительно паза.
4. Для монтажа второго борта на обод встаньте на участок борта покрышки сбоку от вентиля и утопите борт покрышки в монтажный ручей, а затем, надавливая на борт по окружности покрышки, заведите второй борт на посадочную полку обода. 5. Наденьте бортовое и замочное кольца, обеспечив совпадение ограничителей на бортовом кольце и в замочном пазу обода с разрезом замочного кольца.
6. Накачайте шину до давления, обеспечивающего посадку бортов покрышки на посадочные полки обода, а затем доведите его до необходимого давления.
При накачивании шины в гараже собранное колесо должно быть помещено в защитное приспособление, а вне гаража при этой операции бортовое и замочное кольца должны быть направлены в сторону от водителя и находящихся вблизи людей, так как в случае самопроизвольного демонтажа замочного кольца люди могут быть серьезно травмированы.
В отличие от колес с коническими полками посадка бортов покрышки на тороидальные полки обода колеса под действием нарастающего внутреннего давления в шине происходит не постепенно, а мгновенно, поэтому следует проявлять особую осторожность, поправляя бортовое кольцо для совмещения ограничителя бортового кольца с соответствующим пазом на ободе.