Глава 7 Правила хранения автомобилей КамАЗ 6x6
Автомобили, которые не планируется эксплуатировать более трех месяцев, подлежат постановке на хранение.
Хранение автомобилей включает: консервацию;
техническое обслуживание в процессе хранения; проверку состояния и опробование автомобиля; переконсервацию;
замену эксплуатационных материалов.
Объем работ по хранению определяется в зависимости от условий (табл. 7) и видов хранения. Установлено два вида хранения автомобиля:
кратковременное — до одного года; длительное — один год и более.
Примечание. Категории условий хранения: Л—легкая; С — сред¬няя; Ж — жесткая; ОЖ — очень жесткая.
В качестве материалов для консервации применяются ра- боче-консервационные масла, консервационная смесь топлива, охлаждающая жидкость с трехкомпонентной присадкой, упаковочные средства и другие материалы (табл. 8).
Таблица 8
Номенклатура материалов для подготовки автомобиля к хранению
Нйиманование материала |
ГОСТ, ту |
Назначение материала |
Присадка АКОР-1 Трехкомпонентная присадка: тринатрийфосфат нитрит натрия двухромовокислый калий Смазка ПВК |
ГОСТ 15171—78 ГОСТ 201-58 ГОСТ 19906—74 ГОСТ 4220-75 ГОСТ 19537-74 |
Для консервации внутренних поверхностей двигателя, его агрегатов, трансмиссии, рулевого управления, лебедки Для консервации внутренней поверхности системы охлаждения Для наружной консервации металлических неокрашенных поверхностей |
Смазка графитная УСсА |
ГОСТ 3333-55 |
Для смазки поверхностей глушителя, троса лебедки, листов рессор |
Смазка Литол-24 |
ГОСТ 21150-75 |
Для смазки штекерных соединений |
Замазка герметизирующая ЗЗК-Зу |
ГОСТ 19538-74 |
Для герметизации атмосферных выводов, сапунов |
Лак ПФ-283 (лак 4С) |
ГОСТ 5470—75 |
Для покрытия наружных поверхностей автомобильных шин и резинотехнических изделий |
Алюминиевая пудра ПАК-4 |
ГОСТ 3494—71 |
То же |
Эмаль НЦ-1125 различных цветов |
ГОСТ 7930—33 |
Для окраски поверхностей кабины и кузова |
Эмаль МС-17 черная |
ТУ 6-10-1012-70 |
Для окраски поверхностей узлов ходовой части, трансмиссии, рамы |
Уайт-спирит |
ГОСТ 3134—52 |
Для обезжиривания поверхностей перед окраской |
Ткань герметизирующая ТТ |
ТУ № МО 68-58 |
Для герметизации двигателя, агрегатов трансмиссии, атмосферных выводов аппаратов |
Картон прокладочный, непропитанный, марки Б |
ГОСТ 9347-74 |
Для установки внутри кабины на ветровые, боковые и задние стекла |
Рабоче-консервационные масла приготовляют добавлением к штатному маслу маслорастворимого ингибитора АКОР-1 (ГОСТ 15171—78) в количестве 5—10% общего объема при температуре не выше 333 К (60°С), интенсивно перемешивая до получения однородной смеси. Во избежание неполного перемешивания не заливайте ингибитор в посуду, не заполненную маслом. Аналогично приготовляют консервационную смесь топлива, добавляя в дизельное топливо АКОР-1 в количестве 2% общего объема смеси.
При консервации агрегатов трансмиссии могут быть использованы два варианта — с применением основного масла ТМ5-12РК или дублирующего ТСп-15К с ингибитором АКОР-1.
Рабоче-консервационные масла и смазки следует перед использованием разогреть до температуры 343 К (70°С), не более.
При подготовке автомобилей к хранению необходимо про¬вести операции, указанные в табл. 9, в дополнение к перечню операций технологического процесса подготовки автомобилей к длительному и кратковременному хранению Руководства по хранению автомобильной техники и имущества в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (Воениздат, 1979) применительно к автомобилям с дизельным двигателем.
Перечень дополнительных операций, проводимых при подготовке автомобилей
Таблица 9
Номер и содержание |
Необходимость выполнения работ при подготовке к длительному хранению |
Необходимость выполнения работ при подготовке к кратковременному хранению |
Применяемые |
||
операции |
в условиях категории С |
в условиях категорий Ж и ОЖ |
в условиях категории С |
в условиях категорий Ж и ОЖ |
инструменты и материалы |
1. Смазать наружные штекерные соединения системы электрооборудования тонким слоем смазки, очистить провода от грязи и насухо протереть |
+ |
+ |
+ |
+ |
Кисть, смазка Литол-24 |
2.Обернуть тканью ТТ или парафинированной бумагой и обвязать шпагатом колпак воздухозаборника 3.Включить первую передачу коробки передач, вывернуть винты механического растормаживания тормозных камер задней тележки |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ткань ТТ, парафинированная бумага, шпагат |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ключ торцовый 27 |
|
4. Смазать поверхность винтов механического растормаживания консерва-ционной смазкой |
+ |
+ |
+ |
+ |
Кисть, смазка ПВК |
5. Загерметизировать атмосферные выводы пневмоаппаратов тормозной системы |
+ |
+ |
Ткань ТТ, замазка ЗЗЗ-Зу |
Техническое обслуживание автомобиля в процессе хранения
Установлены следующие виды технического обслуживания:
для автомобилей кратковременного хранения — ежемесячное и полугодовое;
для автомобилей длительного хранения — ежемесячное, полугодовое и годовое.
При каждом техническом обслуживании проводится: наружный осмотр;
очистка поверхностей от пыли, грязи, осадков, продуктов коррозии.
При очистке окрашенных поверхностей не допускается протирание их топливом или маслом. Участки, подвергшиеся коррозии, летом необходимо зачистить и подкрасить, зимой— смазать консервационным маслом.
Кроме того, выполните следующие работы: при ежемесячном ТО:
проверьте положение автомобиля на подставках, сохранность пломб, состояние защитных покрытий, герметизирующих оклеек, давление воздуха в шинах, нет ли подтеканий топлива, масел и спецжидкостей, состояние тента, инструмента и принадлежностей;
техническое обслуживание аккумуляторных батарей, хранящихся на автомобилях и снятых с автомобилей, проводите в сроки и в объеме, указанном в Руководстве по стартерным свинцово-кислотным аккумуляторным батареям;
при полугодовом ТО (на автомобилях длительного и кратковременного хранения):
заполните бак топливом, соответствующим времени года; слейте конденсат из ресиверов пневмосистемы.
На автомобилях кратковременного хранения кроме указанных выше работ выполните следующие работы:
а) при подготовке к эксплуатации в зимний период: замените летние сорта масел и спецжидкостей зимними или всесезонными; проверьте исправность и подготовьте к работе предпусковой подогреватель, электрофакельное устройство;
б) при подготовке к эксплуатации в летний период: замените зимние сорта масел летними или всесезонными; при годовом ТО (проводится в теплое время): проверьте уровень масла в агрегатах трансмиссии; проверьте состояние масляных, топливных и воздушных фильтров;
проверьте исправность и работоспособность приборов электрооборудования, предпускового подогревателя, электро-факельного устройства;
проверните на 2—3 оборота вывешенные колеса ведущих мостов автомобиля для обновления масляной пленки на поверхностях шестерен;
слейте 3—5 л отстоя дизельного топлива, после чего баки дозаправьте;
пустите двигатель, прогрейте его на месте в течение 1 ч, прослушайте работу на разных режимах;
проверьте работу всех контрольно-измерительных приборов, исправность рулевого управления, тормозной системы и системы накачки шин, привода лебедки;
смажьте рабоче-консервационным маслом шарнирные соединения кабины, петли и замки дверей кабины, инструментального ящика, бортов платформы;
после выполнения указанных работ автомобиль вновь законсервируйте.
Переконсервация автомобилей
Переконсервацию автомобиля проводите в случае обнаружения дефектов временной противокоррозионной защиты при контрольных осмотрах в процессе хранения или по истечении срока действия временной противокоррозионной защиты.
Переконсервация автомобилей длительного хранения проводится при жесткой или очень жесткой категории условия хранения один раз в 4 года, при средней — один раз в 6 лет.
Переконсервация совмещается с годовым техническим обслуживанием.
Расконсервация автомобилей (снятие с хранения)
Работу по снятию автомобиля с хранения выполняйте в соответствии с операциями технологического процесса, при-веденными в Руководстве по хранению автомобильной техники и имущества в Советской Армии и Военно-Морском Флоте.
При снятии автомобиля с кратковременного хранения дополнительно проведите следующие операции:
1. Вверните винты механического растормаживания тормозных камер задней тележки.
2. Расконсервируйте колпак воздухозаборника.
При снятии автомобиля с длительного хранения дополнительно к операциям, приведенным в Руководстве по снятию автомобиля с хранения, в условиях ограниченного времени (до выхода автомобилей в район сосредоточения) проведите следующие операции:
1. Вверните винты механического растормаживания тормозных камер задней тележки.
2. Разгерметизируйте атмосферные выводы пневмоаппаратов тормозной системы.
3. Расконсервируйте колпак воздухозаборника.
Опробование автомобилей длительного хранения
Устанавливаются два вида опробования автомобилей длительного хранения — на месте хранения пуском двигателя и контрольным пробегом.
Основным видом опробования является опробование автомобилей на месте. Оно проводится при годовом техническом
обслуживании автомобилей с целью проверки исправности двигателя, его систем и механизмов и устранения обнаруженных недостатков. Продолжительность работы двигателя при опробовании должна быть в пределах 1 ч.
Опробование автомобилей контрольным пробегом на расстояние 25 км проводится при переконсервации автомобиля.
Рис. 178. Схема расположения подшипников качения автомобилей