Глава 7 Правила хранения автомобилей КамАЗ 6x6

Автомобили, которые не планируется эксплуатировать более трех месяцев, подлежат постановке на хранение.

Хранение автомобилей включает: консервацию;

техническое обслуживание в процессе хранения; проверку состояния и опробование автомобиля; переконсервацию;

замену эксплуатационных материалов.

Объем работ по хранению определяется в зависимости от условий (табл. 7) и видов хранения. Установлено два вида хранения автомобиля:

кратковременное — до одного года; длительное — один год и более.

Примечание. Категории условий хранения: Л—легкая; С — сред¬няя; Ж — жесткая; ОЖ — очень жесткая.

В качестве материалов для консервации применяются ра- боче-консервационные масла, консервационная смесь топлива, охлаждающая жидкость с трехкомпонентной присадкой, упаковочные средства и другие материалы (табл. 8).

Таблица 8

Номенклатура материалов для подготовки автомобиля к хранению

Нйиманование материала

ГОСТ, ту

Назначение материала

Присадка АКОР-1

Трехкомпонентная при­садка:

тринатрийфосфат нитрит натрия двухромовокислый калий Смазка ПВК

ГОСТ 15171—78

ГОСТ 201-58 ГОСТ 19906—74 ГОСТ 4220-75

ГОСТ 19537-74

Для консервации внут­ренних поверхностей дви­гателя, его агрегатов, трансмиссии, рулевого управления, лебедки Для консервации внут­ренней поверхности си­стемы охлаждения

Для наружной консер­вации металлических не­окрашенных поверхно­стей

Смазка графитная УСсА

ГОСТ 3333-55

Для смазки поверхно­стей глушителя, троса ле­бедки, листов рессор

Смазка Литол-24

ГОСТ 21150-75

Для смазки штекерных соединений

Замазка герметизирую­щая ЗЗК-Зу

ГОСТ 19538-74

Для герметизации атмо­сферных выводов, сапу­нов

Лак ПФ-283 (лак 4С)

ГОСТ 5470—75

Для покрытия наруж­ных поверхностей авто­мобильных шин и резино­технических изделий

Алюминиевая пудра ПАК-4

ГОСТ 3494—71

То же

Эмаль НЦ-1125 различ­ных цветов

ГОСТ 7930—33

Для окраски поверхно­стей кабины и кузова

Эмаль МС-17 черная

ТУ 6-10-1012-70

Для окраски поверхно­стей узлов ходовой части, трансмиссии, рамы

Уайт-спирит

ГОСТ 3134—52

Для обезжиривания по­верхностей перед окрас­кой

Ткань герметизирую­щая ТТ

ТУ № МО 68-58

Для герметизации дви­гателя, агрегатов транс­миссии, атмосферных вы­водов аппаратов

Картон прокладочный, непропитанный, марки Б

ГОСТ 9347-74

Для установки внутри кабины на ветровые, бо­ковые и задние стекла

Рабоче-консервационные масла приготовляют добавлением к штатному маслу маслорастворимого ингибитора АКОР-1 (ГОСТ 15171—78) в количестве 5—10% общего объема при температуре не выше 333 К (60°С), интенсивно перемешивая до получения однородной смеси. Во избежание неполного перемешивания не заливайте ингибитор в посуду, не заполненную маслом. Аналогично приготовляют консервационную смесь топлива, добавляя в дизельное топливо АКОР-1 в количестве 2% общего объема смеси.

При консервации агрегатов трансмиссии могут быть использованы два варианта — с применением основного масла ТМ5-12РК или дублирующего ТСп-15К с ингибитором АКОР-1.

Рабоче-консервационные масла и смазки следует перед использованием разогреть до температуры 343 К (70°С), не более.

При подготовке автомобилей к хранению необходимо про¬вести операции, указанные в табл. 9, в дополнение к перечню операций технологического процесса подготовки автомобилей к длительному и кратковременному хранению Руководства по хранению автомобильной техники и имущества в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (Воениздат, 1979) применительно к автомобилям с дизельным двигателем.

Перечень дополнительных операций, проводимых при подготовке автомобилей

Таблица 9

Номер и содержание

Необходимость выполнения работ при подготовке к длительному хранению

Необходимость выполнения работ при подготовке к кратко­временному хранению

Применяемые

операции

в условиях категории С

в условиях категорий Ж и ОЖ

в условиях категории С

в условиях категорий Ж и ОЖ

инструменты и материалы

1. Смазать наружные штекерные соединения си­стемы электрооборудова­ния тонким слоем смаз­ки, очистить провода от грязи и насухо протереть

+

+

+

+

Кисть, смазка Литол-24

2.Обернуть тканью ТТ или парафинированной бумагой и обвязать шпа­гатом колпак воздухоза­борника

3.Включить первую пе­редачу коробки передач, вывернуть винты механи­ческого растормаживания тормозных камер задней тележки

+

+

+

+

Ткань ТТ, пара­финированная бу­мага, шпагат

+

+

+

+

Ключ торцовый

27

4. Смазать поверхность винтов механического ра­стормаживания консерва-ционной смазкой

+

+

+

+

Кисть, смазка ПВК

5. Загерметизировать атмосферные выводы пневмоаппаратов тормоз­ной системы

+

+

Ткань ТТ, замаз­ка ЗЗЗ-Зу

Техническое обслуживание автомобиля в процессе хранения

Установлены следующие виды технического обслуживания:

для автомобилей кратковременного хранения — ежемесячное и полугодовое;

для автомобилей длительного хранения — ежемесячное, полугодовое и годовое.

При каждом техническом обслуживании проводится: наружный осмотр;

очистка поверхностей от пыли, грязи, осадков, продуктов коррозии.

При очистке окрашенных поверхностей не допускается протирание их топливом или маслом. Участки, подвергшиеся коррозии, летом необходимо зачистить и подкрасить, зимой— смазать консервационным маслом.

Кроме того, выполните следующие работы: при ежемесячном ТО:

проверьте положение автомобиля на подставках, сохранность пломб, состояние защитных покрытий, герметизирующих оклеек, давление воздуха в шинах, нет ли подтеканий топлива, масел и спецжидкостей, состояние тента, инструмента и принадлежностей;

техническое обслуживание аккумуляторных батарей, хранящихся на автомобилях и снятых с автомобилей, проводите в сроки и в объеме, указанном в Руководстве по стартерным свинцово-кислотным аккумуляторным батареям;

при полугодовом ТО (на автомобилях длительного и кратковременного хранения):

заполните бак топливом, соответствующим времени года; слейте конденсат из ресиверов пневмосистемы.

На автомобилях кратковременного хранения кроме указанных выше работ выполните следующие работы:

а) при подготовке к эксплуатации в зимний период: замените летние сорта масел и спецжидкостей зимними или всесезонными; проверьте исправность и подготовьте к работе предпусковой подогреватель, электрофакельное устройство;

б) при подготовке к эксплуатации в летний период: замените зимние сорта масел летними или всесезонными; при годовом ТО (проводится в теплое время): проверьте уровень масла в агрегатах трансмиссии; проверьте состояние масляных, топливных и воздушных фильтров;

проверьте исправность и работоспособность приборов электрооборудования, предпускового подогревателя, электро-факельного устройства;

проверните на 2—3 оборота вывешенные колеса ведущих мостов автомобиля для обновления масляной пленки на поверхностях шестерен;

слейте 3—5 л отстоя дизельного топлива, после чего баки дозаправьте;

пустите двигатель, прогрейте его на месте в течение 1 ч, прослушайте работу на разных режимах;

проверьте работу всех контрольно-измерительных приборов, исправность рулевого управления, тормозной системы и системы накачки шин, привода лебедки;

смажьте рабоче-консервационным маслом шарнирные соединения кабины, петли и замки дверей кабины, инструментального ящика, бортов платформы;

после выполнения указанных работ автомобиль вновь законсервируйте.

Переконсервация автомобилей

Переконсервацию автомобиля проводите в случае обнаружения дефектов временной противокоррозионной защиты при контрольных осмотрах в процессе хранения или по истечении срока действия временной противокоррозионной защиты.

Переконсервация автомобилей длительного хранения проводится при жесткой или очень жесткой категории условия хранения один раз в 4 года, при средней — один раз в 6 лет.

Переконсервация совмещается с годовым техническим обслуживанием.

Расконсервация автомобилей (снятие с хранения)

Работу по снятию автомобиля с хранения выполняйте в соответствии с операциями технологического процесса, при-веденными в Руководстве по хранению автомобильной техники и имущества в Советской Армии и Военно-Морском Флоте.

При снятии автомобиля с кратковременного хранения дополнительно проведите следующие операции:

1. Вверните винты механического растормаживания тормозных камер задней тележки.

2. Расконсервируйте колпак воздухозаборника.

При снятии автомобиля с длительного хранения дополнительно к операциям, приведенным в Руководстве по снятию автомобиля с хранения, в условиях ограниченного времени (до выхода автомобилей в район сосредоточения) проведите следующие операции:

1. Вверните винты механического растормаживания тормозных камер задней тележки.

2. Разгерметизируйте атмосферные выводы пневмоаппаратов тормозной системы.

3. Расконсервируйте колпак воздухозаборника.

Опробование автомобилей длительного хранения

Устанавливаются два вида опробования автомобилей длительного хранения — на месте хранения пуском двигателя и контрольным пробегом.

Основным видом опробования является опробование автомобилей на месте. Оно проводится при годовом техническом

обслуживании автомобилей с целью проверки исправности двигателя, его систем и механизмов и устранения обнаруженных недостатков. Продолжительность работы двигателя при опробовании должна быть в пределах 1 ч.

Опробование автомобилей контрольным пробегом на расстояние 25 км проводится при переконсервации автомобиля.

Схема расположения подшипников качения автомобилей КамАЗ 6x6

Рис. 178. Схема расположения подшипников качения автомобилей