Седельно-сцепное устройство автомобиля КрАЗ-64431-04
Седельно-сцепное устройство автомобилей КрАЗ-64431-04 (рисунок 16) служит для подвижного соединения тягача с полуприцепом.
Седельно-сцепное устройство крепится к подставке рамы с помощью кронштейнов. Кронштейны седла опираются на подушки, которые располагаются в гнездах седла. Под седлом расположен разъемносцепной механизм, который состоит из захватов и запорного кулака, имеющего два положения - открыто и закрыто. На штоке 2 кулака установлена пружина, удерживающая кулак в закрытом положении. Для открытия (перемещения) кулака на конце штока имеется рукоятка 1, которая крепится гайками 3 и 4. Гайки 3 и 4 служат также для регулировки зазора в захватах со шкворнем полуприцепа. Кулак в открытом положении удерживается с помощью специальной защелки с пружиной, а от случайного открывания предохранительной планкой 5.
1 - рукоятка; 2 - шток кулака; 3 - контргайка; 4 - гайка; 5 - предохранительная планка
Рисунок 16 - Седельно-сцепное устройство автомобилей КрАЗ-64431-04
При сцепке тягача с полуприцепом необходимо, чтобы опорная плита полуприцепа со шкворневым пальцем находилась на одном уровне с седлом тягача или располагалась несколько ниже его. Полуприцеп при этом должен быть заторможен автономной стояночной тормозной системой. Сцепка тягача с полуприцепом осуществляется автоматически. После сцепки необходимо убедиться, что предохранительная планка находится в вертикальном положении, что свидетельствует о произошедшей сцепке тягача с полуприцепом. Затем необходимо поднять опорное устройство полуприцепа в транспортное положение, подсоединить пневматическую и электрическую системы полуприцепа к соответствующим системам тягача. Включить фонари «Знак автопоезда».
Расцепка производится в таком порядке: переместить рукоятку 1 с помощью монтировки на себя до момента стопорения запорного кулака в вытянутом положении. При этом автоматически отводится в сторону предохранительная планка 5.
В случае если перемещение рукоятки на себя затруднено, рекомендуется несколько раз переместить ее вверх-вниз при одновременном повороте на себя. При этом запорный кулак будет удерживаться в открытом положении. Во время отъезда тягача от полуприцепа шкворень приводит запорный механизм в открытое положение.