Проверка и регулировка главных передач ведущих мостов​, карданной передачи

Проверка карданной передачи

Проверку крепления фланцев карданной передачи на шлицевых концах выходных валов агрегатов трансмиссии рекомендуется выполнять в следующем порядке:

- затормозить автомобиль стояночной тормозной системой, установить рычаг коробки передач в нейтральное положение и разблокировать межосевой дифференциал;

- подложить упоры под колеса автомобиля;

- усилиями обеих рук покачивать за фланец в продольном и поперечном направлениях. При наличии ощутимого люфта следует подтянуть гайки крепления фланцев, для чего отсоединить соответствующий конец карданного вала, освободить усик пояска гайки крепления фланца и затянуть ее до отказа, затем вновь вдавить поясок в паз вала.

Проверка и регулировка главных передач ведущих мостов

Признаком необходимости регулировки является осевой люфт в подшипниках или большой зазор в зацеплении конической пары, что сопровождается повышенным шумом при работе главной передачи. Правильная регулировка подшипников сохраняет нормальный контакт зубьев в процессе эксплуатации, а также повышает осевую и радиальную жесткость подшипников. Повышение жесткости конических подшипников достигается регулировкой с предварительным натягом. При сборке их затягивают так, что еще до работы главной передачи действует определенная осевая нагрузка, увеличивая осевую жесткость подшипников. Величина предварительного натяга подшипников контролируется величиной крутящего момента, необходимого для проворачивания.

Предварительный натяг подшипников главной передачи 1.5 - 3 Н-м (0,15 - 0,3 кгс-м)

Ведущей конической шестерни Ведущей цилиндрической шестерни 1.5 - 3,5 Н-м (0,15 - 0,35 кгс-м)

Вала привода заднего моста и межосевого дифференциала (без манжет) 2.5 - 4,5 Н-м (0,25 - 0,45 кгс-м)

Регулировку производить при смазанных подшипниках и манжете.

Во время регулировки производить проворачивание, чтобы ролики заняли правильное положение. Замер крутящего момента производить при непрерывном вращении в одну сторону не менее пяти полных оборотов. Регулировка предварительного натяга подшипников ведущей конической шестерни производится за счет изменения толщины набора регулировочных шайб между внутренними обоймами подшипников.

Регулировка предварительного натяга подшипников вала привода заднего моста и межосевого дифференциала производится за счет изменения толщины набора прокладок под торцами передней и задней крышек.

Регулировка предварительного натяга подшипников ведущей цилиндрической шестерни производится за счет изменения толщины набора прокладок под торцом правой крышки редукторов.

При регулировке подшипников межколесного дифференциала необходимо:

- завернуть регулировочную гайку так, чтобы не было люфта подшипников (проверить индикатором);

- довернуть регулировочную гайку на четыре паза и застопорить.

В процессе регулировки межколесный дифференциал проворачивать на два-три оборота.

Регулировка зацепления конических шестерен заключается в установлении необходимого бокового зазора и кон¬такта, производится после регулировки подшипников.

Правильность зацепления оценивается по пятну контакта. Пятно контакта на ведущей стороне зуба должно быть не менее 50 % высоты зуба. Выход пятна контакта на вершину зуба ведущей конической шестерни не допускается. На неведущей стороне зуба пятно контакта может иметь отклонение по длине и высоте в пределах 10 % по сравнению с ведущей стороной.

При регулировке зацепления по пятну контакта (таблица 6) необходимо выдержать боковой зазор, величина которого замеряется щупом или индикатором у широкого торца зуба и должна находиться в пределах 0,17 - 0,45 мм. Проверке подлежат не менее четырех зубьев шестерен, расположенных приблизительно на равных углах по окружности.

Положение пятна контакта на зубе ведомой шестерни

Способы достижения правильности зацепления шестерен

Положение пятна контакта на зубе ведомой шестерни КрАЗ-6236 С4

Правильный контакт спирально-конических шестерен

Положение пятна контакта на зубе ведомой шестерни КрАЗ-6236 С4

Придвинуть ведомую шестерню к ведущей. Если при этом получится слишком малый боковой зазор между зубьями, отодвинуть ведущую шестерню

Регулировка зацепления КрАЗ-6236 С4
Положение пятна КрАЗ-6236 С4

Отодвинуть ведомую шестерню от ведущей. Если при этом получится слишком большой боковой зазор между зубьями, придвинуть ведущую шестерню

Регулировка зацепления КрАЗ-6236 С4
Положение пятна КрАЗ-6236 С4

Придвинуть ведущую шестерню к ведомой. Если боко­вой зазор будет слишком мал, отодвинуть ведомую шес­терню

Регулировка конических шестерен КрАЗ-6236 С4
Положение пятна КрАЗ-6236 С4

Отодвинуть ведущую шестерню от ведомой. Если боко­вой зазор будет слишком велик, придвинуть ведомую шестерню

Регулировка зацепления конических шестерен КрАЗ-6236 С4

Регулировка механизма включения блокировки межколесного дифференциала производится таким образом: вворачивая или выворачивая регулировочный винт 13 (рисунок 28) в шток, установить положение пальца винта, соответствующее положению муфты 6 блокировки дифференциала при разблокированном дифференциале (в крайнем левом положении).

Для обеспечения гарантированного зазора между муфтой и чашкой дифференциала ввернуть винт на половину оборота. Проверить четкость включения и выключения блокировки дифференциала путем подвода воздуха в пневмокамеру под давлением 0,45 - 0,50 МПа (4,5 - 5 кгс/см ), при этом ход втулки муфты должен быть 12 - 15 мм.

Главная передача заднего моста КрАЗ-6236 С4

Рисунок 28 - Главная передача заднего моста

1 - сателлит; 2 - чашка дифференциала; 3 - шестерня полуоси; 4 - шайба; 5 - кольцо стопорное; 6 - муфта блокировки дифференциала; 7, 18, 23, 43, 46 - подшипники; 8, 16, 24, 39 - крышки; 9- кольцо опорное; 10 - втулка включения блокировки дифференциала; 13 - винт регулировочный; 14 - пневмокамера включения блокировки дифференциала; 15 - датчик включения сигнальной лампы блокировки межколесного дифференциала; 17 - шестерня ведомая коническая; 19 - шестерня цилиндрическая ведущая; 20 - гнездо подшипника; 21, 22 - прокладки регулировочные; 25 - шайба; 26 - гайка; 27

- вал ведущей конической шестерни; 28 - шайба опорная; 29 - фланец; 30 - сапун; 31 - шайба регулировочная; 32 - гайка; 33 - крестовина дифференциала; 34 - шайба разграничительная; 35 - пластина замковая; 36 - болт; 37 - манжета; 38 - шайба опорная подшипников; 40 - прокладка регулировочная; 41

- картер подшипников; 42 - кольцо распорное; 44 - коническая ведущая шестерня; 45 - крышка задняя; 47 - ведомая цилиндрическая шестерня

Регулировка механизма включения блокировки межосевого дифференциала промежуточного моста производится регулировочным болтом 13 (рисунок 29).

При заблокированном дифференциале торец муфты блокировки 23 должен быть заподлицо с торцом диска. Перед установкой крышки люка проверить четкость включения и выключения блокировки дифференциала путем подвода воздуха в пневмокамеру. При этом необходимо передний фланец проворачивать, а задний затормозить. Проверку производить при трех положениях фланца (через 120°).

Главная передача промежуточного моста КрАЗ-6236 С4

Рисунок 29 - Главная передача промежуточного моста

1 - крышка с пневмокамерой; 2 - болт; 3 - прокладка; 4 - крышка верхняя; 5 - шпонка; 6 - шестерня ведомая коническая; 7 - кронштейн; 8 - шестерня ведущая цилиндрическая; 9 - гнездо подшипников; 10, 20, 22 - прокладки регулировочные; 11 - прокладка уплотнительная; 12 - пневмокамера включения межосевого дифференциала; 13 - болт регулировочный; 14 - шестерня ведущая коническая; 15, 16, 27 - подшипники; 17 - вал привода заднего моста; 18 - фланец; 19 - крышка подшипников; 21 - шайба регулировочная; 23 - муфта блокировки межосевого дифференциала; 24 - прокладка; 25 - крышка правая; 26 - картер редуктора; 28 - гайка регулировки подшипников дифференциала; 29 - вилка блокировки межколесного дифференциала.