Антиблокировочная система тормозов КрАЗ-6236 С4
На автомобиле может быть установлена 4-х канальная антиблокировочная система (ABS) тормозов типа 4S/4M (4 датчика/4 модулятора). Основное назначение системы - автоматическое поддержание оптимального торможения автомобиля без блокировки (юза) колес независимо от того, на какой дороге происходит торможение - скользкой или сухой. Расположение элементов ABS на автомобиле показано на рисунке 9.1.
Рисунок 9.1 - Схема электрических соединений элементов системы АВБ
На автомобиле может быть установлена 4-х канальная антиблокировочная система (ABS) тормозов типа 4S/4M (4 датчика/4 модулятора). Основное назначение системы - автоматическое поддержание оптимального торможения автомобиля без блокировки (юза) колес независимо от того, на какой дороге происходит торможение - скользкой или сухой. Расположение элементов ABS на автомобиле показано на рисунке 9.1.
1 - блок управления ABS;
2 - сиденье пассажира;
3 - блок предохранителей ABS;
4 - передний щит кабины;
5 - провод к замку стартера;
6 - жгут проводов ABS;
7 - жгут проводов по лонжерону;
8 - диагностический разъём;
9 - уплотнительная втулка Рисунок 9.1 - Установка элементов ABS в кабине
Система содержит индивидуальные датчики частоты вращения колес, электропневматические модуляторы тормозного давления, установленные в тормозных магистралях перед тормозными камерами задних и передних колес, электронный блок управления, диагностический разъем и блок предохранителей, установленные под сиденьем пассажира.
Выключатель предназначен для переключения ABS в специальный режим работы при торможении автомобиля в горной местности, на до¬роге, покрытой гравием или рыхлым снегом.
Включатель предназначен для включения режима диагностики ÄßS с выводом светового кода неисправности на лампу с символом ASR-L.
Контрольная лампа ÄBS, кнопка диагностики, лампа контроля диагностики и включатель специального режима ÄBS установлены на панели приборов. Контрольная лампа с символом ABS сигнализирует об исправности/неисправности ABS и служит средством вывода информации вида и места неисправности в системе и эффективности торможения в режиме диагностики.
A1 - блок управления ABS; YA50 - YA54 - модуляторы колес; BV50 - BV54 - датчики скорости колес; BP1 - датчик моторного тормоза; F1 - блок предохранителей; F5 - блок предохранителей ABS; GB1 - GB2 - аккумуляторная батарея; HG19 - лампа контрольная ABS автомобиля; HG20 - лампа контрольная ASR - L; KA5 - реле моторного тормоза; KA10
- реле приборов; KA16 - реле блокировки моторного тормоза; KA17 - реле питания ABS; XS7 - диагностическая розетка ABS; SA23 - включатель режимов работы ABS; SA25 - кнопка диагностики ABS; YA2 - электроклапан противоугонного устройства; PA - амперметр; SM - выключатель «массы»; XT1 - панель соединительная; HG21 - лампа контрольная ABS прицепа; XS8 - розетка ABS прицепа; 1 - 3 - кабель датчика скорости ABS; 4 - 5 - кабель модулятора ABS; 9 - жгут проводов ABS; 10 - жгут проводов основной
Рисунок 9.2 - Схема электрических соединений элементов системы YBS
Работа системы
При включении питания (при повороте ключа выключателя приборов, стартера и противоугонного устройства в положение «I») включается контрольная лампа с символом ABS (табл. 3) и происходит тест - контроль электронного блока и электрических цепей датчиков, модуляторов и устройств коммутации.
При исправной системе контрольная лампа гаснет через 2 - 3 секунды после включения питания или при начале движения (когда автомобиль достигает скорости 5 - 7 км/ч). При возникновении неисправности в системе или электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов и т.д.) или контуров управления контрольная лампа загорается. При этом отключается питание соответствующих модуляторов и тормозная система или нерегулируемый ABS кон¬тур тормозной системы работает как обычно (от тормозного крана).
Система не требует специального обслуживания, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков ABS при регулировке или замене подшипников в колесных узлах или смене тормозных накладок (если при этом производилось снятие ступиц). Для нормальной работы ABS зазор между статором и ротором датчика не должен превышать 1,3 мм. Для установки минимального рабочего зазора между статором и ротором необходимо статор датчика, воздействуя на его торец усилием 120 - 140 Н (12 - 14 кгс) или легким постукиванием неметаллическим предметом, переместить в зажимной втулке в осевом направлении до упора в венец ротора и провернуть ступицу колеса на 2 - 3 оборота.
Зазор между статором и ротором в колесном узле заднего моста устанавливается в таком же порядке при снятом тормозном барабане.
Если красная лампа с символом ABS не гаснет при скорости движения выше 7 - 10 км/ч, следует проверить установку датчиков в колесных узлах или обратиться на сервисную станцию для компьютерной диагностики и устранения неисправности.