Блок цилиндров MAN M 2000
Рис. 1.18. Блок цилиндров
Двигатели с наддувом изначально оборудованы сухими гильзами цилиндров с фланцами.
После заводского ремонта при обезличенной замене в двигателях устанавливают гильзы увеличенного наружного диаметра, о чем свидетельства табличка, закрепленная на крышки головки блока цилиндров.
♦ Измерьте микрометром внутренний диаметр в трех разных плоскостях в точках, удаленных друг от друга на 45° (см. рис. 1.19).
♦ Если допустимый предел износа превышен, следует заменить гильзу и поршень
Рис. 1.19. Схема проверки гнезда и внутренне го диаметра гильзы цилиндра
Рис. 1.20. Положение и опорная поверхность гильзы.
Внимание: Перед установкой опорные поверхности гильз должны быть тщательно очищены.
♦ Установите гильзу, не допуская перекоса, и вдавите ее вручную. Фланец гильзы не должен касаться наружного диаметра гнезда (см. рис. 1.20).
♦ Фланцевать гильзы, не допуская повреждения верхней опорной поверхности, измерьте возвышение фланцев относительно плоскости стыка блока цилиндров.
Примечание: В этих двигателях до-пускается повторная установка гильз при условии дополнительной расточки гнезда до размера +0,50 мм.
♦ Установите масляные жиклеры.
Подшипники коленчатого вала
Подшипники коленчатого вала снабжены тонкостенными вкладышами. При каждой полной разборке двигателя необходимо проверять внутренний диаметр гнезд под вкладыши.
Вне зависимости от ремонтных размеров вкладыши подшипников коленчатого вала, поставляемые в комплекте запасных частей, готовы к установке.
После шлифовки опор коленчатого вала рекомендуется проверить внутренний диаметр вкладыша для того, чтобы убедиться в правильности установки рабочего зазора. Проверка проводится при установленных крышках подшипников; крышка подшипника N° 1 находится со стороны распределительного механизма.
Если вкладыши используются повторно, необходимо проверить их толщину и размыкание.
Если вкладыши сжаты, следует поместить полоску картона толщиной 2 мм внутрь вкладыша и опустить их вместе на соответствующую опору коленчатого вала (см. рис. 1.21).
Для измерения толщины вкладыша рекомендуется использовать микро-метр и калиброванный шарик (см. рис. 1.22).
Рис. 1.21. Способ размыкания половин вкладыша.
A. Полувкладыш
B. Полоска картона толщиной 2 мм.
Подшипники распределительного вала
♦ Установите гильзу, не допуская перекоса, и вдавите ее вручную. Фланец гильзы не должен касаться наружного диаметра гнезда (см. рис. 1.20).
♦ Фланцевать гильзы, не допуская повреждения верхней опорной поверхности, измерьте возвышение фланцев относительно плоскости стыка блока цилиндров.
Примечание: В этих двигателях до-пускается повторная установка гильз при условии дополнительной расточки гнезда до размера +0,50 мм.
♦ Установите масляные жиклеры.
Подшипники коленчатого вала
Подшипники коленчатого вала снабжены тонкостенными вкладышами. При каждой полной разборке двигателя необходимо проверять внутренний диаметр гнезд под вкладыши.
Вне зависимости от ремонтных размеров вкладыши подшипников коленчатого вала, поставляемые в комплекте запасных частей, готовы к установке.
После шлифовки опор коленчатого вала рекомендуется проверить внутренний диаметр вкладыша для того, чтобы убедиться в правильности установки рабочего зазора. Проверка проводится при установленных крышках подшипников; крышка подшипника N° 1 находится со стороны распределительного механизма.
Если вкладыши используются повторно, необходимо проверить их толщину и размыкание.
Если вкладыши сжаты, следует поместить полоску картона толщиной 2 мм внутрь вкладыша и опустить их вместе на соответствующую опору коленчатого вала (см. рис. 1.21).
Для измерения толщины вкладыша рекомендуется использовать микро-метр и калиброванный шарик (см. рис. 1.22).
Рис. 1.22. Измерение толщины полувкладыша при помощи микрометра и калиброванного шарика.
Подшипники распределительного вала
Рис. 1.23. Разрез заглушки в блоке цилиндров.
1. Блок цилиндров
2. Заглушка
А = от 1,5 до 2 мм.
Изначально подшипники распределительного вала установлены с втулками. Втулки подшипников всех рассматриваемых двигателей одинаковы.
При необходимости втулки могут быть заменены. Для снятия втулок используют стержень подходящего диаметра.
При сборке втулку помещают в гнездо так, чтобы смазочные отверстия совпали с отверстиями смазочной системы блока цилиндров. Кроме того, выемка на наружной поверхности должна быть направлена к передней части двигателя. После установки втулки следует просверлить.
Гнезда толкателей
Рис. 1.24. Стержень, изготавливаемый на месте, для установки заглушки диаметром от 50,1 до 62,1 мм.
Толкатели перемещаются непосредственно в блоке цилиндров. В некоторых двигателях гнезда толкателей имеют нормальный размер, в других - размер «класса 1». Второй размер больше первого на 0,25 мм. Для идентификации класса размера использована сигнальная пластина, закрепленная в правой части блока цилиндров рядом с воздушным компрессором.
Замена заглушек
Иногда нарушение герметичности заглушки может стать причиной утечки охлаждающей жидкости. В этом случае следует слить охлаждающую жидкость и выбить заглушку.
♦ Зачистите гнездо мелкозернистой наждачной бумагой, а затем - средством Spray Omniclean (обозначение по каталогу MAN 04 101145 9098). После просушивания нанесите на поверхность гнезда средство Loctite 270. Примечание: заглушки поставляются в герметичной упаковке и готовы к установке в блок цилиндров. На опорной поверхности заглушки не должно быть следов жира. Поэтому при установке не следует касаться опорной поверхности.
Для установки заглушки следует использовать стержень, изготавливаемый на месте, диаметр которого, в зависимости от размеров заглушки, может быть либо 50,1, либо 62,1 мм.
♦ Установите заглушку в гнездо так, чтобы осадка относительно стенки блока цилиндров составляла порядка 1,5 - 2 мм
Рис. 125. Разрез клапана масляного насоса
Масляные жиклеры
Масляные жиклеры обеспечивают охлаждение нижней части головки поршня. В каждом цилиндре предусмотрено по одному масляному жиклеру, который закреплен внутри блока. Снять жиклер можно, не снимая коленчатый вал.
♦ Введите небольшую отвертку в клапан и слегка нажмите на поршень, добейтесь, чтобы он перемещался свободно, а пружина работала нормально.
♦ При сборке поместите шарик, обеспечивающий фиксацию жиклера, в блок цилиндров, установите жиклер, пружину кольцо и клапан.
♦ Затяните клапан заданным моментом.
Внимание! Отверстие каждого жиклера калиброванное и ни в коем случае не может быть изменено. Не допускайте перекоса при установке жиклера.