5 ранее неизвестных фактов о Кременчугском автомобильном заводе
Кременчугский автомобильный завод – один из самых известных поставщиков грузовых автомобилей в Европе и Азии, и единственный автопроизводитель грузовиков в Украине. История КрАЗ началась в 50-е годы прошлого века, причем интересно, что тогда в городе Кременчуг строительство завода по производству мостовых конструкций. Это далеко не единственный малоизвестный факт об автопроизводителе. Его история полна любопытными страницами. Проведем небольшой экскурс и выясним некоторые факты о КрАЗ, о которых мало кто знает.
1. Поставщик грузовых автомобилей выпускал комбайны
Как мы уже говорили, изначально завод в Кременчуге не имел вообще никакого отношения к автомобилестроению и транспортостроению в целом. До 1956 года он производил мостовые конструкции. Однако страна нуждалась в технике для сельского хозяйства. Особенно не хватало комбайнов и других машин для сборки зерновых. Именно так и началась история Кременчугского завода, как машиностроительного предприятия.
Первые комбайны, выпущенные в Кременчуге, назывались Ку-2А. Они были предназначены для уборки кукурузы, на которую делал огромную ставку Никита Сергеевич Хрущев. Однако так продолжалось недолго. Всего 2 года завод производил зерноуборочную технику, а в 1958 году было принято решение перепрофилировать предприятие под производство грузовиков гражданского и специального назначения, прицепов и полуприцепов.
2. КрАЗ был самым крупным поставщиком грузовых автомобилей в Европе
Задаваясь вопросом, кто выпускал больше всего грузовиков в 80-90 годы, людям наверняка придут в голову такие известные бренды, как MAN, SCANIA, VOLVO. На самом деле, лидерство в этом аспекте с 1986 по 1995 год удерживал именно Кременчугский автомобильный завод.
За 1986 год предприятие собрало сразу 30 655 единиц техники. В этот перечень вошли самые разнообразные машины, в том числе:
- Самосвалы;
- Седельные тягачи;
- Автоцистерны;
- Лесовозы;
- Техника, которая строилась для нужд военной промышленности и т.д.
С тех пор КрАЗ стал крупнейшим поставщиком грузовых автомобилей. Его продукция продавалась в 52 страны, включая все, без исключения, страны соцлагеря. 30 655 машин – это примерно в 20 раз больше, нежели было выпущено Кременчугским автозаводом в 2014 году. Пальму первенста производство удерживало вплоть до 1995 года, несмотря на все экономические трудности при становлении независимой Украины. Однако в дальнейшем автозавод все-таки уступил лидерство европейским конкурентам.
3. Как завод в Кременчуге двигатель от Т-64 на грузовик установил
Одной из особенных историй КрАЗ, о которой действительно мало кто знает, является выпуск машины с двигателем от танка. Да, гениальные инженеры предприятия придумали, как на седельный тягач установить двигатель от Т-64. Любопытно, что им это удалось сделать не во времена Советского Союза, а уже после обретения Украиной независимости.
1991 год был очень тяжелым для экономики только появившейся страны, в связи с чем в Кременчуге задумались: как продать свои автомобили в Европу? Решение проблемы было найдено достаточно быстро. Специалисты придумали такой способ популяризации, как выступления в автогонках.
Команда КрАЗ приняла решение заявиться на Truck Grand Prix – аналог Formula-1, но для грузовых автомобилей. Заезд проходил на трассе Нюрбургринг в 1992 году. Для подготовки гоночной машины инженерам из Кременчуга потребовалось около 7 месяцев, и они обратились за помощью на завод Малышева. В итоге совместными усилиями удалось собрать тягач с турбодизелем, способным выдать до 700 лошадиных сил. За основу взяли шасси КрАЗ-5640
К сожалению, украинская команда славы не сыскала. Во время заезда произошла поломка уникальной детали, которая была выпущена в единичном экземпляре, специально для гоночного образца. Поэтому автомобилю пришлось покинуть гонку, так и не доехав до финиша.
4. Экспорт в Европу под брендом БелАЗ
Как мы уже говорили, автопроизводитель принял решение заявиться на Truck Grand Prix. Однако возникает резонный вопрос – зачем компании продвигать продукцию, если завод был крупнейшим производителем грузовых автомобилей в Европе и даже поставлялся в государства, которые считались “врагами развитого социализма”? Неужели об их существовании никто не знал?
Ответ очень прост: о машинах KRAZ за пределами СНГ никто и не мог знать. Причина банальна – они поставлялись на экспорт под другим названием, а именно – BelAZ. Таким образом, о продукции автозавода в Жодино знали все, а о Кременчугских машинах никто и понятия не имел.
Почему так произошло? Достоверного ответа на этот вопрос не знаю даже на самом предприятии. Версия о том, что KRAZ для европейцев является труднопроизносимым названием, не выдерживает никакой критики. Вероятно, эта загадка так и останется неразгаданной, но факт – в Европе о производителе действительно никто ничего не знал из-за продажи машин под названием BelAZ.
5. Кременчугский автомобильный завод и ралли
В середине нулевых о КрАЗ уже хорошо знали в Европе, но тем не менее, попытки продвижения продукции на западные рынки продолжались. В Кременчуге решили вновь прибегнуть к опыту 1992 года, но на этот раз сделать ставку не только на скорость машин, но и на выносливость. Компания готовила образец для участия в ралли-рейде «Париж-Дакар».
Модель, которая должна была выступить в супермногодневке, получила официальное название KRAZ-SAMUM, заводское обозначение – 5173РЕ. Это был двухосный автомобиль с колесной формулой 4х4, с четырьмя надстройками, в число которых вошли:
- Отсек для двигателя;
- Кабина пилота;
- Системный отсек;
- Фургон.
В моторном отсеке был установлен двигатель немецкий двигатель Deutz, который мог развивать мощность до 740 лошадиных сил. Трансмиссия была разработана английской компанией Eaton. Это была двухдиапазонная, тринадцатиступенчатая коробка передач, с двухступенчатой “раздаткой”. Колеса были коваными, как на KamAZ, который в то время был безоговорочным лидером ралли-рейдов, а резина от французской компании Michelin позволяла развивать и удерживать скорость на уровне 165 км/ч.
Однако спортивная карьера у украинского производителя грузовиков не сложилась совсем. Если на Truck Grand Prix ожидала неудача в виде поломки, то в 2008 году ралли-рейд «Париж-Дакар» был отменен из-за деятельности террористической группировки «Аль-Каида» и боевых действий в Мавритании, через территорию которой пролегал маршрут. В 2009 гонки были возобновлены, но KRAZ уже не предпринимал попытку поучаствовать в них из-за экономического кризиса.