Сила и отсутствие перспектив или какими были секретные вездеходы КрАЗ
Кременчугский автомобильный завод, ныне известный, как КрАЗ, изначально создавался, как мостовый, а в последствии был реорганизован в комбайновый завод. Однако в такой роли он проработал совсем недолго. Уже в 1959 году производство вновь переориентировали, на сей раз на производство автомобилей, которые должны были помочь восстанавливающемуся сельскому хозяйству и строительству.
Однако на самом деле в Кременчуге изготавливали не только «тружеников». Фактически с момента перепрофилирования предприятия было положено начало военным разработкам. Параллельно с обычными грузовиками, активно разрабатывались и секретные вездеходы КрАЗ. И в них было действительно немало интересного!
Как начали появляться секретные вездеходы КрАЗ?
Начало работам по разработке секретных грузовых автомобилей и тягачей в 1961 году положило решение о размещении в городе Кременчуг засекреченного конструкторского бюро под названием СКБ-2. Его задача заключалась в разработке принципиально новых автомобилей, которые смогли бы решить основные проблемы армейской логистики. И первые образцы начали появляться совсем скоро.
К 1962 году специалисты СКБ-2 подготовили сразу два проекта инновационных вездеходов.
Это были:
- Восьмитонный грузовик КРаЗ-253Б;
- Седельный тягач КРаЗ-259б.
Если взглянуть на фотографии указанных образцов, их можно перепутать с одним из самых известных «тружеников» времен СССР – МАЗ-500. И действительно, специалисты из Кременчуга приняли решение не тратить время на разработку дизайна, и предложили установить кабину от предсерийного грузовика, который, спустя годы, станет классикой Минского автозавода.
Разработанные автомобили имели целый ряд инженерных решений, которые являлись новинками для тяжелой военной техники.
В частности, на первых вездеходах, производства Кременчугского автомобильного завода, были применены:
- Революционная коробка передач – четырехступенчатая гидромеханика;
- Независимая торсионная подвеска.
Таким образом, инженерам удалось значительно улучшить тяговые качества машин, по сравнению с теми, которые были отмечены на других секретных вездеходах СССР. Кроме того, автомобили гораздо легче преодолевали препятствия на пересеченной местности.
Однако пойти им в серию было не суждено. К сожалению, производство оказалось слишком дорогим для советской промышленности. Кроме того испытания показали ненадежность техники, ввиду чего от нее решили отказаться.
Серия «Э» – второй опытный образец тяжелой военной техники
После того, как проекты 256б и 259б были закрыты, конструкторы СКБ-2, учитывая ошибки первых образцов, принялись за работу над второй серией.
Плодами их труда стали:
- Грузовой автомобиль Э253;
- Седельный тягач Э259;
- Специальный полуприцеп для Э259 – Э834;
В этих машинах установили опытные образцы двигателей Ярославского завода – ЯМЗ-238Н. Это был турбированный мотор, способный выдавать мощность до 310 лошадиных сил. Профессионалы СКБ-2 учли жалобы исследователей, проводивших испытания первых образцов, относительно коробки передач. Если на КрАЗ-253б и 259б стояла четырехступенчатая трансмиссия, то на Э253 и Э259 – восьмиступенчатая механика.
На вездеходах серии «Э» впервые была применена система подкачки шин, а также разработан уникальный дизайн кабины. От образца МАЗ-500 приняли решение отказаться, и создали свою кабину, имеющую большие размеры и больше пространства внутри. Машины были отправлены на первые испытания в 1965 году, после чего были возвращены для доработки. Сертификация была успешно пройдена уже в 1967 году, но серию «Э» погубила та же проблема, которая не позволила пойти в серию КрАЗ-253б и 259б – слишком высокая стоимость.
Секретные вездеходы КрАЗ: 3 поколение изначально бесперспективных проектов
После второго подряд отказа от Миноборонпрома СССР, конструкторам СКБ-2 не оставалось ничего, кроме как вновь приступить к работе. И на этот раз справились достаточно быстро. Всего через год после провала проектов Э253 и Э259, профессионалы конструкторского бюро уже прислали на согласование новый вариант машин:
- Грузовик 2Э253;
- Седельный тягач 2Э259.
Специалисты КБ попытались развить серию, устранив недостатки, которые были зафиксированы на предыдущих опытных образцах. Отсюда и появилась цифра «2», предшествующая индексу «Э» – второе поколение вездеходов. Конструкторы поработали над надежностью автомобиля, устраняя первичные недостатки, незначительно изменили его внешний вид, сделали еще некоторые улучшения, и отправили машину на сертификацию.
Однако, как показала практика, особого смысла в развитии серии не было. Миноборонпром СССР попросту не был заинтересован в приобретении грузовиков и седельных тягачей данной серии. Аргумент все тот же – дорого. А если дорого – значит, бесперспективно. Кроме того, специальная комиссия обратила внимание на то, что в СКБ-2 не разрабатывали новый образец тяжелой военной техники, а лишь модернизировали тот, который уже не пригодился советской армии в 1967 году.
После таких аргументов со стороны Миноборонпрома, конструкторскому бюро не оставалось лишь полностью закрыть проект «Э». И после этого был сделан перерыв, составивший 7 лет. На протяжении указанного времени, Кременчугский завод сконцентрировался на производстве техники для народного хозяйства.
Украинское открытие – последний военный проект КрАЗ времен СССР
До 1976 года в Кременчуге собирали только обыкновенные грузовые автомобили и тягачи, которые поступали не только в армию, но и служили на благо строительства, сельского хозяйства и других отраслей. Однако в 1976 было издано секретное постановление правительства о необходимости поставок в вооруженные силы инновационных тягачей и вездеходов. На заводе предложили свой вариант. Проект получил название «Украинское открытие».
Специалисты подготовили около 30 версий автомобилей с различными инженерными решениями.
Ведущими моделями были:
- Капотные грузовики КрАЗ-6315, грузоподъемностью до 10 тонн;
- Бескапотники КрАЗ-6316, которые могли перевозить до 15 тонн груза;
- Тягачи КрАЗ-6440 с двухосными полуприцепами.
Пик разработки машин пришелся на начало 80-х годов. К 1984 Кременчугский автозавод смог направить на испытания сразу 8 опытных экземпляров. Одной из важнейших особенностей машин была их универсальность в плане топлива. Двигатель ЯМЗ-8425 мог эффективно работать на бензине, дизтопливе, керосине, и даже на топливных смесях. Мотор выдавал до 360 лошадиных сил.
В отличие от предыдущих версий, серия «Украинское открытие» сразу же оказалась интересна Миноборонпрому. Поэтому и доработки велись на протяжении всего десятилетия. Например, во время одной из модернизаций конструкторы применили решение, позволившее снизить вибрации в кабине. Речь идет о замене подвески на гидроамортизаторы.
Однако «Открытие» модернизировали так долго, что к моменту выхода четвертого поколения автомобилей банально изменились требования к технике, и машины оказались устаревшими. С провозглашением независимости Украины, проект был окончательно закрыт, а КрАЗ отказался от старых наработок, создавая полностью конструктивно новые автомобили.