Сила и отсутствие перспектив или какими были секретные вездеходы КрАЗ

Кременчугский автомобильный завод, ныне известный, как КрАЗ, изначально создавался, как мостовый, а в последствии был реорганизован в комбайновый завод. Однако в такой роли он проработал совсем недолго. Уже в 1959 году производство вновь переориентировали, на сей раз на производство автомобилей, которые должны были помочь восстанавливающемуся сельскому хозяйству и строительству.

Однако на самом деле в Кременчуге изготавливали не только «тружеников». Фактически с момента перепрофилирования предприятия было положено начало военным разработкам. Параллельно с обычными грузовиками, активно разрабатывались и секретные вездеходы КрАЗ. И в них было действительно немало интересного!

Как начали появляться секретные вездеходы КрАЗ?

Начало работам по разработке секретных грузовых автомобилей и тягачей в 1961 году положило решение о размещении в городе Кременчуг засекреченного конструкторского бюро под названием СКБ-2. Его задача заключалась в разработке принципиально новых автомобилей, которые смогли бы решить основные проблемы армейской логистики. И первые образцы начали появляться совсем скоро.

К 1962 году специалисты СКБ-2 подготовили сразу два проекта инновационных вездеходов.

Это были:

  • Восьмитонный грузовик КРаЗ-253Б;
  • Седельный тягач КРаЗ-259б.

Если взглянуть на фотографии указанных образцов, их можно перепутать с одним из самых известных «тружеников» времен СССР – МАЗ-500. И действительно, специалисты из Кременчуга приняли решение не тратить время на разработку дизайна, и предложили установить кабину от предсерийного грузовика, который, спустя годы, станет классикой Минского автозавода.

Фото КрАЗ модели 253Б

Фото КрАЗ модели 259Б

Разработанные автомобили имели целый ряд инженерных решений, которые являлись новинками для тяжелой военной техники.

В частности, на первых вездеходах, производства Кременчугского автомобильного завода, были применены:

  • Революционная коробка передач – четырехступенчатая гидромеханика;
  • Независимая торсионная подвеска.

Таким образом, инженерам удалось значительно улучшить тяговые качества машин, по сравнению с теми, которые были отмечены на других секретных вездеходах СССР. Кроме того, автомобили гораздо легче преодолевали препятствия на пересеченной местности.

Однако пойти им в серию было не суждено. К сожалению, производство оказалось слишком дорогим для советской промышленности. Кроме того испытания показали ненадежность техники, ввиду чего от нее решили отказаться.

Серия «Э» – второй опытный образец тяжелой военной техники

После того, как проекты 256б и 259б были закрыты, конструкторы СКБ-2, учитывая ошибки первых образцов, принялись за работу над второй серией.

Плодами их труда стали:

  • Грузовой автомобиль Э253;
  • Седельный тягач Э259;
  • Специальный полуприцеп для Э259 – Э834;

В этих машинах установили опытные образцы двигателей Ярославского завода – ЯМЗ-238Н. Это был турбированный мотор, способный выдавать мощность до 310 лошадиных сил. Профессионалы СКБ-2 учли жалобы исследователей, проводивших испытания первых образцов, относительно коробки передач. Если на КрАЗ-253б и 259б стояла четырехступенчатая трансмиссия, то на Э253 и Э259 – восьмиступенчатая механика.

Фото КрАЗ модели Э253

Фото КрАЗ модели Э259

На вездеходах серии «Э» впервые была применена система подкачки шин, а также разработан уникальный дизайн кабины. От образца МАЗ-500 приняли решение отказаться, и создали свою кабину, имеющую большие размеры и больше пространства внутри. Машины были отправлены на первые испытания в 1965 году, после чего были возвращены для доработки. Сертификация была успешно пройдена уже в 1967 году, но серию «Э» погубила та же проблема, которая не позволила пойти в серию КрАЗ-253б и 259б – слишком высокая стоимость.

Секретные вездеходы КрАЗ: 3 поколение изначально бесперспективных проектов

После второго подряд отказа от Миноборонпрома СССР, конструкторам СКБ-2 не оставалось ничего, кроме как вновь приступить к работе. И на этот раз справились достаточно быстро. Всего через год после провала проектов Э253 и Э259, профессионалы конструкторского бюро уже прислали на согласование новый вариант машин:

  • Грузовик 2Э253;
  • Седельный тягач 2Э259.

Специалисты КБ попытались развить серию, устранив недостатки, которые были зафиксированы на предыдущих опытных образцах. Отсюда и появилась цифра «2», предшествующая индексу «Э» – второе поколение вездеходов. Конструкторы поработали над надежностью автомобиля, устраняя первичные недостатки, незначительно изменили его внешний вид, сделали еще некоторые улучшения, и отправили машину на сертификацию.

Двигатель модели КрАЗ 2Э253

Фото КрАЗ 2Э253

Однако, как показала практика, особого смысла в развитии серии не было. Миноборонпром СССР попросту не был заинтересован в приобретении грузовиков и седельных тягачей данной серии. Аргумент все тот же – дорого. А если дорого – значит, бесперспективно. Кроме того, специальная комиссия обратила внимание на то, что в СКБ-2 не разрабатывали новый образец тяжелой военной техники, а лишь модернизировали тот, который уже не пригодился советской армии в 1967 году.

После таких аргументов со стороны Миноборонпрома, конструкторскому бюро не оставалось лишь полностью закрыть проект «Э». И после этого был сделан перерыв, составивший 7 лет. На протяжении указанного времени, Кременчугский завод сконцентрировался на производстве техники для народного хозяйства.

Украинское открытие – последний военный проект КрАЗ времен СССР

До 1976 года в Кременчуге собирали только обыкновенные грузовые автомобили и тягачи, которые поступали не только в армию, но и служили на благо строительства, сельского хозяйства и других отраслей. Однако в 1976 было издано секретное постановление правительства о необходимости поставок в вооруженные силы инновационных тягачей и вездеходов. На заводе предложили свой вариант. Проект получил название «Украинское открытие».

Специалисты подготовили около 30 версий автомобилей с различными инженерными решениями.

Ведущими моделями были:

  • Капотные грузовики КрАЗ-6315, грузоподъемностью до 10 тонн;
  • Бескапотники КрАЗ-6316, которые могли перевозить до 15 тонн груза;
  • Тягачи КрАЗ-6440 с двухосными полуприцепами.

Пик разработки машин пришелся на начало 80-х годов. К 1984 Кременчугский автозавод смог направить на испытания сразу 8 опытных экземпляров. Одной из важнейших особенностей машин была их универсальность в плане топлива. Двигатель ЯМЗ-8425 мог эффективно работать на бензине, дизтопливе, керосине, и даже на топливных смесях. Мотор выдавал до 360 лошадиных сил.

Капотный грузовик КрАЗ 6315 фото

Тягач КрАЗ 6440 фото

Бескапотник КрАЗ 6316 фото

В отличие от предыдущих версий, серия «Украинское открытие» сразу же оказалась интересна Миноборонпрому. Поэтому и доработки велись на протяжении всего десятилетия. Например, во время одной из модернизаций конструкторы применили решение, позволившее снизить вибрации в кабине. Речь идет о замене подвески на гидроамортизаторы.

Однако «Открытие» модернизировали так долго, что к моменту выхода четвертого поколения автомобилей банально изменились требования к технике, и машины оказались устаревшими. С провозглашением независимости Украины, проект был окончательно закрыт, а КрАЗ отказался от старых наработок, создавая полностью конструктивно новые автомобили.