Правила эксплуатации рулевого управления ЗИЛ-133

Главным условием безотказной и долговечной работы рулевого управ­ления является содержание в чистоте его гидравлической системы. Для гид­роусилителя руля применяют только чистое отфильтрованное масло, ко­торое заливается через воронку с двойной сеткой, и заливной фильтр, установленный в бачке насоса. При­менение загрязненного масла вызы­вает быстрый износ насоса и гидроуси­лителя.

Система гидроусилителя руля заправляется на заводе-изготовителе всесезонным маслом для гидросистем автомобилей марки Р (ТУ 38-1011792—71). Это масло име­ет низкую температуру застывания и содержит противоизносную, анти- окислительную и другие присадки, улучшающие его качество. При экс­плуатации системы гидроусилителя руля, заправленной маслом Р, оно только доливается при необходимости в бачок насоса. Смена масла произ­водится только при ремонте агрега­тов системы гидроусилителя руля.

При отсутствии масла Р допуска­ется доливать масла, рекомендуе­мые заводом-изготовителем как за­менители. Однако долговечность на­соса и рулевого механизма при этом снижается. При доливке масла-за­менителя смену масла производят 2 раза в год (осенью и весной).

Правила доливки и смены масла, а также марки масел-заменителей при­ведены в разделе «Техническое об­служивание рулевого управления».

При отказе гидроусилителя из-за повреждения насоса или собственно гидроусилителя, разрушения шлан­га или ремня привода насоса пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно, до устране­ния неисправности.

Длительная работа на автомобиле с неработающим гидроусилителем приводит к быстрому износу рулево­го механизма или его поломке, так как при этом чрезмерно нагружаются упорные шарикоподшипники, винт рулевого управления и другие дета­ли узла шариковой гайки. Ускоря­ется также износ карданного вала и колонки рулевого управления.

По этой же причине не допускается длительная буксировка автомобиля с неработающим двигателем без вы­вешивания его переднего моста.

Запрещается останавливать дви­гатель до полной остановки автомо­биля, а также двигаться с нерабо­тающим двигателем на спусках или накатом по горизонтальному участку пути. В этих случаях насос гидроуси­лителя руля перестает работать и усилие на рулевом колесе и на дета­лях рулевого механизма резко воз­растает.

При маневрировании и выходе из глубокой колеи при движении по пло­хим проселочным дорогам запреща­ется длительно удерживать рулевое колесо повернутым до упора в ту или другую сторону. В этом случае насос работает на предохранительный кла­пан, что вызывает быстрый нагрев масла и может привести к выходу насоса из строя.

Для продолжения движения в слу­чае выхода из строя шлангов гидро­усилителя соединяют нагнетательное отверстие насоса с возвратным патрубком на бачке насоса, закрывают нагнетательное и возвратное отвер­стия рулевого механизма деревянны­ми пробками или другим способом, обеспечивающим защиту от попада­ния грязи или инородных тел, и до­ливают масло, как указано в разделе «Техническое обслуживание рулево­го управления» (допускается заливка масла, применяемого для двигателя, с заменой его после возвращения в парк). При таком движении двига­тель должен работать с возможно ма­лой частотой вращения коленчатого вала; наблюдают за температурой мас­ла в бачке насоса и при его чрезмер­ном нагреве останавливают автомо­биль для того, чтобы масло остыло.