Проверка и регулировка рулевого управления ЗИЛ-133

Если свободный ход рулевого ко­леса превышает 25°, определяют и устраняют причины неисправности. Для этого проверяют: зазоры в шар­нирах рулевых тяг; затяжку клиньев карданного вала рулевого управле­ния и зазоры в его шлицевом соеди­нении; регулировку подшипников передних колес; натяжение ремня привода насоса гидроусилителя ру­ля у автомобилей с карбюраторным двигателем; затяжку гаек шаровых пальцев и рычагов поворотных ку­лаков (момент затяжки гаек шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг составляет 23—27 кгс м, рычагов поворотных кулаков 42— 48 кгс м).

При чрезмерном зазоре в шлице­вом соединении карданного вала ру­левого управления (более 5° углово­го поворота одной из его вилок относительно другой) его ремонтируют или заменяют.

Убедившись в удовлетворительном состоянии перечисленных узлов, про­веряют, нет ли осевого перемещения рулевого колеса (колонки). Если люфт имеется, подтягивают гайку 20 (см. рис. 10.4) специальным ключом, предварительно отогнув усик сто­порной шайбы. После регулировки один из усиков снова загибают в паз гайки. Момент вращения рулевого вала, отсоединенного от карданного вала, должен быть равен 3—8 кгс см.

Чрезмерная затяжка гайки 20 с последующим ее отвертыванием для получения заданного момента вра­щения вала рулевого управления недопустима, так как может вызвать повреждение подшипников рулевой колонки.

Если свободный ход рулевого ко­леса после проведения указанных вы­ше проверок и регулировок остается увеличенным, проверяют рулевой механизм. Проверку ведут при от­соединенной продольной рулевой тя­ге путем измерения усилия на ободе рулевого колеса при помощи пружинного динамометра при следующих трех положениях.

Первое — рулевое колесо повер­нуто более чем на 2 оборота от сред­него положения в любую сторону. Усилие на ободе рулевого колеса должно быть равно 0,55—1,35 кгс; при этом зубчатое зацепление и вин­товая пара находятся в положении, близком к крайнему, трение в этих узлах практически исключено. Та­ким образом проверяется трение в уплотнениях, опорах вала сошки и винта рулевого управления, в упор­ных шарикоподшипниках винта.

Второе — рулевое колесо повер­нуто на 3/4—1 оборота от среднего положения. Усилие на рулевом коле­се не должно превышать 2,3 кгс; в этом положении усилие больше за счет трения в шариковой паре при перемещении шариковой гайки к сред­ней части винта рулевого управления, имеющей несколько больший диа­метр.

Третье — рулевое колесо прохо­дит среднее положение. Усилие на ободе рулевого колеса должно быть на 0,8—1,2 кгс больше усилия, полученного при замере во втором поло­жении, но не превышать 2,8 кгс; при этом усилие увеличивается за счет небольшого преднатяга в зубчатом зацеплении при среднем положении вала сошки.

Уменьшенное усилие на рулевом колесе при проверке в первом поло­жении указывает на возможность ос­лабления затяжки гайки упорных шарикоподшипников, что может при­вести к тому, что автомобиль будет плохо «держать дорогу». Повышенное усилие указывает на чрезмерную за­тяжку подшипников, что может при­вести к заеданиям рулевого уцравления и преждевременному износу деталей рулевого механизма.

Чрезмерное усилие при проверке во втором положении указывает на повышенное трение в шариковой па­ре, что может привести к ее износу или поломке деталей. Отсутствие воз­растания усилия при этой проверке свидетельствует о неизбежной в про­цессе эксплуатации потере преднатяга в шариковой паре и само по себе не является отрицательным показа­телем.

Уменьшенное усилие при проверке в третьем положении указывает на появление чрезмерного зазора в зуб­чатом зацеплении, что может приводить к тому, что автомобиль будет плохо «держать дорогу». Увеличен­ное усилие указывает на чрезмерный преднатяг в зубчатом зацеплении, вызывающий плохой самовозврат уп­равляемых колес в среднее положе­ние.

Если усилия при описанной выше проверке не соответствуют указанным величинам, то регулируют рулевой механизм. Эту регулировку начинают с установления такого усилия на рулевом колесе, которое рекомендо­вано при проверке в третьем положе­нии. Регулировку выполняют на ав­томобиле при отсоединенной продоль­ной рулевой тяге. Для этого:

ослабляют контргайку 31 (см- рис. 10.3) регулировочного винта;

вращая регулировочный винт 32 за квадратную головку, регулируют зубчатое зацепление так, чтобы уси­лия на рулевом колесе соответство­вали указанным выше величинам. При этом надо иметь в виду, что при вращении винта по часовой стрелке усилие увеличивается, а при враще­нии против часовой стрелки — умень­шается;

после окончания регулировки за­тягивают контргайку (момент за­тяжки 4—4,5 кгс • м), удерживая регулировочный винт от поворота ключом за его квадратную головку;

проверяют вторично усилия на ру левом колесе, присоединяют про­дольную рулевую тягу и смазывают шарнир.

Для регулировки усилия при пер­вом положении необходимо частично разобрать рулевой механизм, для то­го чтобы подтянуть гайку упорных шарикоподшипников. Порядок этой регулировки приведен ниже в разде­ле «Ремонт рулевого механизма».

В некоторых случаях причину не­исправной работы рулевого управ­ления определяют при проверке мо­мента, необходимого для вращения вала сошки. Чем больше этот момент, тем больше затруднен возврат управ­ляемых колес в среднее положение, хотя не только он влияет на качест­во и полноту самовозврата колес.

При проверке момента вращения вала сошки на автомобиле:

отсоединяют продольную рулевую тягу, пускают двигатель и прогре­вают масло в гидросистеме руля при­близительно до 50 °С, затем устанав­ливают рулевое колесо в среднее по­ложение, оставив его свободным;

не выключая двигатель, зацепля­ют динамометр за шейку шарового пальца рулевой сошки и тянут за него в любую сторону, сохраняя угол между динамометром и рулевой сош­кой равным примерно 90°. При этом динамометр должен показать не бо­лее 60 кгс, что соответствует моменту 12 кгс • м. Если замеренное усилие превосходит указанную величину, что может явиться следствием по­вреждения или заедания деталей ру­левого механизма, последний должен быть разобран для детальной провер­ки и устранения неисправности.

В большинстве случаев увеличен­ное усилие на рулевом колесе, осо­бенно при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя, объясняется износом или другим повреж­дением насоса гидроусилителя. Тс же может быть причиной увеличен­ного свободного хода рулевого коле­са при проверке его на холостом хо­ду двигателя. Происходит это вслед­ствие того, что насос не развивает полного давления и гидроусилитель не обеспечивает достаточного усилия.

При неработающем двигателе мо- емнт проворота сошки должен быть не более 8 кгс. Эта характеристика определяет состояние только рулево­го механизма.

Для проверки давления, развивае­мого насосом, используют специаль­ное приспособление (см. рис. 10.2), имеющее манометр 6 с шкалой до 100 кгс/см2 и вентиль 7, закрываю­щий подачу масла к гидроусилителю.

Для проверки давления открывают вентиль, пускают двигатель, и при его работе на холостом ходу повора­чивают колеса до упора, удерживая их в крайнем положении не более 15 с. При этом давление масло должно быть не ниже 40 кгс/см2 (у нового автомо­биля или насоса— не ниже 60 кгс/см2).

Если давление ниже указанных ве­личин, то медленно заворачивают вен­тиль, следя за увеличением дав­ления по манометру. Насос, имею­щий допустимую степень износа, должен развивать давление не менее 45 кгс/см2; новый насос — не менее 65 кгс/см2. При выполнении этих ус­ловий неисправность нужно искать в рулевом механизме. Если давление не увеличивается, то неисправен на­сос.

Когда давление при закрытом вен­тиле больше давления, которое было при открытом вентиле, но ниже ука­занной величины, то неисправны оба агрегата.

Проверку давления ведут при тем­пературе масла в бачке насоса 65— 70 °С. В случае необходимости масло может быть нагрето путем поворота колес от упора до упора с удержанием их у упоров каждый раз не более 15 с.