Структура тормозов ЗИЛ-133

Сруктура тормозов

В последние годы в связи с увели­чением грузоподъемности и скорости движения автомобилей, с широким применением прицепных и седельных автопоездов, а также в связи со зна­чительно возросшей интенсивностью движения на автомобильных дорогах резко повысились требования к тор­мозным свойствам автотранспортных средств. Появилось большое коли­чество нормативных документов (как отечественных, так и международных), в которых нормируется структура тормозов (тормозного управления), свойства составляющих тормозных систем, их эффективность при нор­мальной работе и при частичном вы­ходе из строя.

Тормоза автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ выполнены в полном соответ­ствии с современными требованиями и включают 4 основных тормозных сис­темы:

рабочую тормозную систему, пред­назначенную для надежного и эффек­тивного торможения движущегося ав­томобиля (автопоезда) в любых дорожных условиях;

запасную тормозную систему, ис­пользуемую вместо рабочей при час­тичном или полном отказе последней;

стояночную тормозную систему, предназначенную для удержания ав­томобиля (автопоезда) неподвижным, в том числе на уклоне до 18% и при отсутствии водителя;

вспомогательную тормозную сис­тему, включаемую для снижения на­грузки и увеличения срока службы узлов рабочей тормозной системы, что особенно важно при эксплуата­ции автомобилей на горных дорогах и в городских условиях.

При работе всех тормозных систем автомобиля-тягача происходит тор­можение прицепа (полуприцепа), для чего автомобили-тягачи оборудованы управлением комбинированного (од­но- и двухпроводного) привода тор­мозов прицепа.

Кроме этих основных тормозных систем, автомобили-тягачи семейст­ва ЗИЛ-133 имеют две дополнитель­ные:

систему аварийного растормаживания пружинных энергоаккумуля­торов запасной и стояночной тормо­зных систем в случае их автоматичес­кого срабатывания вследствие сни­жения давления воздуха в приводе;

систему сигнализации и контроля, позволяющую следить за работой и состоянием тормозных систем при движении автомобиля и диагности­ровать их неисправности на станции технического обслуживания.

Тормоза автомобиля ЗИЛ-133Г2 включают рабочую и стояночные тор­мозные системы, а также систему сиг­нализации. Так как рабочая тормоз­ная система на этих автомобилях имеет 2 раздельных контура привода, то роль запасной тормозной системы играет каждый из этих контуров.

Техническая характеристика тор­мозных систем:

ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ ЗИЛ-133Г2
Тормозная сила на колесах автомобиля в снаряженном состоянии при торможении рабочей тормозной системы с давлением в камерах 2,0 кгс/см2, кгс, не менее
передний мост: 750 350
промежуточный и задний моста: 600 400
Тормозная сила на колесах автомобиля в снаряженном состоянии при торможении запасной тормозной системой, кгс, не менее:
Передний мост - 350
Промежуточный и задний мосты 600 400
Время срабатывания тормозного привода (при времени нажатия на тормозную педаль 0,2 с), с, не более 0,6 0,6
Время растормаживания, с, не более 0,9 0,9
Усилие прокручивания расторможенных колес, кгс, не более:
передний мост: 80 80
промежуточный и задний мосты 100 100
Время заполнения воздушных баллонов тормозного привода от 0 до 7,0 кгс / см2, мин, не более 8 5
Пределы изменения нормального давления в воздушных баллонах привода, кгс/см2
верхний 7,0-7,5 7,3-7,7
нижний 6,2-6,5 6,0-6,4
Максимальное давление в воздушных баллонах привода, кгс/см2 9-11 9,0-9,5
Ход штоков тормозных камер, мм
передний мост 15-35 15-35
промежуточный и задний мосты 20-40 20-40
Противодавление на выпуске отработавших газов при закрытой заслонке вспомогательного тормоза, кгс/см2 1,7-1,9 -

Рабочая, запасная и стояночные системы автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ имеют общие тормозные ме­ханизмы, причем две последние сис­темы — и общий пневматический при­вод.

Система сигнализации и контроля тормозов этих автомобилей состоит из трех частей.

световой и акустической сигнали­зации о состоянии приводов тормоз­ных систем (о давлении в приводе), включающей пневмоэлектрические выключатели в воздушных баллонах привода, сигнальные лампы на пане­ли приборов в кабине и зуммеры;

световой сигнализации о работе тормозных систем, состоящей из пневмоэлектрических выключателей в тормозном приводе и ламп сигнала торможения в задних фонарях;

клапанов контрольных выводов, с помощью которых диагностируется техническое состояние пневматичес­кого тормозного привода, а в случае необходимости и отбирается сжатый воздух для различных целей.

Тормозные механизмы

Колесные тормозные механизмы. У всех автомобилей семейства ЗИЛ-133 эти механизмы одинаковы. Конст­рукция переднего и заднего колесного тормозов показана на рис. 11.1. Передний тормоз установлен на штам­пованном щите 9, закрепленном на фланце поворотного кулака болта­ми 10, задний — на литом суппорте 9, закрепленном на фланцах балок промежуточного и заднего мостов ана­логичными болтами.

Передний (а) и задний (б) колесные тормозные механизмы ЗИЛ-133

Рис. 11.1 Передний (а) и задний (б) колесные тормозные механизмы.

При торможении под действием диафрагмы тормозной камеры вал разжимного кулака 4 поворачивает­ся. Кулак воздействует через роли­ки 3 и их опоры 5 на тормозные колод­ки 2, вследствие чего последние по­ворачиваются на эксцентриковых осях 8 и прижимаются к тормозному барабану 7. Тормозные накладки 1 изготовлены из асбестового фрикци­онного материала.

При растормаживании усилие на штоке тормозной камеры уменьшается до нуля и колодки возвращаются в исходное положение под действием оттяжных пружин 6.

Усилие от тормозной камеры к раз­жимному кулаку тормозного меха­низма передается через регулировоч­ный рычаг, с помощью которого меж­ду накладками и барабаном поддер­живается постоянный зазор, увеличи­вающийся по мере их износа. Уст­ройство регулировочного рычага показано на рис. 11.2. В корпусе 1 ры­чага находятся: шестерня 5 со шли­цевым отверстием для установки на вал 6 разжимного кулака; червяк 3 и запрессованная в него ось 4; фик­сатор 2. При повороте оси червяка за квадратный наружный хвостовик червяк поворачивает шестерню и вместе с ней вал разжимного кулака. При этом кулак придвигает колодки к барабану, уменьшая зазор между ними.

Регулировочный рычаг колесного тормоза ЗИЛ-133

Рис. 11.2. Регулировочный рычаг колесного тормоза

Механизм вспомогательной тор­мозной системы дизельных автомо­билей. Представляет собой заслонку 4 (рис. 11.3) моторного тормоза, установленную в специальном корпусе 2, к которому подходят патрубки 1 приемных труб глушителя дизельно­го двигателя. На валу 3 заслонки за­креплен также поворотный рычаг, соединенный тягой с пневматическим цилиндром привода.

Рис. 11.3. Механизм вспомогательного тормоза.

При включении вспомогательного тормоза заслонка устанавливается перпендикулярно потоку газов, вследствие чего в выпускных трубопроводах двигателя создается опре­деленное противодавление. Одновре­менно прекращается подача топлива и двигатель переводится на режим при­нудительного вращения, что создает дополнительное сопротивление дви­жению автомобиля.

Механизм стояночного тормоза автомобиля ЗИЛ-1 ЗЗГ2. Барабан­ный, колодочный, с механическим (ручным) приводом. Установлен на ведомом валу коробки передач (см. рис. 11.31).