Структура тормозов ЗИЛ-133
Сруктура тормозов
В последние годы в связи с увеличением грузоподъемности и скорости движения автомобилей, с широким применением прицепных и седельных автопоездов, а также в связи со значительно возросшей интенсивностью движения на автомобильных дорогах резко повысились требования к тормозным свойствам автотранспортных средств. Появилось большое количество нормативных документов (как отечественных, так и международных), в которых нормируется структура тормозов (тормозного управления), свойства составляющих тормозных систем, их эффективность при нормальной работе и при частичном выходе из строя.
Тормоза автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ выполнены в полном соответствии с современными требованиями и включают 4 основных тормозных системы:
рабочую тормозную систему, предназначенную для надежного и эффективного торможения движущегося автомобиля (автопоезда) в любых дорожных условиях;
запасную тормозную систему, используемую вместо рабочей при частичном или полном отказе последней;
стояночную тормозную систему, предназначенную для удержания автомобиля (автопоезда) неподвижным, в том числе на уклоне до 18% и при отсутствии водителя;
вспомогательную тормозную систему, включаемую для снижения нагрузки и увеличения срока службы узлов рабочей тормозной системы, что особенно важно при эксплуатации автомобилей на горных дорогах и в городских условиях.
При работе всех тормозных систем автомобиля-тягача происходит торможение прицепа (полуприцепа), для чего автомобили-тягачи оборудованы управлением комбинированного (одно- и двухпроводного) привода тормозов прицепа.
Кроме этих основных тормозных систем, автомобили-тягачи семейства ЗИЛ-133 имеют две дополнительные:
систему аварийного растормаживания пружинных энергоаккумуляторов запасной и стояночной тормозных систем в случае их автоматического срабатывания вследствие снижения давления воздуха в приводе;
систему сигнализации и контроля, позволяющую следить за работой и состоянием тормозных систем при движении автомобиля и диагностировать их неисправности на станции технического обслуживания.
Тормоза автомобиля ЗИЛ-133Г2 включают рабочую и стояночные тормозные системы, а также систему сигнализации. Так как рабочая тормозная система на этих автомобилях имеет 2 раздельных контура привода, то роль запасной тормозной системы играет каждый из этих контуров.
Техническая характеристика тормозных систем:
ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ | ЗИЛ-133Г2 | |
Тормозная сила на колесах автомобиля в снаряженном состоянии при торможении рабочей тормозной системы с давлением в камерах 2,0 кгс/см2, кгс, не менее | ||
передний мост: | 750 | 350 |
промежуточный и задний моста: | 600 | 400 |
Тормозная сила на колесах автомобиля в снаряженном состоянии при торможении запасной тормозной системой, кгс, не менее: | ||
Передний мост | - | 350 |
Промежуточный и задний мосты | 600 | 400 |
Время срабатывания тормозного привода (при времени нажатия на тормозную педаль 0,2 с), с, не более | 0,6 | 0,6 |
Время растормаживания, с, не более | 0,9 | 0,9 |
Усилие прокручивания расторможенных колес, кгс, не более: | ||
передний мост: | 80 | 80 |
промежуточный и задний мосты | 100 | 100 |
Время заполнения воздушных баллонов тормозного привода от 0 до 7,0 кгс / см2, мин, не более | 8 | 5 |
Пределы изменения нормального давления в воздушных баллонах привода, кгс/см2 | ||
верхний | 7,0-7,5 | 7,3-7,7 |
нижний | 6,2-6,5 | 6,0-6,4 |
Максимальное давление в воздушных баллонах привода, кгс/см2 | 9-11 | 9,0-9,5 |
Ход штоков тормозных камер, мм | ||
передний мост | 15-35 | 15-35 |
промежуточный и задний мосты | 20-40 | 20-40 |
Противодавление на выпуске отработавших газов при закрытой заслонке вспомогательного тормоза, кгс/см2 | 1,7-1,9 | - |
Рабочая, запасная и стояночные системы автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ имеют общие тормозные механизмы, причем две последние системы — и общий пневматический привод.
Система сигнализации и контроля тормозов этих автомобилей состоит из трех частей.
световой и акустической сигнализации о состоянии приводов тормозных систем (о давлении в приводе), включающей пневмоэлектрические выключатели в воздушных баллонах привода, сигнальные лампы на панели приборов в кабине и зуммеры;
световой сигнализации о работе тормозных систем, состоящей из пневмоэлектрических выключателей в тормозном приводе и ламп сигнала торможения в задних фонарях;
клапанов контрольных выводов, с помощью которых диагностируется техническое состояние пневматического тормозного привода, а в случае необходимости и отбирается сжатый воздух для различных целей.
Тормозные механизмы
Колесные тормозные механизмы. У всех автомобилей семейства ЗИЛ-133 эти механизмы одинаковы. Конструкция переднего и заднего колесного тормозов показана на рис. 11.1. Передний тормоз установлен на штампованном щите 9, закрепленном на фланце поворотного кулака болтами 10, задний — на литом суппорте 9, закрепленном на фланцах балок промежуточного и заднего мостов аналогичными болтами.
Рис. 11.1 Передний (а) и задний (б) колесные тормозные механизмы.
При торможении под действием диафрагмы тормозной камеры вал разжимного кулака 4 поворачивается. Кулак воздействует через ролики 3 и их опоры 5 на тормозные колодки 2, вследствие чего последние поворачиваются на эксцентриковых осях 8 и прижимаются к тормозному барабану 7. Тормозные накладки 1 изготовлены из асбестового фрикционного материала.
При растормаживании усилие на штоке тормозной камеры уменьшается до нуля и колодки возвращаются в исходное положение под действием оттяжных пружин 6.
Усилие от тормозной камеры к разжимному кулаку тормозного механизма передается через регулировочный рычаг, с помощью которого между накладками и барабаном поддерживается постоянный зазор, увеличивающийся по мере их износа. Устройство регулировочного рычага показано на рис. 11.2. В корпусе 1 рычага находятся: шестерня 5 со шлицевым отверстием для установки на вал 6 разжимного кулака; червяк 3 и запрессованная в него ось 4; фиксатор 2. При повороте оси червяка за квадратный наружный хвостовик червяк поворачивает шестерню и вместе с ней вал разжимного кулака. При этом кулак придвигает колодки к барабану, уменьшая зазор между ними.
Рис. 11.2. Регулировочный рычаг колесного тормоза
Механизм вспомогательной тормозной системы дизельных автомобилей. Представляет собой заслонку 4 (рис. 11.3) моторного тормоза, установленную в специальном корпусе 2, к которому подходят патрубки 1 приемных труб глушителя дизельного двигателя. На валу 3 заслонки закреплен также поворотный рычаг, соединенный тягой с пневматическим цилиндром привода.
Рис. 11.3. Механизм вспомогательного тормоза.
При включении вспомогательного тормоза заслонка устанавливается перпендикулярно потоку газов, вследствие чего в выпускных трубопроводах двигателя создается определенное противодавление. Одновременно прекращается подача топлива и двигатель переводится на режим принудительного вращения, что создает дополнительное сопротивление движению автомобиля.
Механизм стояночного тормоза автомобиля ЗИЛ-1 ЗЗГ2. Барабанный, колодочный, с механическим (ручным) приводом. Установлен на ведомом валу коробки передач (см. рис. 11.31).