Приборы управления пневматическим тормозным приводом прицепа
На автомобилях ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ, помимо приборов, предназначенных для приведения в действие тормозов автомобиля-тягача, установлены приборы, предназначенные для питания сжатым воздухом и приведения в действие пневматического тормозного привода прицепа.
Каждый автомобиль-тягач имеет 2 группы таких приборов. Одна группа предназначена для управления тормозами прицепа с однопроводным тормозным приводом, а другая группа—для управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.
Рис. 11.24. Датчик сигнала падения давления:
1 - корпус; 2 - диафрагма; 3 - неподвижный контакт; 4 - толкатель; 5 - подвижный контакт; 6 - пружины; 7 - зажим; 8 - изолятор.
Рис. 11.25. Датчик сигнала торможения.
При однопроводном приводе наполнение сжатым воздухом воздушных баллонов прицепа, а также подача команд на включение и выключение его тормозов производятся по одной соединительной магистрали, связывающей звенья автопоезда. В расторможенном состоянии по этой магистрали сжатый воздух от тягача подается в воздушные баллоны прицепа. При торможении тягача сжатый воздух из соединительной магистрали выпускается в атмосферу и давление в ней падает. При этом срабатывает установленный на прицепе воздухораспределитель, который соединяет воздушные баллоны прицепа с его тормозными камерами, вследствие чего происходит торможение прицепа.
При двухпроводном приводе подача сжатого воздуха в воздушные баллоны прицепа производится постоянно по одной соединительной магистрали, называемой питающей. При торможении тягача на прицеп подается сжатый воздух по второй соединительной магистрали, называемой управляющей. Повышение давления в управляющей магистрали вызывает срабатывание воздухораспределителя на прицепе и в тормозные камеры прицепа подается сжатый воздух из его воздушных баллонов.
Тормозной привод с приборами, обеспечивающими работу прицепного состава как с одно-, так и с двухпроводным тормозным приводом, называется комбинированным.
Одинарный защитный клапан. Предназначен для предохранения пневматического тормозного привода автомобиля-тягача от потери сжатого воздуха в случае повреждения в пневматическом приводе прицепа или в соединительных магистралях, связывающих автомобиль с прицепом. Одинарный защитный клапан препятствует также выходу сжатого воздуха из магистрали прицепа при нарушении герметичности тормозного привода автомобиля-тягача, предотвращая тем самым автоматическое торможение прицепа.
Рис. 11.26. Одинарный защитный клапан.
Сжатый воздух через вывод 1 (рис. 11.26) поступает под диафрагму 2.
Пружина 5 через поршень 4 прижимает диафрагму к седлу в корпусе, перекрывая доступ воздуха в выходной канал При достижении давления 5,50—5,55 кгс/см2 сжатый воздух, преодолевая усилие пружины 5, приподнимает диафрагму 3 и проходит в выходной канал 2, а затем, открыв обратный клапан 1, поступает к выводу II. Регулируется давление открытия клапана винтом 6.
При снижении давления в выводе I ниже 5,45 кгс/см2 диафрагма 3 опускается под действием пружины на седло и разобщает выводы 1 и II. Обратный клапан 1 закрывается при любом снижении давления на выводе/и предотвращает обратное движение сжатого воздуха от вывода II к выводу 1.
Клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом. Предназначен для приведения в действие привода тормозов прицепа при включении любого из контуров рабочей тормозной системы тягача, а также при включении пружинных энергоаккумуляторов привода запасной и стояночной тормозных систем тягача.
В расторможенном состоянии к выводам II и V клапана (рис. 11.27) постоянно подается сжатый воздух, который, воздействуя на диафрагму 11 сверху и на нижний поршень 10 снизу, удерживает шток 12 в нижнем положении. При этом вывод IV соединяет магистраль управления тормозами прицепа с атмосферным выводом VI через открытое выпускное седло 9 клапана 2, центральные отверстия клапана и штока 12.
При подаче сжатого воздуха к вы. воду III (от верхней секции тормозного крана) верхние поршни 4 и 7 перемещаются вниз. Следящий поршень 7 сначала садится седлом 9 на клапан, перекрывая атмосферный вывод VI, а затем открывает впускное седло 3 в нижнем поршне 10. Сжатый воздух от вывода V, связанного с воздушным баллоном, поступает к выводу IV и далее в магистраль управления тормозами прицепа. Подача сжатого воздуха к выводу IV продолжается до тех пор, пока его воздействие снизу на поршни 4 и 7 не уравновесится суммарным усилием пружины 6 и давления сжатого воздуха, подведенного к выводу III.
После этого клапан 2 под действием своей пружины 1 перекрывает доступ сжатого воздуха из вывода V к выводу IV. Таким образом осуществляется следящее действие. При уменьшении давления сжатого воздуха на выводе III от тормозного крана, т. е. при растормаживании, ступенчатый поршень 4 под действием пружины 8 и давления сжатого воздуха снизу (в выводе IV) перемещается вверх вместе со следящим поршнем 7. Седло 9 отрывается от клапана 2 и сообщает вывод IV с атмосферным выводом VI через отверстия клапана 2 и штока 12.
При подводе сжатого воздуха к выводу I (от нижней секции тормозного крана) он поступает под диафрагму и перемещает вверх шток 12 вместе с нижним поршнем 10 и клапаном 2. Последний доходит до выпускного седла 9 в следящем поршне 7, перекрывает атмосферный вывод, а при дальнейшем движении поршня 10 открывается впускное седло 3. Воздух поступает из вывода V, соединенного с воздушным баллоном, к выводу IV и далее в магистраль управления тормозами прицепа до тех пор, пока его воздействие на нижний поршень 10 сверху не уравняется с давлением на диафрагму 11 снизу. После этого клапан 2 перекрывает доступ сжатого воздуха из вывода V к выводу IV. Таким образом осуществляется следящее действие при таком варианте работы прибора. При падении давления сжатого воздуха на выводе I и под диафрагмой нижний поршень 10 вместе со штоком 12 перемещается вниз. При этом открывается выпускное седло 9 в следящем поршне 7 и сообщает вывод IV с атмосферным выводом VI через отверстия в клапане 2 и штоке 12.
Рис. 11.27. Клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.
При одновременном подводе воздуха к выводам I и III происходит одновременное перемещение ступенчатого и следящего поршней вниз, а штока с нижним поршнем 10 — вверх. Заполнение магистрали управления тормозами прицепа через вывод IV и выпуск из нее сжатого воздуха происходит так же, как описано выше.
При выпуске сжатого воздуха из вывода II (при торможении запасной или стояночной тормозными системами тягача) давление над диафрагмой 11 падает. Под действием сжатого воздуха снизу нижний поршень 10 вместе со штоком перемещается вверх. Заполнение магистрали управления тормозами прицепа через вывод IV и растормаживание происходит так же, как и при подводе сжатого воздуха к выводу I. Следящее действие в этом случае достигается уравновешиванием давления сжатого воздуха снизу на нижний поршень 10 и суммы давлений сверху на нижний поршень и диафрагму 11.
При подводе сжатого воздуха к выводу III (или при одновременном подводе воздуха к выводам III и I) давление в выводе IV, соединенном с магистралью управления тормозами прицепа, превышает давление, подведенное к выводу III. Этим обеспечивается опережающее действие тормозов прицепа. Максимальное превышение давления на выводе IV составляет 1,0 кгс/см2, минимальное— около 0,2 кгс/см2. Регулируется указанное превышение винтом 5: при завертывании винта оно увеличивается, при вывертывании — уменьшается.
Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом. Предназначен для приведения в действие однопроводного привода тормозов прицепа при работе тормозных систем тягача, а также для ограничения давления сжатого воздуха в пневматическом приводе прицепа с целью предотвращения самопритор- маживания последнего при колебаниях давления в пневматическом приводе автомобиля-тягача.
Рис. 11.28. Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом.
Сжатый воздух от воздушного баллона автомобиля-тягача подводится к выводу IV (рис. 11.28) и по вертикальному каналу проходит в полость над ступенчатым поршнем 3, который ступенью меньшего диаметра установлен в неподвижной обойме 2. В расторможенном состоянии уравновешивающая пружина 5 удерживает диафрагму 6 вместе со штоком 7 в нижнем положении. При этом выпускной клапан 8 закрыт, а впускной клапан 9 открыт; сжатый воздух проходит из вывода IV к выводу / и далее в соединительную магистраль прицепа. При достижении на выводе I давления 4,8—5,3 кгс/см2, устанавливаемого с помощью регулировочного винта 11, поршень 12 преодолевает усилие пружины 10 и опускается, вследствие чего впускной клапан 9 садится на седло в поршне 12. Таким образом, в расторможенном положении в магистрали прицепа автоматически поддерживается определенное давление, меньшее, чем давление в пневматическом приводе тягача.
При торможении тягача сжатый воздух подается к выводу III и заполняет рабочую камеру 4. Преодолевая усилие пружины 5, диафрагма поднимается вверх вместе со штоком 7. При этом сначала закрывается впускной клапан 9, а затем открывается выпускной клапан 8, и воздух из магистрали управления тормозами прицепа через вывод I, полый шток 7 и вывод II в крышке выходит в атмосферу. Воздух из вывода I выходит до тех пор, пока давление в камере 4 под диафрагмой и в следящей камере 1 под ступенчатым поршнем 3 не уравновесится с давлением в полости над ступенчатым поршнем. При дальнейшем снижении давления на выводе I поршень 3 опускается и перемещает вниз шток 7, который закрывает клапан 8, вследствие чего выпуск воздуха из вывода II прекращается. Таким образом осуществляется следящее действие, т. е. торможение прицепа происходит с эффективностью, пропорциональной величине подведенного к выводу III давления сжатого воздуха.
Дальнейшее повышение давления на выводе III приводит к полному выпуску сжатого воздуха из вывода / и тем самым к максимально эффективному торможению прицепа.
При растормаживании тягача, т. е. при падении давления на выводе III и в камере 4 под диафрагмой, последняя под действием пружины 5 возвращается в исходное нижнее положение. Вместе с диафрагмой опускается шток 7. При этом закрывается выпускной клапан 8 и открывается впускной клапан 9. Сжатый воздух из вывода IV поступает в вывод I и далее в соединительную магистраль прицепа, вследствие чего последний растормаживается.
Соединительная головка типа А. Предназначена для соединения однопроводного пневматического привода тормозов прицепа или полуприцепа, а также для автоматического закрытия соединительной магистрали тягача при самопроизвольном разъединении головок (например, при отрыве прицепа). Такая же головка устанавливается на автомобили семейства ЗИЛ-130 (рис. 11.29).
Для сопряжения с головкой типа А на прицепе имеется в аналогичном корпусе головка типа Б, снабженная штифтом для утапливания клапана 3 головки А при соединении головок.
Соединительная головка типа «Палм». Предназначена для соединения магистралей двухпроводного пневматического привода прицепа и тягача. Она называется автоматической, так как в отсоединенном положении магистрали тягача перекрыты, вследствие чего не требуется установка разобщительного крана.
При соединении головок следует отвести в сторону крышку 2 на обеих головках (тягача и прицепа). Головка прицепа своим уплотнителем присоединяется к поршню 5 головки тягача (рис. 11.30) и обе головки поворачиваются в разные стороны до тех пор, пока выступ корпуса 6 одной головки не войдет в соответствующий паз фиксатора 1 другой, благодаря чему предотвращается самопроизвольное разъединение головок. При этом поршень 5, преодолевая усилие пружины 7, перемещается вниз и его манжета 4 отрывается от седла в уплотнителе 3, вследствие чего открывается проход сжатому воздуху через соединительные головки. Герметизация стыка двух головок обеспечивается сжатием уплотнителей 3.
Рис. 11.29. Соединительная головка типа А:
1 - корпус; 2 - пружинка; 3 - обратный клапан; 4 - седло клапана; 5 - крышка; 6 - кольцевая гайка.
Рис. 11.30. Автоматическая соединительная головка типа "Палм".
При разъединении головки поворачиваются в обратном направлении. Под действием пружины 7 поршень 5 перемещается вверх и его манжета 4, смыкаясь с уплотнителем 3, автоматически закрывает выход сжатого воздуха из магистрали. После разъединения защитную крышку 2 следует закрыть.
На автомобилях ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ используется только вывод I, а вывод II головок типа «Палм» закрыт пробками и не используется.