Использование тормозных систем дизельных автомобилей ЗИЛ-133
Подготовка к началу движения. Стоящий автомобиль заторможен колесными тормозами задней тележки с помощью пружинных энергоаккумуляторов 31, 38, 51 и 56 (см. рис. 11.4 на форзаце). Присоединенный к автомобилю прицеп заторможен своим стояночным тормозом. При включении выключателя приборов автомобиля в положение I загораются сигнальные лампы «1» — «4» и контрольная «Р» на панели приборов и начинает звучать зуммер. После запуска двигателя сжатый воздух из компрессора 1 начинает поступать в воздушные баллоны тормозного привода. Первоначально наполняются конденсационный баллон 25 и баллоны, присоединенные к двойному защитному клапану 10: баллон 47 привода вспомогательной тормозной системы и потребителей, а также баллоны 30 и 41 привода запасной (стояночной) тормозной системы. После наполнения этих баллонов гаснут сигнальные лампы «3» и «4». Это указывает на то, что имеется возможность растормозить пружинные энергоаккумуляторы и начать движение. Однако делать так можно только в случае крайней необходимости; при нормальной эксплуатации движение следует начинать после заполнения воздухом всех воздушных баллонов. Сжатый воздух от баллона 30 проходит к ручному крану 23 и ускорительному клапану 44, а также к одинарному защитному клапану 35. От последнего воздух поступает в привод тормозов прицепа — к соединительной головке питающей магистрали двухпроводного привода, к клапанам управления тормозами прицепа с двухпроводным 49 и однопроводным 52 приводами. Поскольку рукоятка ручного крана находится в крайнем нижнем фиксированном положении, сжатый воздух в пружинные энергоаккумуляторы и в магистраль от крана 23 к клапану 49 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом не поступает. Вследствие этого клапан 49 находится во включенном состоянии и сжатый воздух через него проходит к соединительной головке управляющей магистрали двухпроводного привода и к клапану 52 управления тормозами прицепа с однопроводным приводом. Этот клапан также находится во включенном состоянии, вследствие чего в соединительной головке магистрали однопроводного привода сжатый воздух отсутствует. Контакты датчика 53 замкнуты, на автомобиле и прицепе включены сигналы торможения.
При дальнейшей работе компрессора через тройной защитный клапан 16 заполняются баллоны 22, 24 и 29 контуров рабочей тормозной системы, причем одновременно гаснут сигнальные лампы «1» и «2» , перестает звучать зуммер. Затем сжатый воздух проходит через клапан 16 к крану 2.
Таким образом, после повышения давления в баллонах выше 5,5 кгс/см2 открыты все защитные клапаны (10, 16 и 35), сжатый воздух от компрессора продолжает поступать во все баллоны и присоединенные к ним приборы пневмопривода одновременно. По достижении заданного давления включается регулятор давления 9 (слышен характерный звук выброса сжатого воздуха). Пневматический привод тормозов автомобиля полностью готов к работе.
При наличии прицепа с двухпроводным приводом сжатый воздух от автомобиля-тягача поступает по питающей магистрали к воздухораспределителю прицепа и заполняет его воздушные баллоны. Вследствие одновременного подвода сжатого воздуха по управляющей магистрали воздухораспределитель находится во включенном состоянии и тормозные камеры прицепа заполнены сжатым воздухом из его воздушных баллонов. Таким образом, прицеп с двухпроводным пневматическим приводом будет заторможен не только стояночной, но и рабочей тормозными системами.
Если в воздушных баллонах прицепа с однопроводным приводом имеется запас сжатого воздуха, то вследствие отсутствия сжатого воздуха в соединительной магистрали между автомобилем-тягачом и прицепом последний также будет заторможен рабочей тормозной системой. Если же воздуха в баллонах прицепа нет, то однопровод- ный привод прицепа не работает и прицеп заторможен только стояночным тормозом.
Для трогания автомобиля с места необходимо сначала растормозить стояночный тормоз прицепа, а затем вывести рукоятку ручного крана 23 из фиксатора, после чего она автоматически переместится в крайнее переднее положение. Сжатый воздух от крана 23 через ускорительный 44 и двухмагистральные 34 и 42 клапаны поступает к пружинным энергоаккумуляторам тормозных камер задней тележки и растормаживает их. Одновременно воздух от клапана 44 проходит к клапану 49, вследствие чего привод прицепа получает команду на растормаживание. Из управляющей магистрали двухпроводного привода сжатый воздух выходит в атмосферу через клапан 49. Вследствие этого срабатывает воздухораспределитель на прицепе и сжатый воздух из тормозных камер прицепа выходит в атмосферу. Так растормаживается прицеп с двухпроводным приводом тормозов.
Вследствие выпуска воздуха в атмосферу из трубопровода между клапанами 49 и 52 последний переходит в выключенное положение и подает воздух в магистраль однопроводного привода с соединительной головкой типа А. Если прицеп был заторможен, подача сжатого воздуха в эту магистраль вызывает срабатывание воздухораспределителя прицепа и его тормоза растормаживаются. Если сжатого воздуха в прицепе не было и он был расторможен, то воздух через воздухораспределитель прицепа просто наполняет воздушные баллоны последнего.
При подаче сжатого воздуха от крана 23 гаснет контрольная лампа «Р», а также сигналы торможения на автомобиле и прицепе.
Таким образом, тормоза автопоезда готовы к началу движения.
Расторможенное состояние автомобиля. При движении автомобиля или автопоезда сжатый воздух от компрессора 1 (см. рис. 11.4) через регулятор давления 9 и предохранитель против замерзания 17 постоянно заполняет все воздушные баллоны и трубопроводы от баллонов к тормозному крану 15, к ускорительному клапану 44, к ручному крану 23, к пневматическим кранам 2 и 5. Через открытый ручной кран 23, включенный ускорительный клапан 44 и двухмагистральные клапаны 34 и 42 сжатый воздух заполняет пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер и поддерживает их в положении растормаживания. Через открытый одинарный защитный клапан 35 сжатый воздух проходит к соединительной головке питающей магистрали двухпроводного привода, к клапанам управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом 49 и однопроводным приводом 52. Через последний воздух проходит к соединительной головке однопроводного привода.
Передние и задние тормозные камеры автомобиля соединены с атмосферой через атмосферные выводы соответственно клапана 14 ограничения давления и регулятора 54 тормозных сил. Трубопроводы между тормозным краном 15 ц клапанами 14 и 49, регулятором тормозных сил 54 соединены с атмосферой через атмосферный вывод крана 15. Таким образом, тормозной привод автомобиля находится в состоянии, при котором автомобиль расторможен. Все сигнальные лампы выключены.
Клапан 49 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом выключен, и управляющая магистраль двухпроводного привода с соединительной головкой сообщена с атмосферой через атмосферный вывод клапана 49. У прицепа с двухпроводным приводом постоянное поступления сжатого воздуха по питающей магистрали через соединительную головку и отсутствие воздуха в управляющей магистрали обеспечивает поддержание прицепа в расторможенном состоянии. Вследствие подвода сжатого воздуха (по соединительной магистрали с головкой 58) в расторможенном состоянии находится и прицеп с однопроводным приводом.
Торможение рабочей тормозной системой. При необходимости снизить скорость движения или остановить автомобиль (автопоезд) водитель нажимает на педаль тормоза. Усилие от педали по системе рычагов и тяг передается на рычаг тормозного крана 15 (см. рис. 11.4). Тормозной кран открывается, и сжатый воздух поступает в тормозные камеры: из баллона 24 (1 контура рабочей тормозной системы) через клапан 14 ограничения давления — в тормозные камеры передней оси, из баллонов 22 и 29 (II контура привода рабочей тормозной системы) через автоматический регулятор тормозных сил 54 — в тормозные камеры задней тележки автомобиля. Усилие, создающееся на штоках тормозных камер, передается на разжимные кулаки, и колодки колесных тормозов прижимаются к их барабанам. Автомобиль тормозится с такой интенсивностью, с какой водитель нажимает на педаль. При этом давление сжатого воздуха в тормозных камерах задней тележки зависит не только от нажатия на педаль, но и от нагрузки автомобиля.
В начале торможения давление в передних тормозных камерах примерно в 2 раза меньше, чем давление в задних камерах. Это обеспечивается работой клапана ограничения давления 14 и позволяет сохранить управляемость автомобиля при торможении на дорогах с низким коэффициентом сцепления.
При дальнейшем нажатии на тормозную педаль давление в передних тормозных камерах уравнивается с давлением в задних (при верхнем положении рычага регулятора тормозных сил) и передние тормозные механизмы работают с полной эффективностью.
При включении в работу тормозного привода автомобиля срабатывает и привод тормозов прицепа. Сжатый воздух от обеих секций тормозного крана 15 подводится к клапану 49 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, и последний срабатывает. Сжатый воздух через открытый клапан 49 поступает к соединительной головке управляющей магистрали двухпроводного привода и и к клапану 52 управления тормозами прицепа с однопроводным приводом. При этом замыкаются контакты пнев- моэлектрического выключателя 53 и загораются лампы сигнала торможения на тягаче и прицепе. Срабатывает и клапан 52 управления тормозами прицепа с однопроводным приводом. Он выпускает в атмосферу сжатый воздух из магистрали к соединительной головке однопроводного привода. Если прицеп работает по двухпроводному приводу, то вследствие повышения давления в тормозной магистрали включается в действие воздухораспределитель прицепа и сжатый воздух из баллонов прицепа поступает в его камеры. Аналогично срабатывает воздухораспределитель прицепа с однопроводным приводом при уменьшении давления воздуха в магистрали с головкой типа А. При этом интенсивность срабатывания клапанов 49 и 52 соответствует интенсивности нажатия на тормозную педаль, вследствие чего эффективность торможения прицепа соответствует эффективности торможения автомобиля. Следует отметить, что характеристики клапанов 49 и 52 обеспечивают некоторое опережение торможения прицепа при плавных притормаживаниях.
При отпускании тормозной педали рычаг тормозного крана 15 возвращается в исходное положение. Сжатый воздух из магистралей от тормозного крана 15 к клапанам 14 и 49, а также к регулятору 54 тормозных сил выходит в атмосферу через открыта атмосферный вывод тормозного крана 15. Через открытые атмосферные выводы клапана 14 и регулятора 54 выходит в атмосферу воздух из передних и задних тормозных камер соответственно. Автомобиль растормаживается. Вследствие срабатывания клапана 49 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом выпускается в атмосферу сжатый воздух из соединительной головки управляющей магистрали двухпроводного привода и из трубопровода к клапану 52 управления тормозами прицепа с однопроводным приводом. При этом последний также срабатывает и сжатый воздух поступает в соединительную головку однопроводного привода. Прицеп растормаживается, как было описано выше. При выпуске сжатого воздуха из магистрали от клапана 49 к соединительной головке размыкаются контакты выключателя 53, вследствие чего гаснут лампы сигнала торможения на тягаче и прицепе.
Торможение запасной тормозной системой. При торможении движущегося автопоезда запасной тормозной системой водитель перемещает назад рукоятку ручного крана 23 (см. рис. 11.4), вследствие чего открывается атмосферный вывод последнего и падает давление в трубопроводах к ускорительному клапану 44 и клапану 49 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом. Ускорительный клапан срабатывает, и сжатый воздух из пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер через двухмагистральные клапаны 34 и 42 выходит в атмосферу через атмосферный вывод ускорительного клапана.
Силовые пружины энергоаккумуляторов воздействуют на штоки тормозных камер, и автомобиль затормаживается колесными тормозами задней тележки. При этом эффективность торможения автомобиля соответствует углу поворота рукоятки ручного крана. Следует отметить, что при выпуске сжатого воздуха из магистрали между клапанами 34 и 42 размыкаются контакты пневмоэлектрического выключателя 33 и загорается контрольная лампа «Р» («стояночный тормоз включен») на панели приборов автомобиля.
Клапан 49 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом при выпуске воздуха из магистрали, соединяющей его с ручным краном 23, работает так же, как и при подаче к нему сжатого воздуха от тормозного крана 15. Поэтому при торможении автомобиля запасной тормозной системой (пружинными энергоаккумуляторами тормозных камер задней тележки) работает как однопроводный, так и двухпроводный привод тормозов прицепа, а также загораются лампы сигнала торможения. При этом эффективность торможения прицепа соответствует эффективности торможения автомобиля-тягача. Следует отметить также, что вследствие различия характеристик клапанов 49 и 52 и пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер сначала срабатывает привод тормозов прицепа, а уж потом тормозится автомобиль. Это дает возможность автономного притормаживания прицепа, что целесообразно использовать на скользких дорогах для обеспечения устойчивости автопоезда.
Для выключения запасной тормозной системы достаточно отпустить рукоятку ручного тормоза крана 23 и она из любого промежуточного положения автоматически возвращается в исходное. При этом повышается давление в магистралях от крана 23 к клапанам 44 и 49. Срабатывает ускорительный клапан 44, и сжатый воздух из баллона 30 через открытый ускорительный клапан 44, двухмагистральные клапаны 34 и 42 поступает в пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер. Силовые пружины энергоаккумуляторов сжимаются, и автомобиль полностью растормаживается. При этом лампа «Р» на панели приборов гаснет. Растормаживается и прицеп, как было описано выше, гаснут лампы сигнала торможения на тягаче и прицепе.
Торможение стояночной тормозной системой. Стояночная тормозная система работает так же, как и запасная, только рукоятка ручного крана 23 (см. рис. 11.4) перемещается назад до отказа и фиксируется в таком положении. Вследствие этого сжатый воздух из пружинных энергоаккумуляторов выходит полностью и они затормаживают автомобиль с максимально возможной эффективностью. При этом затормаживается и прицеп (рабочей тормозной системой).
На длительной стоянке водитель должен привести в действие и стояночную тормозную систему прицепа.
Если необходимо расцепить тягач с прицепом, следует рассоединить соединительные головки привода тормозов прицепа. При этом воздух из тормозного привода автомобиля не выходит, так как все 3 головки 58 имеют встроенные клапаны, которые при рассоединении автоматически закрываются. Кроме того, в этом положении сжатый воздух к соединительной головке типа А не подводится.
Растормаживание автопоезда после стоянки описано выше.
Торможение вспомогательной тормозной системой. При торможении вспомогательной тормозной системой водитель нажимает кнопку пневматического крана 5 (см. рис. П.4) и удерживает ее в нажатом положении. Сжатый воздух из воздушного баллона 47 поступает в пневматические цилиндры 11 и 12. Цилиндр 11 перемещает рычаг топливного насоса двигателя, и подача топлива прекращается. Цилиндр 12 перемещает рычаг заслонки вспомогательного тормоза, заслонка поворачивается и перекрывает приемные трубы глушителя. Так как автопоезд по инерции продолжает двигаться, то коленчатый вал двигателя продолжает вращаться, преодолевая сопротивление отработавших газов в цилиндрах и поглощая при этом энергию движущегося автомобиля.
При подаче воздуха в цилиндры 11 и 12 замыкаются контакты пневмоэлектрического выключателя 6 и загораются лампы сигнала торможения на тягаче и прицепе. Одновременно замыкаются контакты установленного на прицепе электропневматичес- кого клапана и сжатый воздух под давлением 0,6—0,8 кгс/см2 поступает из воздушных баллонов прицепа к его 220 тормозным камерам. Прицеп притормаживает одновременно с тягачом, вследствие чего предотвращается складывание автопоезда.
Следует отметить, что эффективность вспомогательного тормоза пропорциональна передаточному числу в коробке передач и частоте вращения двигателя. Пользоваться этим тормозом следует рационально, не допуская превышения максимальной частоты вращения двигателя и чередуя торможение вспомогательным тормозом с торможением рабочей тормозной системой во избежание перегрева тормозных механизмов прицепа.
При отпускании кнопки крана 5 сжатый воздух из цилиндров 11 и 12 выходит в атмосферу через атмосферный вывод крана 5. Штоки цилиндров 11 и 12 возвращаются в исходное положение, и двигатель переводится на тяговой режим работы. Контакты выключателя 6 размыкаются, гаснут лампы сигнала торможения. Выключается также электропневматический клапан на прицепе и последний растормаживается.
Одновременное торможение рабочей и запасной тормозными системами. При одновременном торможении рабочей и запасной (стояночной) тормозными системами усилие на штоке тормозных камер задних колес будет складываться с усилием пружинных энергоаккумуляторов 31, 38, 51 и 56 (см. рис. П.4). Так как чрезмерное увеличение усилия может привести к деформации и поломке деталей колесного тормоза, в пневматическом приводе предусмотрено устройство, устраняющее указанное явление.
Если при нажатой тормозной педали водитель передвинет в заднее положение рукоятку крана 23, то срабатывает ускорительный клапан 44. Сжатый воздух из магистрали между двухмагистральными клапанами 34 и 42 выходит в атмосферу через атмосферный вывод клапана 44. Однако из пружинных энергбаккумуля- торов тормозных камер сжатый воздух не будет выходить, так как при этом двухмагистральный клапан 42 переключается и соединяет энерго- аккумуляторы с магистралью от тормозного крана 15. к регулятору 54 тормозных сил, по которой подводится в этот момент сжатый воздух к тормозным камерам задней тележки. Вследствие этого пружинные энергоаккумуляторы удерживаются в состоянии растормаживания. При отпускании педали тормоза и расторма- живании автомобиля рабочей тормозной системой сжатый воздух из пружинных знергоаккумуляторов тормозных камер выходит в атмосферу через атмосферный вывод регулятора тормозных сил и автопоезд затормаживается теперь уже запасной (стояночной) тормозной системой, если рукоятка ручного крана 23 удерживается в заднем положении. Если же рукоятка этого крана была отпущена до отпускания педали тормоза, то при выпуске сжатого воздуха через атмосферный вывод регулятора тормозных сил вновь переключается двухмагистральный клапан 42 и к пружинным знергоаккумуляторам подводится сжатый воздух от ускорительного клапана 44. Вследствие этого автопоезд полностью растормаживается.
Если при торможении автопоезда запасной (стояночной) тормозной системой водитель нажмет на педаль тормоза, то сжатый воздух, идущий от тормозного крана 15 к тормозным камерам задней тележки, переключит двухмагистральный клапан 42 и поступит к пружинным энергоаккумуляторам. Вследствие этого последние будут расторможены, а автопоезд будет тормозиться уже рабочей тормозной системой. При отпускании педали тормоза пружинные энергоаккумуляторы снова включаются в работу и автопоезд затормаживается запасной (стояночной) тормозной системой.
Торможение автомобиля (автопоезда) при повреждении I и II контуров тормозного привода. При повреждении приборов или трубопроводов I контура сжатый воздух из воздушного баллона 24 (см. рис. 11.4) выходит в атмосферу. При этом тройной защитный клапан 16 отсекает поврежденный контур, замыкаются контакты пневмоэлектрического выключателя 7 и загорается сигнальная лампа «1» на панели приборов. Во всей остальной части пневматического тормозного привода сохраняется полное давление и она работает так же, как было указано. При нажатии на тормозную педаль сжатый воздух из баллонов 22 и 29 (II контура) через тормозной кран 15 и регулятор тормозных сил 54 подается в тормозные камеры задних колес, а также к клапану 49 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом. Автопоезд затормаживается тормозами задней тележки автомобиля и прицепа. После нескольких торможений давление в воздушных баллонах исправной части привода понизится и в дальнейшем будет поддерживаться на уровне давления открытия тройного защитного клапана — 5,2 кгс/см2.
Повреждение приборов или магистралей II контура приводит к аналогичным последствиям, при торможении работают только тормоза переднего моста автомобиля и прицепа,а также загорается сигнальная лампа «2» на панели приборов.
При движении автопоезда с поврежденной какой-либо частью пневматического тормозного привода следует помнить о том, что эффективность торможения снижена.
Торможение автомобиля (автопоезда) при повреждении III контура тормозного привода. При повреждении приборов или магистралей запасной (стояночной) тормозной системы от двойного защитного клапана 10 (см. рис. 11.4) до одинарного защитного клапана 35 снижается давление в пружинных энергоаккумуляторах и трубопроводах к клапану 49 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом. Пружинные энергоаккумуляторы автоматически затормаживают заднюю тележку автомобиля. Происходит и автоматическое торможение прицепа как с одно
проводным, так и с двухпроводным приводом. Одновременно замыкаются контакты пневмоэлектрических выключателей 26 и 33 вследствие чего загораются сигнальные лампы на панели приборов автомобиля.
Если повреждена часть контура от двойного защитного клапана 10 до двухмагистрального клапана 34 (в том числе ускорительный клапан 44 или ручной кран 23), то автомобиль можно растормозить системой аварийного растормаживания. Для этого следует нажать на кнопку 2 пневматического крана и открыть проход сжатому воздуху из воздушных баллонов 22, 24 и 29 через тройной защитный клапан 16 к двухмагистральному клапану 34. Клапан 34 переключается, отъединяя поврежденную часть привода запасной тормозной системы, и пропускает сжатый воздух к пружинным энергоаккумуляторам, вследствие чего задние колеса растормаживаются. При этом погаснет и лампа «Р» на панели приборов. Для растормаживания прицепа следует использовать расположенный на нем кран растормаживания или выпустить сжатый воздух из его воздушных баллонов с помощью кранов слива конденсата. После этого можно продолжать движение и тормозить рабочей тормозной системой. Однако следует помнить следующее:
при неработающем компрессоре запаса сжатого воздуха в баллонах 22, 24 и 29 хватает только на 5 полных аварийных растормаживаний пружинных энергоаккумуляторов;
при движении автопоезда кнопку пневматического крана 2 необходимо постоянно удерживать в нажатом положении; в противном случае автомобиль снова затормозится;
тормоза прицепа при последующих торможениях рабочей тормозной системой не работают, поэтому эффективность торможения автопоезда уменьшается и возникает опасность складывания при резких торможениях на скользких дорогах.
Если повреждена часть контура от двухмагистрального клапана 34 до 222 пружинных энергоаккумуляторов, то система аварийного пневматического растормаживания не может растормозить автомобиль. В этом случае следует вывернуть винты механического растормаживания, имеющиеся на каждом энергоаккумуляторе. Прицеп растормаживается так же, как и в первом случае. При последующем движении автопоезда для его торможения следует применять рабочую тормозную систему, а на стоянке винты механического растормаживания завернуть снова, включив, тем самым, энергоаккумуляторы.
При повреждении приборов и магистралей управления привода тормозов прицепа на тягаче, соединительных магистралей от тягача к прицепу или тормозного привода прицепа последний автоматически затормаживается. Одинарный защитный клапан 35 закрывается, предотвращая автоматическое срабатывание пружинных энергоаккумуляторов. При этом давление в приводе запасной тормозной системы, а при последующих торможениях и в остальной части привода снижается до давления открытия клапана 35, т. е. до 5,5 кгс/см2, и затем постоянно поддерживается на этом уровне компрессором. Следует растормозить прицеп указанными выше способами, после чего можно продолжать движение с торможением только автомобиля всеми тормозными системами. Однако при этих торможениях не будут загораться лампы сигнала торможения, так как сжатый воздух к пневматическому выключателю 53 не будет подаваться.
Таким образом, при любых повреждениях в пневматическом тормозном приводе обеспечивается необходимое торможение автомобиля и автопоезда. Однако в связи со снижением эффективности торможения и возможностью потери устойчивости автопоезда при торможении на скользких дорогах движение с поврежденной тормозной системой должно быть ограничено. При малейшей возможности повреждение тормозного привода должно быть устранено.