Техническое обслуживание и регулировка тормозных механизмов

От состояния тормозных систем ав­томобиля, включающих в себя боль­шое число механизмов и приборов, за­висят его тормозные свойства. Часто состояние тормозных систем опреде­ляет возможность движения автомо­биля и автопоезда. В связи с этим для обеспечения безопасности движения, увеличения межремонтных пробегов и устранения причин поломок узлов и деталей автомобиля необходимо сис­тематически соблюдать правила тех­нического обслуживания тормозных систем. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ движение автомобиля до выключения сигналь­ных ламп аварийного падения давле­ния, т. е. до полного заполнения всех контуров тормозного привода сжатым воздухом. ЗАПРЕЩАЕТСЯ выключать двигатель на спусках во избежание падения давления сжатого воздуха в приводе.

Повышение давления в приводе свы­ше 7,7 кгс/см2 указывает на неисправ­ность регулятора давления (ЗИЛ- 133ГЯ, -133ВЯ) или разгрузочного устройства компрессора (ЗИЛ-133Г2).

Во время движения давление в при­воде должно быть 5,5—7,7 кгс/см2. При резком полном нажатии на педаль тормоза давление должно кратковре­менно понижаться не более чем на на 0,7 кгс/см2.

Обслуживание механизмов рабочей тормозной системы. Заключается в регулировке зазоров между колодками и тормозным барабаном, в осмотре и очистке механизмов и проверке их крепления. При осмотре необходимо проверить: надежность крепления тормозных щитов к поворотному кулаку передне­го моста и суппортов к фланцам мостов задней тележки;

затяжку гаек осей колодок и бол­тов крепления кронштейнов разжим­ных кулаков к суппорту тормоза;

состояние фрикционных накладок. 8 *

Если расстояние от поверхности на­кладок до головок заклепок меньше 0,5 мм, то тормозные накладки надо заменить. Необходимо предохранять накладки от попадания на них масла, так как фрикционные свойства про­масленных накладок нельзя полно­стью восстановить путем очистки и промывки.

Если одну из накладок левого или правого тормоза необходимо заменить, то следует заменить все на­кладки у обоих тормозных механизмов одного моста, так как в противном случае возможна разница тормозных сил на колесах одного моста, что в свою очередь может привести к зано­су при торможении. После установки новых фрикционных накладок колод­ку необходимо обработать. После ре­монтной расточки барабана радиус ко­лодки должен быть равен радиусу рас­точенного барабана. Барабаны допу­скается растачивать до диаметра 426 мм.

При отсутствии на рабочей по­верхности барабана трещин, глубоких рисок, сколов, выкрашиваний его рас­точку при замене накладок можно не производить;

вращение вала разжимного кулака. Вал должен вращаться в кронштейне свободно, без заеданий. В противном случае нужно очистить опорные по­верхности вала и кронштейна, после чего смазать их тонким слоем какой- либо консистентной смазки;

работу регулировочного рычага. Ось червяка регулировочного рыча­га должна поворачиваться свободно, без заеданий. В противном случае нужно вывернуть пробку из корпуса рычага, тщательно промыть внутрен­нюю полость, дать просохнуть и за­полнить корпус регулировочного ры­чага графитной смазкой.

Регулировка тормозного механизма может быть полной или частичной. Перед регулировкой необходимо про­верить правильность регулировки под­шипников ступиц колес. Тормозные механизмы должны быть холодными. Стояночный тормоз следует растормо­зить.

Полная регулировка тормозного ме­ханизма производится только после разборки и ремонта тормозов, а так­же в случае нарушения концентрич­ности рабочих поверхностей фрикци­онных накладок и тормозного бараба­на. Последовательность проведения полной регулировки следующая: ослабить гайки крепления осей ко­лодок и сблизить эксцентрики, по­вернув оси друг к другу метками, ко­торые поставлены на наружных вы­ступающих над гайками торцах осей. Отпустить болты крепления кронштей­на разжимного кулака к суппорту. На среднем и промежуточном мостах снять грязезащитные щитки;

подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 1,0—1,5 кгс/см2 (нажать на педаль тормо­за, при наличии воздуха в системе, или воспользоваться сжатым возду­хом из гаражной установки). В слу­чае отсутствия сжатого воздуха вы­нуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной каме­ры при торможении, прижать колод­ки к тормозному барабану;

поворачивая эксцентрики в одну и другую сторону, сцентрировать колод­ки относительно барабана, обеспечив плотное прилегание их к барабану. Прилегание к барабану проверять щу­пом толщиной 0,1 мм на расстоянии 20—30 мм от наружных концов на­кладок: на переднем тормозе — через окно барабана, на тормозах задней тележки — со стороны главной пере­дачи. Щуп не должен проходить вдоль всей ширины накладки;

не прекращая подачи сжатого воз­духа в тормозную камеру (а при от­сутствии сжатого воздуха — не от­пуская регулировочный рычаг) и удерживая оси колодок от проворачи­вания, затянуть гайки осей колодок и болты крепления кронштейна раз­жимного кулака;

прекратить подачу сжатого возду­ха (или отпустить регулировочный рычаг) и присоединить шток тормоз­ной камеры;

повернуть ось червяка регулиро­вочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был 15—25 мм на переднем и 20—30 мм на промежуточ­ном и заднем мостах. Убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер пе­ремещаются быстро, без заеданий;

барабаны после регулировки долж­ны вращаться свободно и равномерно, не касаясь колодок. Между тормозным барабаном и колодками могут быть следующие зазоры: у разжимного ку­лака 0,4 мм; у осей колодок 0,2 мм. Установить щитки на тормоза проме­жуточного и заднего мостов.

Частичная регулировка тормозного механизма проводится только с целью уменьшения имеющегося между ко­лодками и барабаном зазора, который увеличивается при эксплуатации вследствие износа накладок. Наличие больших зазоров, при которых требу­ется проведение частичной регулиров­ки, обнаруживают по увеличению хо­да штока тормозных камер, который не должен превышать 35 мм на перед­нем мосту и 40 мм на задней тележке. Частичную регулировку выполняют только вращением осей червяков ре­гулировочных рычагов так же, как и при полной регулировке. При час­тичной регулировке не следует ослаб­лять гайки осей колодок и изменять установку осей, так как это может привести к нарушению нормального прилегания колодок к барабану прн торможении. В случае изменения уста­новки осей необходимо производить полную регулировку.

При проведении частичной регули­ровки надо установить наименьший ход штоков тормозных камер — 15— 20 мм.

Для получения одинаковой эффек­тивности торможения правых и ле­вых колес следует стремиться к тому, чтобы ход штоков правых и левых ка­мер каждого моста мало отличался. При проверке тормозов на роликовом стенде необходимо, чтобы разность тормозных сил правого и левого ко­лес одного моста не превышала 15% от максимальной величины.

Обслуживание механизмов вспомо­гательного (моторного) тормоза. За­ключается в проверке надежности крепления корпуса заслонки к пат­рубкам системы выпуска газов двига­теля, рычага заслонки — к пневмати­ческому цилицдру, а также в проверке легкости вращения вала заслонки в корпусе механизма. Вал с заслонкой в корпусе должен вращаться свободно, без заеданий. В противном случае нужно снять механизм, очистить его от нагара и грязи, промыть, продуть сжатым воздухом и установить на ме­сто.

Общие указания по обслуживанию пневматического тормозного привода. Надежность работы пневматического привода тормозов автомобиля обес­печивается правильным использова­нием и уходом за его приборами.

При обслуживании пневматическо­го привода автомобиля прежде всего необходимо следить за герметично­стью системы в целом и ее отдельных элементов. Особое внимание следует обращать на герметичность соедине­ний трубопроводов и гибких шлангов, так как в этих местах чаще всего воз­никают утечки воздуха. Места силь­ной утечки воздуха определяются на слух, а слабой — с помощью мыль­ной эмульсии. Утечки воздуха из сое­динений трубопроводов устраняются их подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений.

Проверку герметичности следует проводить при номинальном давле­нии в пневмоприводе, выключенных потребителях сжатого воздуха и нера­ботающем компрессоре. Падение дав­ления воздуха в воздушных балло­нах не должно превышать 0,15 кгс/см2 за 15 мин при свободном положении органов управления тормозного при­вода (педали и рукоятки тормозных кранов, кнопок кранов аварийного растормаживания и привода вспомо­гательного тормоза) и 0,3 кгс/см2 пос­ле включения органов управления (тормозного двухсекционного и руч­ного кранов).

Для обеспечения нормальной работы пневматического привода не­обходимо постоянно сливать конден­сат из воздушных баллонов с помо­щью кранов слива конденсата. Скоп­ление большого количества конденса­та в баллонах не допускается, так как это может привести к попаданию кон­денсата в пневматические приборы тормозного привода и к выходу пос­леднего из строя.

Интенсивность накопления конден­сата зависит от технического состоя­ния компрессора и влажности окру­жающего воздуха. При высокой влаж­ности окружающего воздуха необхо­димо сливать конденсат ежедневно. Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправ­ность компрессора. Зимой при безга­ражной стоянке автомобилей нужно особенно тщательно следить за сливом конденсата из воздушных баллонов во избежание замерзания конденсата в приборах и трубопроводах. В случае замерзания конденсата запрещается отогревать приборы, трубопроводы и воздушные баллоны открытым пламе­нем. Для этой цели следует пользо­ваться горячей водой.

Рекомендуется после полного сли­ва конденсата из воздушных баллонов вновь накачать систему воздухом до срабатывания регулятора давления и только после этого остановить двига­тель.

Приборы пневматического тормоз­ного привода (кроме описанных ниже) не нуждаются в специальном обслу­живании и регулировке. Следует пе­риодически очищать приборы от внеш­ней грязи и проверять их герметич­ность, постоянно следить за состоя­нием наружных резиновых деталей (чехлов, уплотнителей и т.п.). В слу­чае неисправности разборка этих при­боров и устранение дефектов могут проводиться только квалифицирован­ными специалистами в условиях мас­терских.

Обслуживание компрессора. Необ­ходимо проверять затяжку гаек креп­ления к двигателю, затяжку гаек крепления головки и других крепеж­ных деталей. Гайки головки следует затягивать равномерно, в 2 приема.

Окончательный момент затяжки дол­жен быть 1,2—1,7 кгс-м. Через 8000— 10000 км пробега, совмещая с сезон­ным обслуживанием (лучше весной), надо снимать головку компрессора для очистки поршней, клапанов и седел.

Клапаны компрессора, не обеспе­чивающие герметичность, необходи­мо притереть к седлам, а сильно из­ношенные или поврежденные заме­нить новыми. Новые клапаны следует также притереть к седлам до получе­ния непрерывного контакта при про­верке «на краску».

Признаками неисправности комп­рессора служат появление шума и стука при его работе, увеличенное ко­личество масла в конденсате, сливае­мом из воздушных баллонов. Послед­нее обычно является следствием чрез­мерного износа поршневых колец, уплотнения заднего торца коленчатого вала или вкладышей нижней головки шатуна.

На автомобилях ЗИЛ-133Г2 в об­служивание компрессора входят до­полнительно проверка разгрузочного устройства и регулировка натяжения приводного ремня. Проверка разгру­зочного устройства проводится в сле­дующем порядке:

пустить двигатель и довести давле­ние в пневматической системе до 7,3— 7,7 кгс/см2. Остановить двигатель;

снять резиновый шланг, соединяю­щий воздушный фильтр с компрессо­ром. При негерметичном разгрузочном устройстве в патрубке подвода возду­ха к компрессору будет прослуши­ваться характерный шум пропускае­мого воздуха, а по манометру пневма­тической системы будет отмечено неко­торое падение давления;

снизить давление воздуха в пневма­тической системе до 6,0—6,4 кгс/см2; при этом плунжеры будут опущены;

снять патрубок подвода воздуха, вынуть пружину и коромысло. Затем поднять гнездо штока вверх и снять его вместе со штоком, после чего вы­нуть плунжер из гнезда с помощью крючка из проволоки, введя его в от­верстие (диаметром 2,5 мм) в торце плунжера, или с помощью сжатого воздуха (подведя воздух к горизон­тальному каналу разгрузочного уст­ройства в блоке цилиндров);

заменить изношенные уплотнитель­ные резиновые кольца на плунжерах. Перед установкой плунжеры с уплот­нительными кольцами следует смазать маслом, применяемым для двигателя.

Обслуживание регулятора давле­ния. Перед проверкой регулятора дав­ления на автомобиле ЗИЛ-133Г2 сле­дует проверить разгрузочное устрой­ство компрессора и устранить в слу­чае необходимости его негерметич­ность. Если и после этого давление в пневмоприводе не будет соответст­вовать норме, следует разобрать регу­лятор давления, промыть его детали и просушить их. При сборке обратить внимание на состояние шариковых клапанов и их седел — повреждение их поверхности недопустимо. После­довательность регулировки регулято­ра:

вращая колпак 6 (рис. 11.36), до­биться того, чтобы компрессор вклю­чился в работу при давлении 6,0— 6,4 кгс/см2. При завинчивании кол­пака это давление увеличивается, при отвинчивании — уменьшается. За­крепить колпак контргайкой 5;

установить давление выключения компрессора 7,3—7,7 кгс/см2, изме­няя число прокладок 3 под седлом 8 выпускного клапана 2. При уменьше­нии числа прокладок давление уве­личивается, при увеличении — пони­жается. Законтрить седло шайбой 4.

Обслуживание регулятора давле­ния на автомобилях-тягачах семей­ства ЗИЛ-133 заключается в периоди­ческой промывке и просушке фильтра 2 (см. рис. 11.6). Регулировка задан­ных пределов включения и выключе­ния регулятора осуществляется регу­лировочным винтом, воздействующим на пружину 5.

Обслуживание предохранительного клапана автомобиля ЗИЛ-1ЗЗГ2. При каждом техническом обслужива­нии нужно проверять исправность предохранительного клапана, а при сезонном обслуживании — его герме­тичность. Для проверки работоспособ­ности следует потянуть за стержень клапана; при этом должен выходить воздух. Затем нужно отпустить стер­жень: если выпуск воздуха прекра­тился, клапан работает нормально.

При обнаружении утечки сжатого воздуха клапан следует разобрать, промыть и просушить. Шариковый клапан и его седло не должны иметь повреждений.

Обслуживание предохранителя про­тив замерзания. Заключается в очист­ке его от внешней грязи и смене спир­та (этилового), а также в сезонном включении и отключении.

Для заливки спирта и контроля его уровня рукоятку предохранителя сле­дует опустить в нижнее положение и зафиксировать, повернув на 90°. Вы­винтить пробку со щупом и залить в предохранитель спирт через воронку. После этого следует закрыть заливное отверстие и, повернув рукоятку на 90°, поднять шток в рабочее положение.

Предохранитель должен быть вы­ключен при установившейся темпера­туре окружающего воздуха выше 5° С, причем спирт следует слить. При тем­пературе ниже 5° С предохранитель должен быть заправлен спиртом и включен в работу (рукоятка должна находиться в верхнем положении).

Ежедневно следует контролировать уровень спирта с помощью щупа. Перед началом заморозков (при сезон­ном обслуживании) внутренние поло­сти испарителя следует очистить и про­мыть. Периодичность смены спирта определяется в зависимости от метео­рологических условий и режима экс­плуатации автопоезда. В среднем жид­кость меняется 1 раз в неделю или через 1000 км пробега.

Обслуживание воздушных балло­нов и крана слива конденсата. Следу­ет проверять надежность крепления воздушных баллонов и при обнару­жении ослабления подтягивать кре­пежные детали. При пользовании кра­ном слива конденсата на автомобилях- тягачах следует проявлять осторож­ность, Кран открывается отведением стержня в сторону отверткой или дру­гим инструментом. Не допускается тянуть за стержень крана вниз, так как это может привести к разрушению его клапана. Если после слива кон­денсата продолжается утечка воздуха из воздушного баллона, то следует несколько раз нажать и отпустить стержень крана.

Регулятор давления автомобиля  ЗИЛ-133

Рис. 11.36. Регулятор давления автомобиля ЗИЛ-133Г2:
I - от баллона; II - к разгрузочному устройству компрессора; 1 - впускной клапан; 2 - выпускной клапан; 3 - регулировочные шайбы; 4 - стопорная шайба; 5 - контргайка; 6 - колпак; 7 - шток; 8 - седло выпускного клапана.

Обслуживание двухсекционного тормозного крана автомобилей-тяга­чей. Заключается в его периодическом осмотре, очистке от грязи, поверке герметичности и работоспособности. Необходимо следить за состоянием за­щитного резинового чехла крана и плотностью прилегания его к корпу­су, так как прн попадании грязи на рычажную систему и трущиеся по­верхности тормозной кран выходит из строя.

Герметичность тормозного крана проверяется с помощью мыльной эмульсии в двух положениях: в за­торможенном и расторможенном сос­тоянии автомобиля. Утечка воздуха через атмосферный вывод тормозного крана в расторможенном положении указывает на негерметичность впуск­ного клапана одной из секций, а утеч­ка воздуха в заторможенном положе­нии — на негерметичность выпускно­го клапана одной из секций. Негерме­тичность тормозного крана как в рас­торможенном, так и в заторможен­ном положении при эксплуатации ав­томобиля не допускается. При нали­чии утечек необходимо тормозной кран заменить или отремонтировать. При полностью нажатой педали тор­моза давление в камерах должно соот­ветствовать показаниям манометра.

Тормозной кран срабатывает пол­ностью при усилии на верхнем конце рычага 90 кгс и ходе рычага 26 мм. Начальная нечувствительность крана может составлять 15 кгс, разность давления в секциях — до 0,25 кгс/см2.

Обслуживание механического при­вода тормозного крана заключается в периодическом осмотре, очистке и смазке шарнирных соединений. Необ­ходимо также следить за состоянием тяг, рычагов и кронштейнов, связыва­ющих тормозную педаль с тормозным краном, периодически очищать их от грязи и посторонних предметов. Пе­даль после нажатия должна легко воз­вращаться в исходное положение. Если этого не происходит, то нужно проверить действие оттяжной пружи­ны и легкость перемещения деталей привода тормозного крана. Тяги и рычаги привода тормозного крана должны перемещаться свободно.

Полностью нажатая педаль тормо­за не должна доходить до пола на 10—30 мм. В случае необходимости следует отрегулировать ход педали тормоза, изменяя длину тяги с по­мощью регулировочной вилки, навер­нутой на резьбовой конец тяги. Сво­бодный ход педали тормоза должен быть в пределах 40—60 мм.

Обслуживание двухсекционного крана автомобиля ЗИЛ-1ЗЗГ2. Прак­тически не отличается от обслужива­ния тормозного крана автомобилей-тя­гачей. В случае утечки сжатого воз­духа следует вывернуть пробки кры­шек крана, вынуть и осмотреть ко­нические клапаны. При износе или по­вреждении их следует заменить. При установке клапанов следует прове­рить и при необходимости отрегули­ровать с помощью прокладок под сед­лом впускного клапана 11 (см. рис. 11.33) ход этого клапана. При полном ходе рычага крана ход впуск­ного клапана в каждой секции должен составлять 2,5—3,0 мм. Ход измеря­ется следующим образом: отсоединить трубопровод от воздушного баллона к крану, вывернуть из пробки крышки крана тройник, нажать до отказа на педаль тормоза (если кран снят с ав­томобиля, нажать на рычаг крана), а затем линейкой или глубиномером штангенциркуля через отверстие в пробке измерить ход впускного кла­пана. Если ход клапана мал, следует уменьшить число прокладок под проб­кой крана, если велик — увеличить.

Утечка воздуха по плоскости разъ­ема корпуса и крышек тормозного крана указывает на повреждение диа­фрагм или негерметичность соедине­ния деталей их крепления. Повреж­денную диафрагму следует заменить.

Тормозной кран полностью сраба­тывает при усилии на рычаге 100— 140 кгс и ходе рычага 26 мм. На­чальная нечувствительность крана 20—50 кгс. Разность давлений в сек­циях крана может составлять 0,3 кгс/см2.

Обслуживание регулятора тормоз­ных сил. Заключается в осмотре его крепления, в проверке состояния тя­ги упругого элемента и рычага регу­лятора, в очистке от грязи и посто­ронних предметов. Если мосты зад­ней тележки снимаются на ремонт или заменяются, то при последующем их монтаже необходимо провести регу­лировку длины рычага регулятора и выдаваемого им давления сжатого воз­духа при торможении. Регулировка должна производиться в следующем порядке:

рассчитать весовое отношение i зад­ней тележки автомобиля по формуле i = GJGU, где Gr и Gn — нагрузка на заднюю тележку соответственно гру­женого и порожнего автомобиля. Для седельного тягача осевые нагрузки должны приниматься с учетом массы, приходящейся на седельное устройст­во от груженого и порожнего полу­прицепа;

определить прогиб / рессор задней тележки при изменении нагрузки от нуля до полной;

определить по номограмме (рис 11.37) длину L рычага регуля­тора. Для этого нужно провести пря­мую через соответствующие значения весового отношения i и прогиба под­вески / до пересечения со шкалой дли­ны рычага L;

ослабить болт крепления рычага на регуляторе, установить центр шарнира соединительной муфты на расстоянии L от оси поворота рычага и затянуть болт. Штанга, соединяющая рычаг регулятора с упругим элементом, должна быть вертикальной;

рассчитать минимальное давление р (в кгс/см2) по формуле р — 6/г;

на порожнем автомобиле довести да­вление сжатого воздуха в приводе при нажатой педали тормоза до 6 кгс/см2 и, изменяя длину вертикальной штан­ги путем перемещения на ней соедини­тельной муфты, установить расчет­ное минимальное давление сжатого воздуха р на выходе из регулятора тор­мозных сил. Давление на выходе опре­деляется с помощью переносного ма­нометра, присоединяемого к клапану контрольного вывода в магистрали подвода воздуха к тормозным каме­рам задней тележки, т. е. за регулято­ром тормозных сил;

проверить стабильность выдавае­мого регулятором тормозных сил дав­ления путем многократного заполне­ния и выпуска воздуха из тормозных камер, после чего затянуть хомут на соединительной муфте. Наконечник упругого элемента при этом должен оставаться в нейтральном положении;

поднять наконечник на величину прогиба 1 подвески и убедиться, что давление в тормозных камерах при на­жатой педали тормоза стало равным

6 кгс/см2, т. е. давлению, при котором производится регулировка. Если это­го не происходит, то следует вновь произвести расчеты, регулировку и проверку давления, корректируя длину рычага регулятора тормозных сил и длину штанги, соединяющей ры­чаг с упругим элементом.

Номограмма для определения длины рычага регулятора тормозных сил ЗИЛ-133

Рис. 11.37. Номограмма для определения длины рычага регулятора тормозных сил на автомобилях-тягачах ЗИЛ-133, прицепах и полуприцепах к ним.

Следует помнить, что весовое отно­шение и, следовательно, прогиб рес­сор подвески задней тележки могут меняться во время эксплуатации в за­висимости от вида перевозимого гру­за или от вида оборудования, установ­ленного на данный автомобиль. По­этому установку и регулировку ре­гулятора тормозных сил следует про­водить с учетом этих факторов.

Обслуживание тормозных камер. Заключается в проверке крепления камеры к кронштейну и проверке ее герметичности. Для проверки герме­тичности нужно нажать на тормозную педаль, наполнить камеру сжатым воздухом, покрыть мыльной эмуль­сией стягивающий хомут (или болто­вой фланец камеры), дренажные от­верстия в корпусе и место присоедине­ния трубопровода к камере. Утечку обнаруживают по образованию мыль­ных пузырей и устраняют подтягива­нием болтов хомута или соединения трубопровода. Если при подтягива­нии болтов утечка в зоне хомута или отверстия в корпусе камеры не устра­няется, необходимо заменить диафраг­му камеры. Срок службы диафрагм тормозных камер 2 года. По истече­нии этого срока диафрагмы рекомен­дуется заменить.

Обслуживание тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами. Заключается в периодическом осмот­ре, очистке от грязи, проверке герме­тичности и работоспособности.

Проверять герметичность камер с пружинными энергоаккумуляторами следует при наличии сжатого возду­ха в контурах привода стояночного тормоза и рабочего тормоза задней тележки автомобиля.

Для проверки энергоаккумулято­ров надо растормозить стояночный тормоз, т. е. наполнить энергоакку­муляторы воздухом. Если есть утечка воздуха через дренажное отверстие или из-под винта механического рас­тормаживания,— неисправно уплот­нение поршня энергоаккумулятора. При утечке воздуха через входной штуцер диафрагменной тормозной камеры — неисправно нижнее уплот­нение толкателя. Утечку воздуха из- под фланца крепления цилиндра сле­дует устранить подтягиванием болто­вых соединений. Если не удается уст­ранить негерметичность, неисправные тормозные камеры следует заменить. Для проверки диафрагменных тормоз­ных камер на герметичность следует нажать на педаль тормоза. Если воз­дух выходит через входной штуцер 234 энергоаккумулятора, то неисправно нижнее уплотнение толкателя. При выходе воздуха из-под хомута следует обстучать хомут молотком и подтянуть болты его крепления. Диафрагму так­же следует заменить при утечке воз­духа через отверстия в корпусе ка­меры. Срок службы диафрагм 2 года, по истечении его диафрагму рекомен­дуется заменить.

Разборку тормозной камеры с пру­жинным энергоаккумулятором должен производить квалифицированный ме­ханик ТОЛЬКО НА СПЕЦИАЛЬНОМ ПРИСПОСОБЛЕНИИ: в цилиндре сжата силовая пружина, которая при неправильной или неосторожной раз­борке узла может нанести травму.