Кабина, оперение и грузовая платформа ЗИЛ-133

На автомобиле установлена цельноме­таллическая трехместная кабина с тепло­вой изоляцией (рис. 12.1). Кабина крепит­ся в трех точках на кронштейнах 5 к 12 рамы.

Кабина и её крепление на автомобиле ЗИЛ-133

Рис. 12.1. Кабина и её крепление на автомобиле.

1, 3 - подушки; 2, 11 - втулки; 4, 10 - болты; 5 - боковой кронштейн; 6 - заднее стекло; 8 - планка; 9 - серьга; 12 - задний кронштейн;13 - резиновая втулка.

Вентиляция кабины осуществляется че­рез вентиляционный люк в крышке каби­ны, а также через опускаемые стекла и по­воротные форточки дверей кабины. Кроме того, свежий воздух может поступать в ка­бину через вентиляционный капал в пра­вом брызговике крыла.

Кабина оборудована сиденьем для во­дителя и двухместным сиденьем для пас­сажиров. Сиденье водителя регулируется по высоте и удалению от рулевого колеса. Кабина укомплектовывается двумя наруж­ными зеркалами заднего вида, противосолнечным козырьком, ящиком для хранения мелких вещей и документов, резиновым ков­риком. В зимнее время кабина обогревает­ся отопителем.

Дверь кабины. Состоит из наружной и внутренней панели (рис. 12.2). В средней части внутренней панели расположен за­крытый крышкой 17 люк для монтажа и де­монтажа стеклоподъёмника 5 и замка две­ри. Дверь крепится с помощью двух наве­сов 2. Для ограничения угла открывания двери и фиксации ее в открытом положе­нии предназначен ограничитель 4, состоя­щий из кронштейна, рычага и буфера 7. Кронштейн рычага прикрепляется винта­ми к усилительной планке передней стой­ки кабины. Рычаг с резиновым буфером вставляется изнутри в отверстие внутрен­ней панели двери и закрепляется осью и шплинтом в кронштейне.

Дверь кабины (правая) ЗИЛ-133

Рис. 12.2. Дверь кабины (правая):
1 - направляющая стекла; 2- навеска двери; 3 - уплотнитель двери; 4 - ограничитель; 5 - стеклоподъемник; 6 - ручка стеклоподъемника; 7 - буфер ограничителя; 8 - запор форточки; 9 - стекло форточки; 10 - скрепки крепления уплотнителей; 11 - стекло двери; 12 - заглушка; 13 - внутренняя ручка замка двери; 14 - накладка; 15 - рычаг стеклоподъемника; 16 - кулиса; 17 - крышка люка; 18, 22 - уплотнитель форточки; 19 - обойма уплотнителя форточки; 20 - верхняя ось; 21 - рамка стекла; 23 - втулка; 24 - нижняя ось; 25 - винт зажимной; 26 - кронштейн.

Дверь кабины оборудована опускае­мым стеклом 11 и поворотной форточкой 9. В закрытом положении форточка гермети­зируется в обойме 19 резиновым уплотни­телем 22. Опускаемое стекло двери пере­двигается вверх и вниз по направляющим 1, в которые вставлены резиновые уплот­нители. Нижний торец стекла устанавли­вается в обойме с резиновой прокладкой. К середине обоймы приварена кулиса 16 стеклоподъемника.

Стеклоподъемник. Состоит из корпуса, ручки 6 (см. рис. 12.2), шестеренного при­вода, тормозного механизма и рычага 15. Один конец рычага установлен на оси зубчатого сектора привода и, кроме того, приклепан к нему. Другой конец рычага при помощи ролика, установленного на оси рычага, соединяется с кулисой 16. При вращении ручки ведущая шестерня поворачивает зубчатый сектор и вмес­те с ним поворачивает рычаг 15, кото­рый через ролик воздействует на кулису стекла и поднимает его вверх. Стекло фик­сируется в любом положении тормозным ме­ханизмом, который смонтирован на валике привода и размещен в корпусе, приклепан­ном к корпусу стеклоподъемника. Тор­мозной момент создается трением наруж­ной поверхности витков пружины о по­верхность корпуса.

Замки дверей. Двери могут быть за­перты изнутри кабины с помощью предо­хранителей замков поворотом ручки 13 (см. рис. 12.2) от себя. Поставленный на предохранитель привод при захлопыва­нии двери автоматически освобождается от предохранителя. Замок двери одновре­менно фиксирует ее и предохраняет от про­висания на навесках. Корпус замка кре­пится к торцу двери тремя винтами. При закрывании двери защелка замка входит в фиксатор, прикрепленный четырьмя вин­тами к задней стойке кабины. Внутренняя ручка связана с замком двери при помощи привода и тяги. Корпус привода крепится изнутри к внутренней панели двери тремя винтами. Ручка устанавливается на вали­ке привода и закрепляется штифтом.

Переднее стекло. Устанавливается в проеме окна кабины при помощи специаль­ного резинового уплотнителя. Для обеспе­чения более плотного прилегания кромок пазов уплотнителя к стеклу и фланцу про­ема окна в средний продольный паз уплот­нителя вставляется резиновый замок. Кро­ме того, места соединения уплотнителя со стеклом и проемом окна по всему контуру промазываются специальной герметизи­рующей пастой. При снятии и установке стекла следует проявлять осторожность во избежание его разрушения.

Стеклоочиститель. Состоит из пиевмодвигателя 6 (рис. 12.3) с золотником 8, кра­на 2 управления, двух щеток 4, рычагов и тяг привода щеток, а также пневмопро­водов. Сжатый воздух к крану управле­ния поступает из пневматической системы автомобиля. Внутри корпуса пиевмодвигателя установлены 2 поршня с уплотнитель­ными кольцами, соединенные между собой штоком-рейкой. Последняя находится в постоянном зацеплении с зубчатым секто­ром. На наружном конце валика сектора закреплен двуплечий рычаг 7, связанный тягами 9 с рычагами привода щеток. К ниж­ней части корпуса пневмодвигателя при­креплен винтами корпус золотника. Полости, расположенные между уплотнитель­ными кольцами золотника, соединены ка­налами с соответствующими полостями ци­линдра пневмодвигателя. В воздухо­распределителе имеется устройство для ос­тановки щеток в нижнем положении. Стек­лоочиститель приводится в действие пово­ротом рукоятки 1 крана управления, рас­положенной на приборной панели.

Стеклоочиститель ЗИЛ-133

Рис. 12.3. Стеклоочиститель:
1 - ручка крана управления; 2 - кран управления; 3 - поводок; 4 - щетка; 5 - кронштейн; 6 - пневмодвигатель; 7 - рычаг; 8 - золотник; 9 - тяга.

Омыватель ветрового стекла. Состоит из насоса 1 (рис. 12.4) с приводом от кноп­ки 1, бачка 3 для жидкости и двух форсу­нок 4, расположенных рядом с щетками стеклоочистителей. Направление струи жид­кости регулируется поворотом корпуса 5 форсунки или самого жиклера. При надав­ливании на кнопку 2 в насосе создается раз­режение, под действием которого через выпускной клапан 6 бачка в насос подает­ся жидкость. Одновременно с этим сжима­ется пружина насоса. При снятии усилия с педали пружина сжимает резиновый бал­лон в насосе и выталкивает из него жид­кость, которая по трубкам подводится к форсункам и разбрызгивается на ветровое стекло в виде струй, направленных под щет­ки стеклоочистителя.

Омыватель ветрового стекла ЗИЛ-133

Рис. 12.4. Омыватель ветрового стекла:
1 - насос; 2 - кнопка; 3 - бачок с жидкостью; 4 - форсунка; 5 - корпус; 6 - клапан; 7 - гайка; 8 - штуцер; 9 - шланг; 10 - жиклер.

Сиденье. Состоит из трубчатого карка­са 1 (рис. 12.5), подушки 2 и спинки 3 из губчатой резины, механизмов продоль­ного передвижения сиденья и двух кронштейнов, с помощью которых сиденье кре­пится к кронштейнам пола кабины.

Сиденье водителя ЗИЛ-133

Рис. 12.5. Сиденье водителя:
1 - каркас; 2 - подушка; 3 - спинка; 4 - верхний кронштейн; 5 - нижний кронштейн; 6 - овальные отверстия; 7 - механизм горизонтального перемещения сиденья; 8 - круглые отверстия; 9 - кронштейн сиденья; 10 - неподвижная направляющая; 11 - подвижная направляющая; 12, 13 - шарики; 14 - сепаратор; 15 - гребенка; 16 - ось; 17 - рычаг стопора.

В кронштейнах пола просверлены по 3 круглых 8 и 3 овальных 6 отверстия. Вы­сота сиденья устанавливается при крепле­нии кронштейнов сиденья в соответствую­щих отверстиях кронштейнов пола. Та­ким же образом изменяется и угол наклона сиденья. Угол наклона спинки изменяется с помощью дополнительных отверстий, имеющихся в нижнем кронштейне спинки. Передвижение сиденья вперед или назад осуществляется при помощи специального механизма, смонтированного на кронштей­нах сиденья. Механизм состоит из непод­вижных направляющих 10, приклепанных к кронштейнам сиденья, подвижных на­правляющих 11, закрепленных на трубча­том каркасе, и сепараторов 14 с шариками 12 и 13, установленных между направляю­щими. В задней части левой подвижной на­правляющей имеется 8 вертикальных па­зов, в которые входит стопор, управляе­мый с помощью рычага 17. Рычаг повора­чивается на оси 16 кронштейна неподвиж­ной направляющей. Для передвижения си­денья необходимо поднять рычаг вверх. При этом стопор выходит из паза подвиж­ной направляющей и сиденье можно пере­двинуть вперед или назад.

Двухместное пассажирское сиденье со­стоит из подушки и спинки. Подушка ус­танавливается в подставке, а спинка сиде­нья навешивается (на петлях) на заднюю стенку кабины.

В целях безопасности водителя и пас­сажира кабина автомобиля оборудована кронштейнами для крепления ремней без­опасности.

Отопитель кабины. Предназначен для подачи теплого воздуха в кабину и обогре­ва ветрового стекла в случае его замерза­ния. Радиатор 10 (рис. 12.6) отопителя включен в систему охлаждения двигателя. Горячая вода поступает в радиатор ото­пителя из блока через шланг 7 и кран 6, расположенный на правой водяной трубе двигателя, и выходит из отопителя по от­водящему шлангу 8 в нижний бачок радиа­тора системы охлаждения. Воздух в ото­питель поступает по вентиляционному ка­налу 16 в правом брызговике крыла. Боль­шая часть воздуха, подогретого в радиато­ре отопителя, подается вентилятором 9 в распределительный канал, меньшая часть воздуха — в кабину к ногам пассажира. Из распределительного канала воздух по­ступает по шлангам 14 к соплам 4 обдува ветрового стекла, а через отверстие в кон­це канала 5, перекрываемое заслонкой 3, к ногам водителя.

Отопитель кабины ЗИЛ-133

Рис. 12.6 Отопитель кабины:
а) - общий вид; б) - схема движения воздуха

В начале движения, когда надо быстро отогреть замерзшие стекла, заслонку рас­пределительного канала закрывают, а за­тем открывают полностью или частично в зависимости от того, какое количество теплого воздуха нужно направить к вет­ровому стеклу. Управляется заслонка с помощью троса 2 и ручки 1, расположен­ной на приборной панели. При утоплен­ном положении ручки заслонка закрыта. В этом случае весь теплый воздух идет на обдув ветрового стекла. При выдвинутом положении ручки заслонка открыта. В этом случае теплый воздух подводится так­же к ногам водителя.

В отопитель воздух направляется за­слонкой 11, расположенной в нижней ча­сти его корпуса. Ось этой заслонки с руко­яткой 13 выведена из корпуса отопителя слева. Положение рукоятки совпадает с плоскостью заслонки и фиксируется впади­нами пластины фиксатора 12. Рукоятка заслонки имеет 3 фиксированных положе­ния. При вертикальном положении руко­ятки заслонка закрывает доступ в отопи­тель свежего воздуха из вентиляционно­го канала. В этом случае воздух может по­ступать в отопитель только из кабины. При наклонном положении рукоятки за­слонка открывает свежему воздуху вход в отопитель, исключая его прямое попада­ние в кабину. При горизонтальном положе­нии заслонка открывает свежему воздуху вход в кабину для ее вентиляции, практи­чески минуя радиатор отопителя. Вентиля­тор отопителя следует включать только после прогрева двигателя.

При температуре охлаждающей жид­кости ниже 75 °С эффективность действия отопителя резко снижается. Зимой кран отопителя должен быть полностью открыт.

При безгаражном хранении автомобиля зимой после слива воды из системы охлаж­дения кран отопителя нельзя закрывать. После пуска двигателя и его прогрева до 80 °С следует на 20—30 с повысить частоту вращения коленчатого вала двигателя, ие включая вентилятора отопителя. Это не­обходимо для того, чтобы не допустить замерзания воды в радиаторе отопителя, так как при вращении коленчатого вала с ма­лой частотой во время прогрева двигателя водяной насос только частично заполняет радиатор отопителя водой, не обеспечивая ее циркуляции в системе отопления.

После зимней эксплуатации необходимо очистить систему отопления от иакипи и проверить состояние проходных сечений трубопроводов и крана.

Оперение

Оперение автомобиля состоит из капо­та двигателя, облицовки радиатора, кры­льев и подножек. Облицовка крепится бол­тами с гайками к передней части крыльев. Крылья крепятся к кабине, подножкам, брызговикам и к каркасу радиатора. Ка­пот крепится к кронштейнам передней стен­ки кабины. Для облегчения работ по об­служиванию двигателя капот может от­крываться и удерживаться с помощью пру­жин в любом положении. Наибольший угол открытия капота составляет 90°. К вну­тренней стороне капота приварен короб, образующий с поверхностью капота воз­духопровод, предназначенный для снаб­жения двигателя воздухом.

Капот запирается замком с предохрани­телем. Подъем и фиксация капота в откры­том положении осуществляются с помощью рычажных механизмов (петель) параллелограммного типа с уравновешивающими пружинами. Для предотвращения само­произвольного закрывания капота в пра­вом механизме имеется крючок, который при полном открытии капота должен быть зафиксирован. В передней части капота закреплены штырь замка капота и предо­хранитель. Открывается замок капота сна­ружи. При повороте рукой рычага замка на себя штырь выходит из зацепления с ры­чагом замка и капот под действием пружины штыря поднимается вверх. Подъем капота ограничивается предохранителем, крючок которого зацепляется за кромку отверс­тия в облицовке. Чтобы полностью открыть капот, нужно рукой нажать на предохра­нитель и вывести его крючок из отверстия. Закрывается капот с некоторым усилием, которое нужно приложить к передней верхней части капота.

Грузовая платформа

На автомобиле установлена деревян­ная бортовая платформа, состоящая из ос­нования, бортов и каркаса с тентом. Осно­вание платформы выполнено в виде метал­лического каркаса. В бортах платформы имеются гнезда для установки каркаса тен­та. К поперечным балкам каркаса основа­ния прикреплены болтами и хомутами два продольных деревянных бруса, которые вместе с основанием крепятся к лонжеро­нам рамы стремянками. Настил пола дере­вянный, щитовой. Передний и боковые бор­та снабжены съемными надставками.

Между боковыми бортами имеются от­кидные стойки, закрепленные шарнирно в кронштейнах основания. Стойки фикси­руются в вертикальном положении специ­альными болтами. Кроме того, стойки стя­гиваются между собой цепью. Борта запи­раются угловыми и боковыми запорами.

Техническое обслуживание и ремонт кабины, оперения и платформы

Обслуживание заключается в пери­одической очистке и подкраске на­ружных и внутренних поверхностей кабины и платформы. Кроме того, при необходимости производится замена ветрового и заднего стекол, а также стекол и форточек дверей кабины. Не­значительные вмятины на металли­ческих панелях кабины и деталях опе­рения, не имеющие перегибов и вы­тяжки металла, устраняются при по­мощи деревянных и резиновых молот­ков. Более значительные поврежде­ния, приведшие к потере первона­чальной формы деталей, устраняются методом выколотки и рихтовки спе­циальным инструментом.

При появлении скрипа в навесках и замках дверей трущиеся детали нужно смазать маслом, применяемым для двигателя. При необходимости следует произвести правку или заме­ну деталей стеклоподъемников и зам­ков дверей. Рычажные механизмы на­вески капота должны надежно удер­живать капот в открытом положении и не допускать его произвольного за­крывания.

При эксплуатации автомобиля ре­комендуется периодически проверять болтовые соединения деталей плат­формы и крепление их к лонжеронам рамы, а также тщательно осматривать детали платформы. При обнаружении трещин в деталях их следует заварить и окрасить. Для предохранения пола от повреждений тяжелые малогаба­ритные грузы, которые могут вызвать прогиб пола платформы, должны быть уложены на подставки и надежно за­креплены.

Замена ветрового и заднего стекол. Для того чтобы вынуть панорамное стекло из проема кабины, нужно с по­мощью отвертки удалить резиновый замок, расположенный в пазе уплот­нителя, и отогнуть край уплотнителя по периметру стекла. Придерживая стекло снаружи, надо сильно надавить на него изнутри и выдвинуть правый или левый верхний угол стекла, а за­тем постепенно выдвинуть всю верх­нюю часть стекла. После этого стекло легко вынимается из проема кабины. Аналогичным способом вынимается заднее стекло кабины.

Перед установкой панорамного стекла следует очистить уплотнитель и фланец проема кабины от старой пасты и нанести на наружную кромку фланца слой свежей герметизирующей пасты с помощью деревянной лопатки. Затем надеть уплотнитель на середи­ну нижней части проема и установить его по всему периметру фланца. Вста­вить нижнюю часть стекла в паз уп­лотнителя и, постепенно отгибая край уплотнителя деревянной лопаткой и надавливая на стекло, вставить все стекло в уплотнитель. После этого с помощью шприца ввести герметизи­рующую пасту с наружной стороны между стеклом и уплотнителем. По­следней операцией является установ­ка резинового замка в средний паз уплотнителя. Лишние концы замка об­резать так, чтобы не было зазора меж­ду его торцами.

Обслуживание стеклоочистителя. При эксплуатации стеклоочистителя следует иметь в виду, что во избежа­ние порчи ветрового стекла и прежде­временного выхода из строя резино­вых щеток нельзя включать стекло­очиститель при наличии на стекле су­хой пыли и грязи. Стекло должно быть предварительно очищено влажной мягкой тряпкой. В зимнее время при хранении автомобилей на открытых площадках необходимо снимать щет­ки стеклоочистителя, так как они при­мерзают к стеклу и их резина быстро разрушается. Перед пуском стекло­очистителя зимой необходимо уда­лить со стекла иней или лед, направив на стекло горячий воздух из отопи­теля.

В жаркую погоду летом при дли­тельной стоянке автомобиля на откры­той площадке, во избежание растрес­кивания резины щетки необходимо также снимать. На концы рычагов после снятия щеток следует надеть кусочки резиновой трубки для пре­дохранения стекла от случайных ца­рапин. Не рекомендуется поворачи­вать рычаги щеток рукой, так как при этом они могут быть смещены и при работе будут ударяться об уплотни­тель ветрового стекла. Не следует так­же поднимать рычаг на большой угол во избежание растяжения пружины рычага. При техническом обслужива­нии следует проверить герметичность воздухопроводов, подводящих сжатый воздух к пневмодвигателю и крану управления. При загрязнении фильт­ра во входном штуцере пневмодвигате­ля его следует промыть или заменить.

Возможные неисправности стекло­очистителя и способы их устранения приведены в табл. 12.1.

Обслуживание омывателя. Во из­бежание засорения жиклеров и фильт­ра бачок насоса следует заполнять от­фильтрованной жидкостью. При необ­ходимости следует производить чист­ку жиклеров и фильтра бачка. Для чистки жиклера надо отвернуть фор­сунку. Сетка фильтра находится на нижнем конце всасывающей трубки в бачке.

Форсунка с жиклером устанавли­ваются таким образом, чтобы струя жидкости попадала на стекло в верх­нюю зону сектора, описываемого щет­кой стеклоочистителя. В этом поло­жении форсунка закрепляется винтом.

Регулировка положения форточки. Форточка удерживается в любом положении даже при сильном напо­ре встречного ветра благодаря пру­жинному держателю нижней оси. Лег­кость поворта форточки и надежность фиксации можно отрегулировать за­тяжкой винта держателя. Для этого нужно вынуть заглушку 12 (см. рис. 12.2) и отверткой подтянуть или ослабить винт 25.

Замена форточки и стекла двери. Для снятия стекла двери и форточки нужно отвернуть винты и снять крыш­ку 17 (см. рис. 12.2) люка. Опустить стекло, вынуть ролик рычага стекло­подъемника из прорези кулисы 16 и опустить стекло еще ниже. Затем следует отвернуть болт крепления на­правляющей стойки стекла. Через от­верстие, закрываемое заглушкой 11, ослабить винт 25 пружинного держа­теля нижней оси форточки. Вынув уплотнители стекла двери, нужно от­вернуть винт крепления обоймы фор­точки к верхней части двери и, откло­нив обойму вместе с форточкой в сторону стекла двери, вынуть ее из дверного проема. Затем вынуть стек­ло двери. Для разборки форточки сле­дует вывернуть из обоймы верхнюю ось форточки, отвернуть винт пру­жинного держателя нижней оси и снять его, вынуть стекло из обоймы вместе с рамкой и ручкой запора. Сбор­ка форточки и стекла двери — в об­ратной последовательности.

Таблица 12.1.

Причина неисправности Способ устранения
Щетка при работе задевает за уплотнитель
Неправильная установка рычага на оси Снять рычаг, включить стеклоочиститель и через 30-60 с выключить его. Установить рычаг с щеткой так, чтобы щетка была близко расположена к уплотнителю, но не задевала его
Значительно уменьшилась скорость перемещения щеток
Загрязнение фильтра во входном штуцере пневмодвигателя. Промыть фильтр в бензине или заменить
Засорение отверстия в клапане Вынуть клапан и разобрать его, не снимая уплотнительных колец. Промыть калиброванные отверстия
Некачественная очистка
Загрязнение стекла Промыть стекло чистой теплой водой или обезжиривающим раствором
Износ или старение резины щеток Заменить щетки новыми
Не включается пневмодвигатель
Износ резиновых колец на золотнике распределителя Заменить кольца новыми, покрыть смазкой ЦИАТИМ-201
Отсутствие или загустевание смазки в движущихся
Неравномерный ход щеток
Износ резиновых колес поршня Заменить кольца новыми
Засорение перепускных отверстий Разобрать пневмодвигатель и продуть или прочистить отверстия

Демонтаж стеклоподъемника и зам­ка двери. Чтобы демонтировать стек­лоподъемник, нужно снять ручку 6 (см. рис. 12.2) привода, для чего сле­дует нажать на розетку ручки и вы­бить штифт. После этого необходимо снять декоративный щиток, отжав от­верткой 4 держателя. Вынимается стеклоподъемник через люк в нижней части двери после вывертывания че­тырех винтов крепления.

Замок двери также вынимается через люк двери после отвертывания винтов крепления замка к торцу две­ри и отъединения тяги привода. Пе­ред тем как снять замок, нужно де­монтировать наружную ручку. Для этого вывернуть винт крепления руч­ки к торцу двери, а затем при помощи торцового ключа отвернуть гайку крепления переднего конца ручки. Внутренняя ручка привода замка сни­мается так же, как ручка стеклоподъемника. Корпус привода вынимается через люк двери после отвертывания трех винтов.