Кабина, оперение и грузовая платформа ЗИЛ-133
На автомобиле установлена цельнометаллическая трехместная кабина с тепловой изоляцией (рис. 12.1). Кабина крепится в трех точках на кронштейнах 5 к 12 рамы.
Рис. 12.1. Кабина и её крепление на автомобиле.
1, 3 - подушки; 2, 11 - втулки; 4, 10 - болты; 5 - боковой кронштейн; 6 - заднее стекло; 8 - планка; 9 - серьга; 12 - задний кронштейн;13 - резиновая втулка.
Вентиляция кабины осуществляется через вентиляционный люк в крышке кабины, а также через опускаемые стекла и поворотные форточки дверей кабины. Кроме того, свежий воздух может поступать в кабину через вентиляционный капал в правом брызговике крыла.
Кабина оборудована сиденьем для водителя и двухместным сиденьем для пассажиров. Сиденье водителя регулируется по высоте и удалению от рулевого колеса. Кабина укомплектовывается двумя наружными зеркалами заднего вида, противосолнечным козырьком, ящиком для хранения мелких вещей и документов, резиновым ковриком. В зимнее время кабина обогревается отопителем.
Дверь кабины. Состоит из наружной и внутренней панели (рис. 12.2). В средней части внутренней панели расположен закрытый крышкой 17 люк для монтажа и демонтажа стеклоподъёмника 5 и замка двери. Дверь крепится с помощью двух навесов 2. Для ограничения угла открывания двери и фиксации ее в открытом положении предназначен ограничитель 4, состоящий из кронштейна, рычага и буфера 7. Кронштейн рычага прикрепляется винтами к усилительной планке передней стойки кабины. Рычаг с резиновым буфером вставляется изнутри в отверстие внутренней панели двери и закрепляется осью и шплинтом в кронштейне.
Рис. 12.2. Дверь кабины (правая):
1 - направляющая стекла; 2- навеска двери; 3 - уплотнитель двери; 4 - ограничитель; 5 - стеклоподъемник; 6 - ручка стеклоподъемника; 7 - буфер ограничителя; 8 - запор форточки; 9 - стекло форточки; 10 - скрепки крепления уплотнителей; 11 - стекло двери; 12 - заглушка; 13 - внутренняя ручка замка двери; 14 - накладка; 15 - рычаг стеклоподъемника; 16 - кулиса; 17 - крышка люка; 18, 22 - уплотнитель форточки; 19 - обойма уплотнителя форточки; 20 - верхняя ось; 21 - рамка стекла; 23 - втулка; 24 - нижняя ось; 25 - винт зажимной; 26 - кронштейн.
Дверь кабины оборудована опускаемым стеклом 11 и поворотной форточкой 9. В закрытом положении форточка герметизируется в обойме 19 резиновым уплотнителем 22. Опускаемое стекло двери передвигается вверх и вниз по направляющим 1, в которые вставлены резиновые уплотнители. Нижний торец стекла устанавливается в обойме с резиновой прокладкой. К середине обоймы приварена кулиса 16 стеклоподъемника.
Стеклоподъемник. Состоит из корпуса, ручки 6 (см. рис. 12.2), шестеренного привода, тормозного механизма и рычага 15. Один конец рычага установлен на оси зубчатого сектора привода и, кроме того, приклепан к нему. Другой конец рычага при помощи ролика, установленного на оси рычага, соединяется с кулисой 16. При вращении ручки ведущая шестерня поворачивает зубчатый сектор и вместе с ним поворачивает рычаг 15, который через ролик воздействует на кулису стекла и поднимает его вверх. Стекло фиксируется в любом положении тормозным механизмом, который смонтирован на валике привода и размещен в корпусе, приклепанном к корпусу стеклоподъемника. Тормозной момент создается трением наружной поверхности витков пружины о поверхность корпуса.
Замки дверей. Двери могут быть заперты изнутри кабины с помощью предохранителей замков поворотом ручки 13 (см. рис. 12.2) от себя. Поставленный на предохранитель привод при захлопывании двери автоматически освобождается от предохранителя. Замок двери одновременно фиксирует ее и предохраняет от провисания на навесках. Корпус замка крепится к торцу двери тремя винтами. При закрывании двери защелка замка входит в фиксатор, прикрепленный четырьмя винтами к задней стойке кабины. Внутренняя ручка связана с замком двери при помощи привода и тяги. Корпус привода крепится изнутри к внутренней панели двери тремя винтами. Ручка устанавливается на валике привода и закрепляется штифтом.
Переднее стекло. Устанавливается в проеме окна кабины при помощи специального резинового уплотнителя. Для обеспечения более плотного прилегания кромок пазов уплотнителя к стеклу и фланцу проема окна в средний продольный паз уплотнителя вставляется резиновый замок. Кроме того, места соединения уплотнителя со стеклом и проемом окна по всему контуру промазываются специальной герметизирующей пастой. При снятии и установке стекла следует проявлять осторожность во избежание его разрушения.
Стеклоочиститель. Состоит из пиевмодвигателя 6 (рис. 12.3) с золотником 8, крана 2 управления, двух щеток 4, рычагов и тяг привода щеток, а также пневмопроводов. Сжатый воздух к крану управления поступает из пневматической системы автомобиля. Внутри корпуса пиевмодвигателя установлены 2 поршня с уплотнительными кольцами, соединенные между собой штоком-рейкой. Последняя находится в постоянном зацеплении с зубчатым сектором. На наружном конце валика сектора закреплен двуплечий рычаг 7, связанный тягами 9 с рычагами привода щеток. К нижней части корпуса пневмодвигателя прикреплен винтами корпус золотника. Полости, расположенные между уплотнительными кольцами золотника, соединены каналами с соответствующими полостями цилиндра пневмодвигателя. В воздухораспределителе имеется устройство для остановки щеток в нижнем положении. Стеклоочиститель приводится в действие поворотом рукоятки 1 крана управления, расположенной на приборной панели.
Рис. 12.3. Стеклоочиститель:
1 - ручка крана управления; 2 - кран управления; 3 - поводок; 4 - щетка; 5 - кронштейн; 6 - пневмодвигатель; 7 - рычаг; 8 - золотник; 9 - тяга.
Омыватель ветрового стекла. Состоит из насоса 1 (рис. 12.4) с приводом от кнопки 1, бачка 3 для жидкости и двух форсунок 4, расположенных рядом с щетками стеклоочистителей. Направление струи жидкости регулируется поворотом корпуса 5 форсунки или самого жиклера. При надавливании на кнопку 2 в насосе создается разрежение, под действием которого через выпускной клапан 6 бачка в насос подается жидкость. Одновременно с этим сжимается пружина насоса. При снятии усилия с педали пружина сжимает резиновый баллон в насосе и выталкивает из него жидкость, которая по трубкам подводится к форсункам и разбрызгивается на ветровое стекло в виде струй, направленных под щетки стеклоочистителя.
Рис. 12.4. Омыватель ветрового стекла:
1 - насос; 2 - кнопка; 3 - бачок с жидкостью; 4 - форсунка; 5 - корпус; 6 - клапан; 7 - гайка; 8 - штуцер; 9 - шланг; 10 - жиклер.
Сиденье. Состоит из трубчатого каркаса 1 (рис. 12.5), подушки 2 и спинки 3 из губчатой резины, механизмов продольного передвижения сиденья и двух кронштейнов, с помощью которых сиденье крепится к кронштейнам пола кабины.
Рис. 12.5. Сиденье водителя:
1 - каркас; 2 - подушка; 3 - спинка; 4 - верхний кронштейн; 5 - нижний кронштейн; 6 - овальные отверстия; 7 - механизм горизонтального перемещения сиденья; 8 - круглые отверстия; 9 - кронштейн сиденья; 10 - неподвижная направляющая; 11 - подвижная направляющая; 12, 13 - шарики; 14 - сепаратор; 15 - гребенка; 16 - ось; 17 - рычаг стопора.
В кронштейнах пола просверлены по 3 круглых 8 и 3 овальных 6 отверстия. Высота сиденья устанавливается при креплении кронштейнов сиденья в соответствующих отверстиях кронштейнов пола. Таким же образом изменяется и угол наклона сиденья. Угол наклона спинки изменяется с помощью дополнительных отверстий, имеющихся в нижнем кронштейне спинки. Передвижение сиденья вперед или назад осуществляется при помощи специального механизма, смонтированного на кронштейнах сиденья. Механизм состоит из неподвижных направляющих 10, приклепанных к кронштейнам сиденья, подвижных направляющих 11, закрепленных на трубчатом каркасе, и сепараторов 14 с шариками 12 и 13, установленных между направляющими. В задней части левой подвижной направляющей имеется 8 вертикальных пазов, в которые входит стопор, управляемый с помощью рычага 17. Рычаг поворачивается на оси 16 кронштейна неподвижной направляющей. Для передвижения сиденья необходимо поднять рычаг вверх. При этом стопор выходит из паза подвижной направляющей и сиденье можно передвинуть вперед или назад.
Двухместное пассажирское сиденье состоит из подушки и спинки. Подушка устанавливается в подставке, а спинка сиденья навешивается (на петлях) на заднюю стенку кабины.
В целях безопасности водителя и пассажира кабина автомобиля оборудована кронштейнами для крепления ремней безопасности.
Отопитель кабины. Предназначен для подачи теплого воздуха в кабину и обогрева ветрового стекла в случае его замерзания. Радиатор 10 (рис. 12.6) отопителя включен в систему охлаждения двигателя. Горячая вода поступает в радиатор отопителя из блока через шланг 7 и кран 6, расположенный на правой водяной трубе двигателя, и выходит из отопителя по отводящему шлангу 8 в нижний бачок радиатора системы охлаждения. Воздух в отопитель поступает по вентиляционному каналу 16 в правом брызговике крыла. Большая часть воздуха, подогретого в радиаторе отопителя, подается вентилятором 9 в распределительный канал, меньшая часть воздуха — в кабину к ногам пассажира. Из распределительного канала воздух поступает по шлангам 14 к соплам 4 обдува ветрового стекла, а через отверстие в конце канала 5, перекрываемое заслонкой 3, к ногам водителя.
Рис. 12.6 Отопитель кабины:
а) - общий вид; б) - схема движения воздуха
В начале движения, когда надо быстро отогреть замерзшие стекла, заслонку распределительного канала закрывают, а затем открывают полностью или частично в зависимости от того, какое количество теплого воздуха нужно направить к ветровому стеклу. Управляется заслонка с помощью троса 2 и ручки 1, расположенной на приборной панели. При утопленном положении ручки заслонка закрыта. В этом случае весь теплый воздух идет на обдув ветрового стекла. При выдвинутом положении ручки заслонка открыта. В этом случае теплый воздух подводится также к ногам водителя.
В отопитель воздух направляется заслонкой 11, расположенной в нижней части его корпуса. Ось этой заслонки с рукояткой 13 выведена из корпуса отопителя слева. Положение рукоятки совпадает с плоскостью заслонки и фиксируется впадинами пластины фиксатора 12. Рукоятка заслонки имеет 3 фиксированных положения. При вертикальном положении рукоятки заслонка закрывает доступ в отопитель свежего воздуха из вентиляционного канала. В этом случае воздух может поступать в отопитель только из кабины. При наклонном положении рукоятки заслонка открывает свежему воздуху вход в отопитель, исключая его прямое попадание в кабину. При горизонтальном положении заслонка открывает свежему воздуху вход в кабину для ее вентиляции, практически минуя радиатор отопителя. Вентилятор отопителя следует включать только после прогрева двигателя.
При температуре охлаждающей жидкости ниже 75 °С эффективность действия отопителя резко снижается. Зимой кран отопителя должен быть полностью открыт.
При безгаражном хранении автомобиля зимой после слива воды из системы охлаждения кран отопителя нельзя закрывать. После пуска двигателя и его прогрева до 80 °С следует на 20—30 с повысить частоту вращения коленчатого вала двигателя, ие включая вентилятора отопителя. Это необходимо для того, чтобы не допустить замерзания воды в радиаторе отопителя, так как при вращении коленчатого вала с малой частотой во время прогрева двигателя водяной насос только частично заполняет радиатор отопителя водой, не обеспечивая ее циркуляции в системе отопления.
После зимней эксплуатации необходимо очистить систему отопления от иакипи и проверить состояние проходных сечений трубопроводов и крана.
Оперение
Оперение автомобиля состоит из капота двигателя, облицовки радиатора, крыльев и подножек. Облицовка крепится болтами с гайками к передней части крыльев. Крылья крепятся к кабине, подножкам, брызговикам и к каркасу радиатора. Капот крепится к кронштейнам передней стенки кабины. Для облегчения работ по обслуживанию двигателя капот может открываться и удерживаться с помощью пружин в любом положении. Наибольший угол открытия капота составляет 90°. К внутренней стороне капота приварен короб, образующий с поверхностью капота воздухопровод, предназначенный для снабжения двигателя воздухом.
Капот запирается замком с предохранителем. Подъем и фиксация капота в открытом положении осуществляются с помощью рычажных механизмов (петель) параллелограммного типа с уравновешивающими пружинами. Для предотвращения самопроизвольного закрывания капота в правом механизме имеется крючок, который при полном открытии капота должен быть зафиксирован. В передней части капота закреплены штырь замка капота и предохранитель. Открывается замок капота снаружи. При повороте рукой рычага замка на себя штырь выходит из зацепления с рычагом замка и капот под действием пружины штыря поднимается вверх. Подъем капота ограничивается предохранителем, крючок которого зацепляется за кромку отверстия в облицовке. Чтобы полностью открыть капот, нужно рукой нажать на предохранитель и вывести его крючок из отверстия. Закрывается капот с некоторым усилием, которое нужно приложить к передней верхней части капота.
Грузовая платформа
На автомобиле установлена деревянная бортовая платформа, состоящая из основания, бортов и каркаса с тентом. Основание платформы выполнено в виде металлического каркаса. В бортах платформы имеются гнезда для установки каркаса тента. К поперечным балкам каркаса основания прикреплены болтами и хомутами два продольных деревянных бруса, которые вместе с основанием крепятся к лонжеронам рамы стремянками. Настил пола деревянный, щитовой. Передний и боковые борта снабжены съемными надставками.
Между боковыми бортами имеются откидные стойки, закрепленные шарнирно в кронштейнах основания. Стойки фиксируются в вертикальном положении специальными болтами. Кроме того, стойки стягиваются между собой цепью. Борта запираются угловыми и боковыми запорами.
Техническое обслуживание и ремонт кабины, оперения и платформы
Обслуживание заключается в периодической очистке и подкраске наружных и внутренних поверхностей кабины и платформы. Кроме того, при необходимости производится замена ветрового и заднего стекол, а также стекол и форточек дверей кабины. Незначительные вмятины на металлических панелях кабины и деталях оперения, не имеющие перегибов и вытяжки металла, устраняются при помощи деревянных и резиновых молотков. Более значительные повреждения, приведшие к потере первоначальной формы деталей, устраняются методом выколотки и рихтовки специальным инструментом.
При появлении скрипа в навесках и замках дверей трущиеся детали нужно смазать маслом, применяемым для двигателя. При необходимости следует произвести правку или замену деталей стеклоподъемников и замков дверей. Рычажные механизмы навески капота должны надежно удерживать капот в открытом положении и не допускать его произвольного закрывания.
При эксплуатации автомобиля рекомендуется периодически проверять болтовые соединения деталей платформы и крепление их к лонжеронам рамы, а также тщательно осматривать детали платформы. При обнаружении трещин в деталях их следует заварить и окрасить. Для предохранения пола от повреждений тяжелые малогабаритные грузы, которые могут вызвать прогиб пола платформы, должны быть уложены на подставки и надежно закреплены.
Замена ветрового и заднего стекол. Для того чтобы вынуть панорамное стекло из проема кабины, нужно с помощью отвертки удалить резиновый замок, расположенный в пазе уплотнителя, и отогнуть край уплотнителя по периметру стекла. Придерживая стекло снаружи, надо сильно надавить на него изнутри и выдвинуть правый или левый верхний угол стекла, а затем постепенно выдвинуть всю верхнюю часть стекла. После этого стекло легко вынимается из проема кабины. Аналогичным способом вынимается заднее стекло кабины.
Перед установкой панорамного стекла следует очистить уплотнитель и фланец проема кабины от старой пасты и нанести на наружную кромку фланца слой свежей герметизирующей пасты с помощью деревянной лопатки. Затем надеть уплотнитель на середину нижней части проема и установить его по всему периметру фланца. Вставить нижнюю часть стекла в паз уплотнителя и, постепенно отгибая край уплотнителя деревянной лопаткой и надавливая на стекло, вставить все стекло в уплотнитель. После этого с помощью шприца ввести герметизирующую пасту с наружной стороны между стеклом и уплотнителем. Последней операцией является установка резинового замка в средний паз уплотнителя. Лишние концы замка обрезать так, чтобы не было зазора между его торцами.
Обслуживание стеклоочистителя. При эксплуатации стеклоочистителя следует иметь в виду, что во избежание порчи ветрового стекла и преждевременного выхода из строя резиновых щеток нельзя включать стеклоочиститель при наличии на стекле сухой пыли и грязи. Стекло должно быть предварительно очищено влажной мягкой тряпкой. В зимнее время при хранении автомобилей на открытых площадках необходимо снимать щетки стеклоочистителя, так как они примерзают к стеклу и их резина быстро разрушается. Перед пуском стеклоочистителя зимой необходимо удалить со стекла иней или лед, направив на стекло горячий воздух из отопителя.
В жаркую погоду летом при длительной стоянке автомобиля на открытой площадке, во избежание растрескивания резины щетки необходимо также снимать. На концы рычагов после снятия щеток следует надеть кусочки резиновой трубки для предохранения стекла от случайных царапин. Не рекомендуется поворачивать рычаги щеток рукой, так как при этом они могут быть смещены и при работе будут ударяться об уплотнитель ветрового стекла. Не следует также поднимать рычаг на большой угол во избежание растяжения пружины рычага. При техническом обслуживании следует проверить герметичность воздухопроводов, подводящих сжатый воздух к пневмодвигателю и крану управления. При загрязнении фильтра во входном штуцере пневмодвигателя его следует промыть или заменить.
Возможные неисправности стеклоочистителя и способы их устранения приведены в табл. 12.1.
Обслуживание омывателя. Во избежание засорения жиклеров и фильтра бачок насоса следует заполнять отфильтрованной жидкостью. При необходимости следует производить чистку жиклеров и фильтра бачка. Для чистки жиклера надо отвернуть форсунку. Сетка фильтра находится на нижнем конце всасывающей трубки в бачке.
Форсунка с жиклером устанавливаются таким образом, чтобы струя жидкости попадала на стекло в верхнюю зону сектора, описываемого щеткой стеклоочистителя. В этом положении форсунка закрепляется винтом.
Регулировка положения форточки. Форточка удерживается в любом положении даже при сильном напоре встречного ветра благодаря пружинному держателю нижней оси. Легкость поворта форточки и надежность фиксации можно отрегулировать затяжкой винта держателя. Для этого нужно вынуть заглушку 12 (см. рис. 12.2) и отверткой подтянуть или ослабить винт 25.
Замена форточки и стекла двери. Для снятия стекла двери и форточки нужно отвернуть винты и снять крышку 17 (см. рис. 12.2) люка. Опустить стекло, вынуть ролик рычага стеклоподъемника из прорези кулисы 16 и опустить стекло еще ниже. Затем следует отвернуть болт крепления направляющей стойки стекла. Через отверстие, закрываемое заглушкой 11, ослабить винт 25 пружинного держателя нижней оси форточки. Вынув уплотнители стекла двери, нужно отвернуть винт крепления обоймы форточки к верхней части двери и, отклонив обойму вместе с форточкой в сторону стекла двери, вынуть ее из дверного проема. Затем вынуть стекло двери. Для разборки форточки следует вывернуть из обоймы верхнюю ось форточки, отвернуть винт пружинного держателя нижней оси и снять его, вынуть стекло из обоймы вместе с рамкой и ручкой запора. Сборка форточки и стекла двери — в обратной последовательности.
Таблица 12.1.
Причина неисправности | Способ устранения |
Щетка при работе задевает за уплотнитель | |
Неправильная установка рычага на оси | Снять рычаг, включить стеклоочиститель и через 30-60 с выключить его. Установить рычаг с щеткой так, чтобы щетка была близко расположена к уплотнителю, но не задевала его |
Значительно уменьшилась скорость перемещения щеток | |
Загрязнение фильтра во входном штуцере пневмодвигателя. | Промыть фильтр в бензине или заменить |
Засорение отверстия в клапане | Вынуть клапан и разобрать его, не снимая уплотнительных колец. Промыть калиброванные отверстия |
Некачественная очистка | |
Загрязнение стекла | Промыть стекло чистой теплой водой или обезжиривающим раствором |
Износ или старение резины щеток | Заменить щетки новыми |
Не включается пневмодвигатель | |
Износ резиновых колец на золотнике распределителя | Заменить кольца новыми, покрыть смазкой ЦИАТИМ-201 |
Отсутствие или загустевание смазки в движущихся | |
Неравномерный ход щеток | |
Износ резиновых колес поршня | Заменить кольца новыми |
Засорение перепускных отверстий | Разобрать пневмодвигатель и продуть или прочистить отверстия |
Демонтаж стеклоподъемника и замка двери. Чтобы демонтировать стеклоподъемник, нужно снять ручку 6 (см. рис. 12.2) привода, для чего следует нажать на розетку ручки и выбить штифт. После этого необходимо снять декоративный щиток, отжав отверткой 4 держателя. Вынимается стеклоподъемник через люк в нижней части двери после вывертывания четырех винтов крепления.
Замок двери также вынимается через люк двери после отвертывания винтов крепления замка к торцу двери и отъединения тяги привода. Перед тем как снять замок, нужно демонтировать наружную ручку. Для этого вывернуть винт крепления ручки к торцу двери, а затем при помощи торцового ключа отвернуть гайку крепления переднего конца ручки. Внутренняя ручка привода замка снимается так же, как ручка стеклоподъемника. Корпус привода вынимается через люк двери после отвертывания трех винтов.