Седельное устройство автомобиля ЗИЛ-133ВЯ
Конструкция
Седельное устройство тягача имеет 2 степени свободы и предназначено для шарнирного соединения с различными полуприцепами полной массой до 23500 кг, из которой на седло приходится не свыше 9650 кг (рис. 13.1). Устройство служит для передачи тягового усилия от тягача к полуприцепу, а также передачи нагрузки от части массы полуприцепа на раму тягача. Одновременно оно является поворотным устройством, обеспечивающим кинематическую связь седельного тягача с полуприцепом. Седельное устройство обеспечивает полуавтоматическую сцепку и расцепку тягача с полуприцепом.
Сцепные шкворни буксируемых полуприцепов имеют диаметр шейки (50,8 ± 0,1) мм. Седельное устройство рассчитано на вертикальную нагрузку не более 13 000 кгс и смонтировано на подставе, которая крепится к раме тягача болтами. На подставу болтами крепятся опорные кронштейны 14.
Седельное устройство состоит из следующих основных частей: седла 17, двух опорных кронштейнов 14 и сцепного механизма. Седло 17 соединено с опорными кронштейнами 14 двумя осями 16, качающимися в резинометаллических втулках 19, запрессованных в опорных кронштейнах 14.
Для предотвращения смещения осей 16 в продольном направлении они контрятся стопорными пластинами 18, привернутыми болтами к опорным кронштейнам.
Резинометаллические втулки значительно снижают динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача при движении по неровной дороге. За счет деформации упругих элементов обеспечивается поперечный наклон седла относительно рамы тягача на угол до 3°.
Сцепной механизм размещен под опорной плитой седла 17 и состоит из двух захватов 1 и 7, установленных на осях 8, запорного кулака 6 со штоком 4, пружины 5, защелки 3 с пружиной 2. Управление сцепкой и расцепкой осуществляется рычагом 11, который фиксируется от самопроизвольного открытия захватов 1 к 7 при движении автопоезда предохранительной планкой 13.
Запорный кулак 6 имеет 2 положения: заднее — захваты закрыты; переднее — захваты открыты. После предварительного поворота предохранительной планки 13 вокруг оси 12 кулак 6 отводится в переднее положение рычагом 11 управления расцепкой и фиксируется в переднем положении защелкой 3.
При введении сцепного шкворня полуприцепа в зев захватов 1 к 7 они раскрываются и кулак, освобожденный от защелки 3, перемещается под действием пружины 5 и упирается в затылок захватов. При дальнейшем перемещении шкворня кулак упирается в кромки рабочего отверстия захватов и закрывает их. При этом кулак входит в паз захватов, обеспечивая надежное их запирание.
Трущиеся поверхности седельного устройства смазываются через 3 пары масленок 9, 10 и 15.
Эксплуатация
Особенности использования сцепного устройства связаны с тем, что седельные автопоезда имеют большие габариты и значительную массу, а это требует от водителя при движении соблюдения особой осторожности. Движение автопоезда должно быть равномерным, без резких торможений и рывков. При движении по скользкой дороге не допускается резкое торможение, так как при этом могут произойти занос и складывание автопоезда.
Скорость движения автопоезда следует выбирать в зависимости от дорожных условий. Недопустимо движение с большой скоростью по дорогам с неровной и выбитой поверхностью (особенно движение без груза). Не рекомендуется переезжать через глубокие канавы (кюветы) и высокие насыпи, так как при этом возможен контакт передней части полуприцепа с рамой тягача или задней части рамы тягача с рамой полуприцепа, что недопустимо.
На спусках скорость движения автопоезда необходимо выдерживать в зависимости от состояния дороги, длины и крутизны спуска, условий видимости. Для замедления движения на спуске следует пользоваться вспомогательным тормозом.
Движение по скользким или обледенелым дорогам обязывает водителя соблюдать особенную осторожность из-за возможности бокового заноса и складывания автопоезда.
Автопоезд всегда следует вести «врастяжку». Для замедления движения при заносе необходимо пользоваться или вспомогательным тормозом, или тормозами полуприцепа с помощью ручного крана запасного (стояночного) тормоза. В исключительных случаях или для полной остановки автопоезда допустимо притормаживание рабочим тормозом. При торможении на скользких дорогах следует' полностью исключить возможность возникновения юза. Умелое использование тормозных механизмов колес полуприцепа, которые срабатывают при включении вспомогательного тормоза, позволяет избежать складывания автопоезда.
Переключение передач на скользких дорогах нежелательно. Во избежание перегрузки осей колес тягача и полуприцепа не допускается превышение грузоподъемности полуприцепа. Необходимо правильно распределить груз на платформе полуприцепа в соответствии с допустимой нагрузкой на седельное устройство.
Неправильное распределение груза может ухудшить боковую устойчивость полуприцепа и, следовательно, автопоезда в целом и привести к поломке осей колес, быстрому износу шин, деформации полуприцепа. Кроме того, возможна потеря продольной устойчивости полуприцепа.
В пути водитель должен следить за движением полуприцепа, обращая внимание на появление и характер виляния, подергивания, одностороннего увода или иных признаков износа деталей седельного устройства, шкворня, ходовой части и других узлов полуприцепа. Вовремя поворотов, разворотов, смены ряда движения и при маневрировании в местах производства погрузочно-разгрузочных работ водитель должен быть особенно внимателен, так как колеса тележки полуприцепа во время маневрирования не следуют по колее тягача, а имеют значительное смещение в сторону центра поворота.
Останавливать автопоезд на подъеме или спуске не рекомендуется. В случае вынужденной остановки необходимо принять меры, исключающие возможность скатывания автопоезда: включить стояночный тормоз и передачу (I или заднего хода) в коробке передач (предварительно вытянув кнопку останова двигателя) и подложить колодки под задние колеса тягача и полуприцепа.
Перед сцепкой тягача с полуприцепом необходимо убедиться в том, что седельное устройство и его крепление исправны, плита седельного устройства не загрязнена и ее поверхность покрыта тонким слоем смазки. Полуприцеп должен быть надежно заторможен стояночным тормозом, расположенным на полуприцепе, и установлен на опорном устройстве так, чтобы накатная плита полуприцепа была на одной высоте или ниже горизонтально расположенной плиты седельного устройства тягача, но не ниже кромок скосов седельного устройства, опущенного на опоры.
Соединительные шланги тормозных систем и кабель подключения электрооборудования полуприцепа должны быть подвешены на тягаче и не мешать сцепке. Сцепку производить в следующем порядке.
1. Повернуть в сторону предохранитель 13 (см. рис. 13.1) саморасцепки замка и перевести рычаг 11 управления расцепкой в переднее крайнее положение, обеспечив тем самым открывание замка.
2. Подать тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так, чтобы шкворень полуприцепа вошел в замок седельного устройства до упора. Сцепка при этом должна произойти автоматически, т. е. рычаг управления расцепкой должен автоматически занять крайнее заднее положение.
3. Затормозить тягач стояночным тормозом.
4. Убедиться, что рычаг управления сцепкой находится в заднем крайнем положении, а предохранитель саморасцепки — в рабочем (шток запорного кулака перекрыт предохранителем).
5. Поднять опорное устройство полуприцепа в крайнее верхнее положение, надежно закрепить его и убрать подкладки в ящик для принадлежностей полуприцепа.
6. Подключить соединительный кабель электрооборудования тягача и полуприцепа.
7. В случае если полуприцеп оборудован однопроводной системой привода тормозов, то для сцепки его с тягачом необходимо открыть крышку соединительной головки типа Б на полуприцепе, отсоединить соответствующую головку типа А (черного цвета) со шлангом от кронштейна на держателе запасного колеса тягача, соединить головки и проверить, чтобы кран растормаживания на воздухораспределителе полуприцепа находился в положении затормаживания. При этом кнопка крана должна находиться в крайнем верхнем, утопленном положении.
8. В случае если полуприцеп оборудован комбинированной системой (однопроводной и двухпроводной) тормозного привода или только двухпроводной, то для сцепки его с тягачом необходимо открыть крышки соединительных головок (красного и голубого цвета) типа «Палм» на полуприцепе, отсоединить соответствующие головки со шлангами от кронштейнов на держателе запасного колеса тягача, соединить головки (красного цвета — с красной, голубого — с голубой) и проверить, чтобы кран растормаживания на воздухораспределителе полуприцепа находился в положении затормаживания. При этом кнопка крана должна находиться в крайнем верхнем, утопленном положении.
9. Отпустить стояночный тормоз полуприцепа и убрать из-под его колес колодки.
Категорически запрещается эксплуатация полуприцепа с не присоединенными или неисправными тормозной и электрической системами, а также одновременное соединение однопроводного и двухпроводного привода тормозов.
Запрещается движение автопоезда с опущенными или не полностью поднятыми опорными устройствами полуприцепа.
Расцепку тягача с полуприцепом следует производить в следующей последовательности.
1. Выбрать ровную горизонтальную площадку, затормозить полуприцеп стояночным тормозом и подложить под его колеса колодки.
2. Опустить опорное устройство полуприцепа на опоры-подкладки.
3. Разъединить соединительные головки пневматической системы и присоединить головки к кронштейнам на держателе запасного колеса. Закрыть защитные крышки головок полуприцепов.
4. Вынуть вилки соединительного кабеля электрооборудования из штепсельных розеток и закрыть розетки крышками.
5. Отвести в сторону предохранитель саморасцепки и перевести рычаг управления расцепкой в крайнее переднее положение.
6. Включить I передачу в коробке передач и на малой скорости подать тягач вперед до полной расцепки с полуприцепом. Расцепка должна произойти автоматически. Запрещается производить сцепку и расцепку тягача с полуприцепом на скользкой площадке и расцепку при не опущенных опорных устройствах полуприцепа.
Техническое обслуживание седельного устройства
При ежедневном техническом обслуживании необходимо проверить надежность сцепки тягача с полуприцепом, крепление седельного устройства к раме тягача и состояние деталей запорного механизма седельного устройства. Убедиться в правильности присоединения разобщительных головок тормозной системы и разъемов электрооборудования полуприцепа.
При проведении ТО-1 необходимо- проверить состояние и крепление седельного устройства и при необходимости подтянуть гайки крепления.
При проведении ТО-2 тягача необходимо дополнительно проверить состояние и крепление пружин захватов, запорного кулака и пружины защелки. Смазать узлы трения согласно карте смазки.
Во время проверки состояния седельного устройства необходимо обратить внимание на состояние крепления шпилек (осей механизма привода запорного кулака ) с седлом и запорного кулака с его штоком (нарушение сварных соединений недопустимо). Проверить износ рабочих поверхностей захватов и запорного кулака.
Разборка и сборка седельного устройства
Разборка седельного устройства производится в случае появления какой-либо неисправности, с целью замены дефектной детали.
Для замены оси 16 (см. рис. 13.1) шарнира необходимо снять стопорную пластину 18, предварительно расшплинтовав и вывернув болты ее крепления, и затем выпрессовать оси 16 шарнира.
При замене резинометаллических втулок 19 необходимо выпрессовать оси 16 шарниров, как это указано выше, снять седло 17 и выпрессовать втулки из кронштейна 14.
Для замены захватов 1, 7 сцепного механизма необходимо выпрессовать оси 8 захвата, предварительно их расшплинтовав. Сборка седельного устройства производится в обратной последовательности. Гайки болтов крепления кронштейна 14 к раме тягача должны быть затянуты моментом 8—9 кгс м.
Для предотвращения повышенных износов деталей седельного устройства необходимо производить своевременную смазку через пресс-масленки 9, 10, 15
В процессе эксплуатации седельное устройство регулировок не требует, а появление каких-либо дефектов (недопустимые люфты, стуки и т. п.) требует только замены или восстановления изношенных (дефектных) деталей или узлов.
Возможные неисправности и способы их устранения
В процессе эксплуатации рабочие поверхности захватов и запорного кулака изнашиваются. При этом наибольший размер отверстия под шкворень в захватах запорного механизма не должен превышать 56 мм. После восстановления изношенных поверхностей или замены деталей новыми диаметр отверстия в захватах должен быть 50,8 + 0,2 + 0.4 мм, а размер запорного кулака в месте контакта с захватами 74 - 0,2 - 0,6 мм. При появлении люфтов в резинометаллических втулках кронштейнов седла, что указывает на их износ, последние необходимо заменять новыми.
Изношенные, поврежденные или деформированные детали запорного механизма седельного устройства должны своевременно заменяться новыми или восстанавливаться методом наварки с последующей обработкой для получения необходимых размеров рабочих поверхностей, так как в противном случае может произойти разъединение тягача с полуприцепом во время движения.