Генератор ЗИЛ-133
Устройство и работа генератора
На автомобиле ЗИЛ-133Г2 установлен генератор типа Г250И1. Представляет собой трехфазную 12-полюсную синхронную электрическую машину с встроенным кремниевым выпрямительным блоком и с проточной вентиляцией. Устройство генератора показано на рис. 14.3.
В 18 пазах статора 13 заложена 3-фазная обмотка, соединенная в звезду. Каждая фаза имеет 6 катушек, соединенных последовательно. Концы каждой фазы подсоединены к выпрямительному блоку 1.
На валу 9 ротора установлена обмотка возбуждения и два когтеобразных магнитопровода 12, которые образуют 12-полюс- ную магнитную систему. Электрический ток поступает в обмотку возбуждения через два кольца 4, установленных на валу ротора. С кольцами контактируют две щетки 6, расположенные в щеткодержателе 5. Вал генератора вращается в двух шарикоподшипниках 2 и 11 закрытого типа.
На переднем конце вала установлен на шпонке 8 шкив 10 с вентилятором 7. При вращении якоря вентилятор создает поток воздуха через генератор, охлаждая его.
Выпрямительный блок 1 установлен в крышке 3 и состоит из шести кремниевых диодов, соединенных в 3-фазный выпрямитель.
На крышке со стороны контактных колец имеются: зажим «+» для подключения потребителей и штекерный разъем «Ш» для соединения с бесконтактным регулятором напряжения.
На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ-133ГЯ устанавливается генератор типа Г287В. По конструкции он аналогичен генератору Г250И1. Но в генераторе Г287В в отличие от Г250И1 обе щетки изолированы от корпуса автомобиля (массы). Это обусловлено требованием совместной работы с регулятором напряжения типа РР132. Технические характеристики генераторов:
Г250И1 | Г278В | |
Номинальное напряжение, В | 14 | 14 |
Номинальный ток, А | 40 | 85 |
Начальная частота вращения ротора, при температуре окружающей среды и генератора (20 ± 5) / (25±10)оС* и напряжения 12,5/14 В* при независимом возбуждении, об/мин: | ||
без нагрузки, не более | 900 | 1020 |
при токе нагрузки 22/60 А*, не более | 2000 | 2200 |
Максимальная частота вращения ротора, об/мин | 6000 | 8000 |
Сопротивление обмотки возбуждения, Ом | 3,7 | 3,6 |
Усилие, необходимое для сжатия щеточных пружин до 17,5 мм, гс | 220±40 | 220±30 |
* В числителе - для Г250И1, в знаменателе - для Г287В.
Техническое обслуживание генератора. Для обеспечения надежной и безотказной работы генератор необходимо содержать в чистоте. Перед выездом надо проверить генератор по показанию указателя тока аккумуляторной батареи. При средней частоте вращения коленчатого вала двигателя генератор должен отдавать зарядный ток, величина которого спадает по мере восстановления заряда аккумуляторной батареи. При исправной полностью заряженной батарее и отключенных потребителях отсутствие зарядного тока не свидетельствует о неисправности генератора.
В процессе эксплуатации при каждом ТО-2 необходимо проверить надежность крепления генератора к двигателю, состояние выводов «+» и «Ш», крепление шкива, натяжение ремня и соединение проводов с выводами генератора и регулятора напряжения.
После первых 150 ООО км пробега для первой категории условий эксплуатации и в дальнейшем при каждом четвертом ТО-2 необходимо:
снять генератор, очистить его от пыли и грязи и при необходимости разобрать;
проверить высоту щеток и упругость щеточных пружин. Высота щеток должна быть не менее 8 мм. При необходимости щетки заменить и прошлифовать контактные кольца, если их износ превышает 0,5 мм на диаметр. Минимально допустимый диаметр контактных колец 29,3 мм;
внимательно осмотреть шарикоподшипники и в случае обнаружения дефектов заменить.
Основные неисправности генератора приведены в табл. 14.1.
Причина неисправности | Способ устранения |
Генератор не дает зарядного тока (указатель тока показывает разрядный ток при номинальных оборотах двигателя) или дает зарядный ток но не обеспечивает хорошей зарядки аккумуляторной батареи. | |
Пробуксовка приводного ремня | Натянуть ремень |
Отсутствие контакта между щетками и кольцами: | |
заедание щеток в своих направляющих | Очистить щеткодержатель и щетки, проверить упругость пружин. |
загрязнение (замасливание) колец | Протереть кольца ветошью, смоченной в бензине. Если загрязнение не удаляется, зачистить кольца шкуркой зернистостью 125 |
износ щеток (высота меньше 8 мм) | Заменить щетки |
Обрыв цепи возбуждения генератора | Устранить обрыв (проверить в первую очередь места припайки выводов катушки возбуждения к контактным кольцам и исправность выводов катушки) |
Неисправность регулятора напряжения | Проверить и в случае необходимости отремонтировать или заменить регулятор. |
Повреждение одного из диодов выпрямительного блока | Проверить диоды с помощью прибора или контрольной лампы и при необходимости заменить поврежденный диод или выпрямительный блок в сборе. |
Обрыв или короткое замыкание в фазе статора (обнаруживается по разнице сопротивлений фаз, превышающий 10%) | Разобрать генератор, снять статор и проверить сопротивление фаз. При обрыве или коротком замыкании в одной из фаз заменить статор. |
Повышенный шум генератора | |
Износ или повреждение подшипников | Заменить подшипники |
Наличие в генераторе постороннего предмета | Удалить посторонний предмет |
Деформация вентилятора | Выправить вентилятор |
Износ посадочного места подшипника | Заменить крышку генератора |
Разборка и сборка генератора. Отвернуть 2 винта крепления щеткодержателя к крышке и снять щеткодержатель с щетками. Отвернуть стяжные винты и снять крышку со стороны контактных колец со статором.
Отвернуть гайки крепления фазных выводов обмотки статора от выводов выпрямительного блока на крышке. Статор отделить от крышки. Отвернуть гайку крепления шкива. Снять шкив, вентилятор, дистанционную втулку и вынуть шпонку.
У генератора Г287В снять с вала крышку со стороны привода вместе с подшипником при помощи съемника. У генератора Г250И1 для этой цели необходимо использовать два резьбовых отверстия Мб с межцентровым расстоянием 70 мм в торце крышки. Отвернуть 4 винта, снять держатель подшипника и выпрессовать подшипник из гнезда крышки.
Сборка генератора производится в обратном порядке. Перед сборкой генератора необходимо: очистить детали генератора от грязи; продуть сжатым воздухом; проверить не заедают ли подшипники и при необходимости заменить их; проверить не заедают ли щетки в щеткодержателе.
Контрольная проверка генератора. Генератор проверяют на испытательном стенде, состоящем из электродвигателя, позволяющего плавно изменять частоту вращения ротора до 5000 об/мин, реостата, позволяющего создавать нагрузку в цепи генератора до 100 А, аккумуляторной батареи, реостата в цепи возбуждения, рассчитанного на силу тока 3—5 А, а также приборов: вольтметра постоянного тока, класса точности не ниже 1,0 со шкалой 0—30 В; амперметра постоянного тока, класса точности не ниже 1,5 со шкалой 0—50 А (для Г250И1) или 0—100 А (для Г287В); тахометра, позволяющего замерять частоту вращения от 0 до 5000 об/мин. Можно использовать контрольно-испытательный стенд 532 или 532 М.
Рис. 14.4. Схема проверки генератора Г287В на стенде.
Схема соединения генератора для испытания на простейшем стенде приведена на рис. 14.4.* Частота вращения ротора генератора с нагрузкой и без нагрузки приведена в разделе «Устройство и работа генератора».
* Здесь и далее на электрических схемах согласно ГОСТ 2.710-81 приняты следующие обозначения: G - генератор; M - электродвигатель; PA - амперметр; PV - вольтметр; L - дроссель; R - регулятор; RK - терморезистор; VD - диод, стабилитрон; VT - транзистор; Q - выключатели в цепях питания оборудования; K - реле.