Аккумуляторная батарея Автомобили семейства ЗИЛ-133

Особенности конструкции

Аккумуляторная батарея на автомо­биле служит для питания всех потребите­лей электрической энергией при неработаю­щем двигателе и при работе его на малых оборотах, а также для питания потребите­лей совместно с генератором, когда потреб­ляемая ими сила тока превышает допусти­мую для генератора величину.

Электролит, которым заполняют ак­кумуляторные батареи, состоит из серной кислоты и дистиллированной воды. Плот­ность электролита, заливаемого при пер­вом заряде, и плотность электролита в конце этого заряда, а также в эксплуата­ции в зависимости от времени года и кли­матических условий работы батареи, дана в табл. 14.3.

На заводе-изготовителе плотность элек­тролита в конце первого заряда батареи доводится до 1,27 г/см3.

Аккумуляторная батарея 6СТ-90ЭМС автомобиля ЗИЛ-133Г2 установлена на ле­вом лонжероне под кабиной. Для техниче­ского обслуживания батарею выдвигают на подножку.

Батарея состоит из шести последова­тельно соединенных аккумуляторов (эле­ментов). Каждый аккумулятор имеет 6 по­ложительных и 7 отрицательных пластин, между которыми проложены сепараторы. Через крышку батареи проходят полюс­ные штыри от положительных и отрица­тельных пластин. Пространство между крышкой и баком заполнено уплотнитель­ной мастикой.

6СТ-90ЭМС6СТ-190ТР
Номинальное напряжение, В1213
Емкость при 20 часовом режиме разряда в температуре электролита +25оС, А ч90190
Разрядный ток при 20-часовом режиме разряда, А4,59,5
Общий объем электролита в батарее, л612
Сила тока заряда, А919
Масса батареи с электролитом, кг3571

На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ ус­танавливаются 2 батареи 6СТ-190ТР. От­личительная особенность этой батареи — полиэтиленовый бак. Каждый элемент ба­тареи состоит из 14 положительных и 15 отрицательных пластин. Основные данные аккумуляторных батарей:

Повышение плотности электролита при­водит к сокращению срока службы бата­реи, поэтому повышать плотность необхо­димо только в холодное время, учитывая температуру замерзания электролита. За­висимость температуры замерзания (в °С — цифры справа) от плотности электролита (в г/см3), приведенной к 15 °С:

1,050-31,150-14,0

1,250-50,0

1,075-5,01,175-19,0

1,275-59,0

1,100-7,01,200-25,0

1,300-68

1,125-10,0

1,225-37,0 1,310-66,0

Таблица 14.3

Климатические зоны, средняя месячная температура воздуха в январе (в оС), время года. Плотность электролита*, приведенная к 15оС, г/см3
заливаемогозаряженной батареи

Холодная с климатическими районами:

очень холодный (от -50 до -30)

зима1,291,31
лето 1,25 1,27
холодный (от -30 до -15), круглый год 1,27 1,29
Умеренная (от -15 до -4), круглый год1,25 1,27
Жаркая (от -15 до +4), круглый год1,23 1,25
Теплая влажная (от +4 до +6), круглый год1,21 1,23

*Допускаемые отклонения плотности электролита от указанных значений не должны превышать ±0,01 г/см3

Проверка уровня и плотности электролита

Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохрани­тельного щитка (решетки), установ­ленного над сепараторами. Повышать уровень электролита следует только, доливая дистиллированную воду. В холодное время года во избежание замерзания воду необходимо доливать непосредственно перед запуском дви­гателя для быстрого перемешивания ее с электролитом. Электролит доли­вается только в тех случаях, когда известно, что уровень понизился в ре­зультате выплескивания электролита (например, в конце зарядки) или течи бака.

Плотность электролита проверяет­ся денсиметром с пипеткой. Значение плотности электролита в аккумуляторах приведено в табл. 14.3. Ниже приведена плотность электролита (в г/см3) при температуре 15оС частично разряженного аккумулятора в зависимости от плотности при полном заряде (левая колонка):

Аккумулятор, разряженный на
25%50%
1,311,271,23
1,291,251,21
1,271,231,19
1,251,211,17
1,231,191,15

Если температура электролита будет выше или ниже 15оС, то необходимо к показаниям денсиметра внести температурную поправку, так как при изменении температуры вследствие изменения объема электролита изменяется и плотность электролита:

Температура электролита, оС+45+30+150-15-30-45
Поправка к показаниям денсиметра, г/см3+0,02+0,010-0,01-0,02-0,03-0,04

Если плотность электролита в аккумуляторах неодинакова и разница получается более 0,01 г/см3, то ее следует выровнять, доливая электролит плотностью 1,4 г/см3 или дистиллированную воду. Корректировку плотности электролита производить после того, когда батарея полностью заряжена.

Заряд аккумуляторной батареи

Электролит готовится из аккумуля­торной серной кислоты и дистилли­рованной воды. Для приготовления электролита применяется посуда, стойкая против действия серной кис­лоты (керамическая, стеклянная, эбо­нитовая, освинцованная), в которую наливается вода, а затем кислота при непрерывном помешивании. Запреща­ется наливать воду в кислоту.

Для получения электролита соот­ветствующей плотности надо руковод­ствоваться следующими данными:

Плотность электролита, приведенная к 15о С, г/см3На 1л воды добавить серной кислоты плотностью 1,83 г/см3, л
1,2100,245
1,2300,280
1,2500,310
1,2650,335
1,2700,345
1,290 0,385
1,400 0,650

Температура электролита, заливае­мого в аккумуляторы, должна быть не выше 25 °С в условиях умеренного климата и не выше 30 °С в условиях тропиков. Не рекомендуется заливать батареи электролитом с температурой ниже 15 °С.

После заливки электролита дают выдержку 20—120 мин и замеряют плотность. Если плотность электроли­та понизилась не более чем на 0,03 г/см3 против плотности заливае­мого электролита, то батарея может быть установлена на автомобиль. Если же плотность снизилась более чем на 0,03 г/см3, то батарею следует зарядить.

Аккумуляторные батареи заряжают постоянным током. Положительный зажим батареи присоединяют к поло­жительному полюсу источника, а от­рицательный к отрицательному. Сила зарядного тока указана в разделе «Осо­бенности конструкции». Батарею мож­но заряжать, если температура элект­ролита в аккумуляторной батарее не выше 30 °С. В противном случае батарею следует охладить. Заряд бата­реи ведут до тех пор, пока не начнется «кипение» электролита во всех акку­муляторах, а напряжение и плотность электролита не останутся постоянны­ми в течение 2 ч заряда. Напряжение рекомендуется контролировать вольт­метром класса точности 1,0 с шкалой на 3 Вс ценой деления 0,02 В.

Во время заряда следует периоди­чески проверять температуру электро­лита и следить за тем, чтобы она не поднималась выше 45 °С. Если температура достигает 45 °С, необходимо уменьшить зарядный ток наполовину или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры электролита до 30 °С.
Если конечная плотность электролита отличается от величины, указанной в табл. 14.3, то доводят ее путем доливки дистиллированной воды (если плотность выше) или электролита плотностью 1,4 г/см3 (если плотность ниже). Перед доливкой воды или электролита часть его из аккумулятора отсасывают резиновой грушей.

После корректировки плотности следует продолжить заряд в течение 30 мин для полного перемешивания электролита.

По истечении указанного времени отсоединить батареи от зарядного устройства и дать выдержать ее еще 30 мин. Затем проверить уровень электролита и, если он окажется ниже нормы, добавить в аккумуляторы электролит той же плотности. После этого батарею можно устанавливать на автомобиль.

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Во время эксплуатации необходимо периодически очищать аккумуляторную батарею, ее выводы и наконечники проводов, так как загрязнение поверхности аккумуляторных батарей, наличие окислов или грязи на штырях, а также неплотная затяжка зажимов и наконечников проводов вызывают быстрый разряд батарей и препятствуют нормальному ее заряду. Если батарея часто и длительное время находится в разряженном или даже полуразряженном состоянии, возникает сульфатация пластин (покрытие пластин крупнокристаллическим сернокислым свинцом). Это приводит к снижению емкости и увеличению внутреннего сопротивления батареи. Обнаженная часть пластин вследствие понижения уровня электролита также сульфатируется.

Таблица 14.4

Причина неисправностиСпособ устранения
Аккумуляторная батарея не обеспечивает достаточной частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Разряженность батареи ниже допустимого предела.Зарядить батарею и проверить исправность генератора и регулятора напряжения.
Повышенное падение напряжения в цепи питания стартера.Очистить зажимы на батарее и наконечники проводов. Смазать их техническим вазелином. При необходимости подтянуть крепление наконечников проводов стартера.
Неисправность всех или некоторых аккумуляторных батарей.Сдать батарею в ремонт.
Ускоренный самозаряд батареи
Замыкание выводов аккумуляторов грязью и электролитом, разлитым на поверхности батареи.Протереть батарею сухой тряпкой, а затем другой, смоченной 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды.
Загрязнение электролита посторонними примесями. Батарею разрядить током, равным 1/10 емкости батареи, до напряжения 1,1-1,2 В на один аккумулятор. Вылить электролит, промыть батарею, залить свежий электролит и зарядить батарею.
Ускоренное понижение уровня электролита в батарее
Электролит "выкипает".Проверить регулятор напряжения.
Повреждение моноблока батареи.Сдать батарею в ремонт.
Из вентиляционного отверстия одного или нескольких аккумуляторов во время заряда выливается электролит
Чрезмерно высокий уровень электролита.Отсосать резиновой грушей излишки электролита.
Чрезмерный зарядный ток.Проверить регулятор напряжения.
Короткое замыкание пластин в одном из аккумуляторов.Сдать батарею в ремонт.
При заряде полностью разряженной батареи быстро повышаются напряжение и температура электролита и начинается бурное газовыделение, а плотность повышается незначительно.
Сульфация пластин, которая может возникнуть, если батарею долго не использовали, длительное время эксплуатировали при пониженном уровне электролита или систематически недозаряжали.Сульфатированные пластины исправляют циклом заряд - разряд силой тока не более 1/20 от емкости батареи, при начальной плотности электролита не более 1,12 г/см3. Сильно сульфатированные пластины не восстанавливаются.

Один раз в 2 недели необходимо: проверить надежность крепления батареи в гнезде и контакт наконечников проводов с выводами батареи. Наконечники проводов и выводы смазать техническим вазелином;
очистить батарею от пыли и грязи. Электролит, попавший на поверхность батареи, вытереть сухой ветошью, смоченной в растворе нашатырного

спирта или кальцинированной соды (10%-ный раствор);

прочистить при необходимости вентиляционные отверстия в пробках;
проверить уровень электролита во всех аккумуляторах и при необходимости долить дистиллированную воду до уровня.
Один раз в квартал, а также при участившихся случаях ненадежного запуска двигателя необходимо проверить степень заряженности батареи по плотности электролита с учетом температурной поправки, указанной в разделе «Проверка уровня и плотности электролита».
После определения плотности следует установить степень заряженности батареи в процентах, руководствуясь данными, приведенными там же, и учитывая исходную плотноть электролита для данной климатической зоны (см. табл. 14.3). Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, необходимо поставить на заряд.
Основные неисправности аккумуляторных батарей и способы их устранения приведены в табл. 14.4.