Система зажигания ЗИЛ-133

На автомобиле ЗИЛ-133Г2 применяет­ся контактно-транзисторная система за­жигания, которая состоит из источника электрической энергии 9 (рис. 14.10), ка­тушки зажигания 2, прерывателя 5, распре­делителя зажигания 4 транзисторного коммутатора 1, добавочного резистора 6 свечей зажигания 3, проводов низкого и высокого напряжения, выключателя за­жигания 8 и выключателя 7, добавочного резистора, встроенного в реле стартера.

При включении зажигания и замыка­нии контактов прерывателя 5 в цепи уп­равления ток течет от положительной клем­мы батареи через выключатель зажигания 8, добавочное сопротивление 6, первичную обмотку катушки зажигания 2. безымян­ную клемму коммутатора 1, переход эмит­тер—база транзистора, первичную обмот­ку импульсного трансформатора Т, клем­му Р и контакты прерывателя 5 на массу.

Схема системы зажигания ЗИЛ-133

Рис. 14.10. Схема системы зажигания.

Вследствие прохождения тока управле­ния через эмиттер—базу транзистор отпи­рается; при этом по первичной обмотке катушки зажигания протекает рабочий ток низкого напряжения.

При размыкании контактов прерывате­ля ток в цепи базы транзистора прерывает­ся и транзистор запирается. Это приводит к резкому снижению тока в первичной об­мотке катушки зажигания, в результате чего во вторичной обмотке катушки 2 индуктируется ток высокого напряжения, импульсы которого распределяются в не­обходимой последовательности по свечам зажигания при помощи распределителя 4.

Трансформатор Т повышает скорость за­пирания транзистора. Для предотвращения пробоя транзистора от э. д. с. самоиндук­ции первичной обмотки катушки зажигания в момент размыкания контактов служат стабилитрон VD2 и диод VD1. Электроли­тический конденсатор С2 защищает от слу­чайных перенапряжений в цепи питания. Конденсатор С1 облегчает режим переклю­чения транзистора.

Катушка зажигания, добавочный резистор, транзисторный коммутатор

Катушка зажигания Б114-Б. Представ­ляет собой трансформатор, преобразующий ток низкого напряжения в ток высокого на­пряжения, необходимый для образования искрового разряда между электродами све­чи и воспламенения рабочей смеси в ци­линдрах двигателя.

Добавочный резистор СЭ107. Служит для уменьшения нагрева катушки зажига­ния в рабочем режиме, а также для обеспе­чения надежного пуска двигателя путем увеличения вторичного напряжения замы­канием накоротко одной секции добавоч­ного резистора. Обе секции резистора имеют сопротивление по (0,52 + 0,05) Ом.

Коммутатор ТК102. Установлен на левой стенке в кабине автомобиля. Служит для снижения тока на контактах прерыва­теля примерно в 10 раз по сравнению с то­ком в первичной цепи катушки зажигания. Электрическая схема коммутатора показа­на на рис. 14.10. Принцип работы описан в разделе «Работа системы зажигания».

Проверить исправность коммута­тора на автомобиле можно при помо­щи омметра. Проверка производится в следующем порядке:

выключить зажигание и массу. Контакты прерывателя в распредели­теле поставить в разомкнутое состоя­ние;

до начала проверки на пределе из­мерения «х 100» произвести установку стрелки омметра на нулевое деление. Определить сопротивление между безымянной клеммой коммутатора и его корпусом и поменять местами про­вода. В одном положении проводов омметра сопротивление должно составлять 25—30 Ом, в другом 2,4 5,0 кОм;

подсоединить омметр к клеммам «А1>. и «Р» коммутатора. Омметр должен показать в зависимости от положения проводов соответственно 25 -30 Ом и 2,6—5,5 кОм. При этом коммутатор и транзистор исправны;

в случае, если транзистор пробит, сопротивление между безымянной клеммой и «М», а также между клем­мами «Р» и «М» будет равно нулю. При замере сопротивления между клеммами «К» и «М» коммутатора происходит небольшой «бросок» стрел­ки, после чего стрелка устанавливает­ся на бесконечность. Такое показание омметра — как у исправного коммута­тора, так и у коммутатора с пробитым транзистором.

Прерыватель-распределитель Р137 ЗИЛ-133

Рис. 14.11. Прерыватель-распределитель Р137:

1 - вал; 2 - штифт; 3 - винт крепления октан-корректора; 4 - корпус; 5 - бронзовая втулка; 6 - центробежный регулятор; 7 - подшипник; 8 - неподвижный диск; 9 - подвижный диск; 10 - пружинный держатель; 11, 37 - фильцы; 12 - ротор; 13 - резистор; 14 - крышка; 15 - выводы; 16, 42 - пружины; 17 - контактный уголек; 18 - электрод крышки; 19 - замочное кольцо; 20 - шайба; 21 - кулачок прерывателя; 22 - винт крепления подвижного и неподвижного дисков; 23 - держатель дисков; 24 - октан-корректор; 25 - штуцер для соединения с карбюратором; 26 - вакуумный регулятор; 27 - возвратная пружина; 28 - диафрагма; 29 - тяга; 30 - провод, соединяющий подвижный диск с корпусом; 31 - гайки октан-корректора; 32 - эксцентрик; 33 - держатель неподвижного контакта; 34 - рычажок с подвижным контактом; 35 - винт; 36 - контакты; 38 - провод; 39 - внутренний изолятор; 40 - наружный изолятор; 41 - втулка кулачка; 43 - стойка поводковой пластины; 44 - поводковая пластина кулачка; 45 - поводковая пластина грузиков; 46 - грузик; 47 - ось грузика; 48 - штифт на поводковой пластине кулачка.

В полном объеме проверить тран­зисторный коммутатор можно на стен­де СПЗ-8М. При выявлении неисправ­ностей коммутатор необходимо направить для замены деталей в специ­ализированную мастерскую.

Распределитель зажигания

Распределитель зажигания Р137 (рис. 14.11) предназначен для прерывания тока низкого напряжения в первичной обмотке катушки зажигания и распределения тока высокого напряжения по свечам.

Распределитель установлен на двигате­ле и приводится во вращение от шестерни распределительного вала. Вал распредели­теля вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны его крышки.

Изменение угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения колен­чатого вала обеспечивается центробежным регулятором, а в зависимости от нагруз­ки — вакуумным регулятором. Только при правильной работе этих регуляторов мо­жет быть обеспечена устойчивая и эконо­мичная работа двигателя.

Центробежный регулятор опережения зажигания. На валу 1 (см. рис. 14.11) рас­пределителя закреплена поводковая пла­стина 45 грузиков с осями 47 вращения грузиков 46.

Вращение кулачку 21 прерывателя пе­редается не непосредственно от вала рас­пределителя, а через грузики 46 и поводко­вую пластину 44 кулачка. Расходящиеся с увеличением частоты вращения коленча­того вала грузики рабочим профилем А перекатываются по рабочей плоскости Б поводковой пластины кулачка в сторону вращения вала распределителя. В резуль­тате этого контакты размыкаются раньше и угол опережения зажигания увеличива­ется. Угол опережения зажигания тем боль­ше, чем выше частота вращения коленча­того вала.

С уменьшением частоты вращения ко­ленчатого вала пружины, противодейст­вующие поворачиванию грузиков, возвра­щают их в исходное положение, поворачи­вая при этом кулачок против направления вращения. Вследствие этого контакты прерывателя размыкаются позднее и угол опе­режения уменьшается.

Зависимость угла опережения зажига­ния от частоты вращения вала распредели­теля, следующая:

Частота вращения вала распределителя, об/мин Угол опережения по валу распределителя
400 1,5-4,5
900 9-12
1400 и более 16-19

Несоответствие углов опережения за­жигания частоте вращения возникает вследствие ослабления пружин или заеда­ния грузиков. Такое несоответствие вызы­вает детонацию и снижение мощности дви­гателя, а также увеличение расхода топ­лива.

Вакуумный регулятор опережения за­жигания. Корпус вакуумного регулято­ра 26 (см. рис. 14.11) разделен диафрагмой 28. Полость регулятора, в которой помеще­на пружина 27, сообщается каналом со сме­сительной камерой карбюратора над дроссельной заслонкой. Полость с противо­положной стороны диафрагмы сообщается с атмосферой через полость корпуса распре­делителя. Со стороны последнего на диа­фрагме закреплена тяга 29, связанная с подвижным диском 9 прерывателя, за­крепленным на шарикоподшипнике.

При уменьшении нагрузки двигателя разрежение в карбюраторе, а следователь­но, и в полости корпуса вакуумного ре­гулятора увеличивается. При этом диа­фрагма, преодолевая усилие пружины, прогибается и поворачивает подвижный диск прерывателя против направления вра­щения кулачка, вследствие чего контакты размыкаются раньше, а угол опережения зажигания увеличивается.

При уменьшении разрежения (при уве­личении нагрузки двигателя) пружина 27 возвращает детали регулятора в исходное положение, уменьшая угол опережения за­жигания.

Ниже приведена характеристика работы вакуумного регулятора опережения зажи­гания:

Разряжение, мм рт. ст. Угол опережения зажигания по валу распределителя
80 0-1
100 0-2
200 5-7
250 и более 7-10

Отказ в работе вакуумного регулятора или нарушение нормальной его работы при­водит к увеличению расхода топлива, осо­бенно при движении с неполной нагруз­кой.

Кроме описанных автоматических ре­гуляторов, распределитель имеет приспо­собление для ручной регулировки опере­жения зажигания — октан-корректор. Он позволяет устанавливать опережение за­жигания в соответствии с октановым чис­лом применяемого топлива.

Устанавливать зажигание надо с большой точностью, так как даже при небольших ошибках в его установке расход топлива резко возрастает, а мощность двигателя уменьшается.

Перед установкой зажигания необ­ходимо проверить и, если требуется, отрегулировать зазор между контак­тами прерывателя (0,3—0,4 мм), а также установить октан-корректор на отметку «0».

Устанавливать зажигание при сбор­ке двигателя, а также на двигателях, с которых снимались распределитель и привод распределителя, необходи­мо в следующем порядке.

1. Установить поршень 1-го цилин­дра в положение 9° до в.м.т. такта сжатия, для чего повернуть коленча­тый вал до совмещения отверстия 2 (рис. 14.12, а) на шкиве коленчатого вала с меткой «9» на указателе 1 уста­новки зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальной частоты вращения.

2. Расположить паз 5 (рис. 14.12,6) на валу привода распределителя в сборе так, чтобы этот паз был парал­лелен риске 4 на верхнем фланце 3 корпуса привода распределителя, при­чем паз на валу привода должен быть смещен к переднему торцу блока. В та­ком положении вставить привод рас­пределителя в гнездо блока, причем перед началом этой операции располо­жить отверстия в нижнем фланце кор­пуса привода точно над резьбовыми от­верстиями под болты крепления кор­пуса распределителя к блоку.

После того как привод распредели­теля станет на свое место, угол между осью паза на валу привода и осью, сое­диняющей отверстия на верхнем флан­це корпуса распределителя, должен быть в пределах ±15° (рис. 14.12, в), а паз на валу привода смещен к перед­нему концу двигателя. При большем угле следует переставить шестерню привода относительно шестерни рас­пределительного вала на один зуб так, чтобы этот угол был в заданных преде­лах.

Установка зажигания ЗИЛ-133

Рис. 14.12. Установка зажигания.

Если корпус привода не удается ус­тановить так, чтобы не было зазора между его нижним фланцем и флан­цем на блоке (что свидетельствует о несовпадении шипа на валу привода распределителя и паза на валу мас­ляного насоса), необходимо повернуть коленчатый вал двигателя на 2 обо­рота, слегка надавливая при этом на корпус привода распределителя.

3. Повернуть коленчатый вал двига­теля на угол, обеспечивающий требуе­мое опережение зажигания. Для это­го, вращая коленчатый вал двигате­ля пусковой рукояткой, совместить в конце второго оборота отверстие в шкиве коленчатого вала с риской «9» на указателе установки момента зажигания (см. рис. 14.12, а).

4. Ослабить болт 3 (см. рис. 14.11) и вставить распределитель в гнездо его привода так, чтобы октан-коррек­тор был направлен вверх. В этом случае электрод ротора будет нахо­диться против вывода 1-го цилиндра на крышке распределителя.

5. Снять крышку с распределителя, устранить зазоры в приводе распреде­лителя (ротор повернуть против часо­вой стрелки до упора), включить за­жигание и поворачивать корпус рас- 284 пределителя против часовой стрелки до появления искры между наконеч­ником центрального провода, идуще­го от катушки зажигания, и массой (искровой зазор 2—3 мм). При таком положении корпуса распределителя затянуть болт крепления пластины к распределителю.

6. Проверить, соответствует ли ус­тановка проводов в крышке распреде­лителя порядку работы цилиндров (1 —5—4—2—6—3—7—8). Установку зажигания на двигателях, с которых снимался распределитель, но не сни­мался его привод, выполняют в соот­ветствии с указаниями пп. 3—6.

Устанавливать зажигание на дви­гателях, на которых не снимался ни распределитель, ни его привод, необ­ходимо в соответствии с указаниями, данными в пп. 3, 4, 5, 6, немного от­вернув перед операцией, описанной в п. 5, болт 3.

Установку зажигания на двигателе необходимо уточнять с помощью ок­тан-корректора при движении авто­мобиля с полной нагрузкой следую­щим образом:

прогреть двигатель и ехать по ров­ному участку дороги на прямой пере­даче со скоростью 30 км/ч;

резко нажать до отказа на педаль управления дроссельной заслонки и держать ее в таком положении до тех пор, пока скорость не возрастет до 60 км/ч. При этом надо прислушивать­ся к работе двигателя;

при сильной детонации на указан­ном режиме работы двигателя враще­нием гаек октан-корректора перемес­тить верхнюю пластину по шкале в сторону знака «—»;

при полном отсутствии детонации на указанном режиме работы двигателя переместить верхнюю пластину по шкале в сторону знака «+».

При правильной установке зажига­ния во время разгона автомобиля бу­дет прослушиваться легкая детона­ция, исчезающая при скорости 40— 45 км/ч.

Разборка и сборка распредели­теля. Отвернуть болт 3 (см. рис. 14.11) и снять обе пластины с корпуса вместе с регулировочными гайками. Снять крышку 14, отстегнув оба держателя 10, снять ротор 12.

Отвернуть 2 винта крепления ваку­умного регулятора 26 к корпусу 4 распределителя. Отвернуть винт кре­пления тяги 29 к подвижному диску 9, одновременно отъединить один конец провода массы (перемычки). Снять тягу с оси подвижного диска и снять вакуумный регулятор.

Отвернуть на клемме первичной цепи гайку крепления провода, отъ­единить провод, снять внутренний изолятор 39 и вынуть из корпуса винт- клемму с наружным изолятором 40.

Отвернуть винты 22 крепления па­нели подвижного 9 и неподвижного 8 дисков, отсоединить провод массы, снять два держателя 23 дисков и вы­нуть из корпуса распределителя оба диска в сборе с подшипником.

Отвернуть винт крепления пружи­ны и снять рычажок 34 с подвижным контактом и пружиной. Отвернуть винт и снять держатель 33 с непод­вижным контактом. Снять фетровый фильц 11, замочное кольцо 19 кулач­ка, пружины 42, кулачок 21 вместе с втулкой и пластиной 44. Снять гру­зики 46.

Если требуется, выбить штифт 2, снять с конца валика муфту, плоскую упорную шайбу и вынуть из корпуса вал 1 в сборе с нижней пластиной. При необходимости выпрессовать втулки 5 из корпуса.

Сборка распределителя — в обрат­ном порядке. При сборке необходимо установить зазор 0,3—0,4 мм в кон­тактах. Если он отличается от ука­занной величины, ослабить винт 35 и, вращая эксцентрик 32, установить нормальный зазор. Затянуть винт 35 и вторично проверить зазор между контактами.

После сборки распределитель следу­ет проверить на стенде типа СПЗ-8М.

Техническое обслуживание распре­делителя. Распределитель необходи­мо смазывать в соответствии с картой смазки (см. гл. 17), проверить и регу­лировать (при ТО-2) зазор между кон­тактами прерывателя, следить за со­стоянием и чистотой его деталей.

При ТО-1 необходимо проверить на­дежность крепления распределителя. После этого снять крышку с распре­делителя, обтереть ее снаружи и из­нутри тканью, смоченной в чистом бен­зине. При наличии трещин на крышке или роторе детали заменить.

Провода в крышке должны устанав­ливаться до контакта с электродом, так как возникновение дополнитель­ного искрового промежутка в крышке распределителя из-за неполной по­садки проводов высокого напряжения в гнездах может привести к выгора­нию пластмассы крышки, к выходу из строя катушки зажигания, а также к нарушению нормальной работы дви­гателя .

Обгоревшие контакты прерывателя надо тщательно зачистить шкуркой зернистостью 125. Необходимо сле­дить за чистотой контактов, так как наличие пленки влаги или масла на них приводит к отказу системы зажи­гания. Если масло, влага или грязь попали на контакты, нужно обязатель­но протереть контакты замшей, смо­ченной в бензине.

Условием длительной и надежной работы прерывателя являются параллельность контактов и хорошее при­легание одного к другому по всей по­верхности.

Таблица 14.6

Причина неисправности Способ устранения
Отсутствие искры или перебои в работе системы зажигания.
Загрязнение контактов. Зачистить контакты.
Обрыв проводов, соединяющих подвижный контакт с клеммой и подвижный диск с неподвижным. Выявить неисправность с помощью контрольной лампы. Неисправный провод заменить.
Перебои в работе распределителя при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Загрязнение ротора или крышки и утечки тока высокого напряжения через трещины в роторе или крышке. Протереть ротор и крышку при наличии трещины деталь заменить
Ослабление упругости пружины рычажка подвижного контакта Проверить упругость пружины динамометром и, если она ниже 500 гс, отрегулировать за счет овального отверстия в пружине или заменить пружину с подвижным контактом.
Большой износ втулок вала, кулачка распределителя, подвижного контакта или подушки. Распределитель направить в ремонт.
Выработка участка дорожки качения шариков в подшипнике. Повернуть наружное кольцо подшипника вокруг оси распределителя.
Увеличение расхода топлива и снижение мощности двигателя
Неправильная установка зажигания Установить зажигания
Заедание грузиков центробежного регулятора опережения зажигания Разобрать распределитель и устранить причину заедания
Неисправность вакуумного регулятора опережения зажигания Проверить трубку от распределителя к карбюратору и, если повреждения отсутствуют, проверить вакуумный регулятор; при необходимости заменить

Если зазор между контактами пре­рывателя отличается от нормального (0,3—0,4 мм) меньше чем на 0,05 мм, то регулировать его не следует.

Натяжение пружины подвижного контакта должно находиться в преде­лах 500—650 гс.

Проверять работу распределителя, центробежного и вакуумного регуля­торов необходимо на стенде типа СПЗ-8М.

Основные неисправности распреде­лителя зажигания и способы их устра­нения приведены в табл. 14.6.

Провода высокого напряжения и свечи зажигания

На автомобиле ЗИЛ-133Г2 приме­няются провода высокого напряже­ния марки ПВВП. Для подключения к приборам системы зажигания на концах проводов закреплены бронзо­вые наконечники. К свечам зажига­ния провода присоединены с помо­щью наконечников СЭ110. Внутри наконечника установлен резистор (5,6 кОм), который уменьшает радио- помехи, создаваемые системой зажи­гания. Техническое обслуживание проводов заключается в поддержании в чистоте проводов, проверке состояния изоляции и надежности присое­динения их к наконечникам и к рас­пределителю.

На двигателе автомобиля ЗИЛ- 133Г2 применяются свечи зажигания All или А11-1. Техническое обслу­живание свечей зажигания заключает­ся в периодической проверке их со­стояния, очистке от нагара и регули­ровке зазора между электродами.

Проверку состояния свечей необ­ходимо проводить после работы дви­гателя под нагрузкой, так как работа на холостом ходу изменяет характер нагара.

Свечи не должны иметь трещин на изоляторе и конусной части изолятора свечи (юбке). На юбке свечи обычно образуется красновато-коричневый налет, который не мешает работе све­чей.

Свечи с нагаром или оксидной плен­кой нужно очищать на приспособле­нии Э-203-О, 514-2М или др. Если не имеется возможности очистить свечи, а слой нагара велик, их следует заме­нить новыми.

После очистки нагара необходимо проверить зазор между электродами свечи с помощью щупа, прикладывае­мого в комплект инструмента. Зазор между электродами (0,85—1,0 мм) регулируется подгибанием только бо­кового электрода.

На бесперебойность искрообразо- вания и герметичность свечи проверя­ются на приборе Э-203-П, 514-2М или др.

На двигатель свечи устанавливают обязательно с прокладкой и затягива­ют специальным торцовым ключом, входящим в комплект инструмента (момент затяжки 3,2—3,8 кгс-м).

Отказ в работе свечей может быть вызван:

износом поршневых колец, приво­дящим к замасливанию свечей и к об­разованию на них липкого масляного нагара. Свечи замасливаются также при длительной работе на холостом ходу и во время пуска двигателя, осо­бенно при многократных попытках пуска;

регулировкой карбюратора на бо­гатую смесь, способствующей появле­нию копоти на свечах (сухой нагар);

регулировкой карбюратора на слишком бедную смесь. Это приводит к перегреву свечей, вследствие чего возникают перебои в работе двигате­ля при больших нагрузках и движе­нии на больших скоростях;

отсутствием уплотнительной про­кладки под корпусом свечи, неплот­ным завертывании свечи в головку блока и нарушением герметичности самой свечи. При этом свечи чрезмер­но перегреваются и выходят из строя.

Обнаружить неработающую свечу на двигателе можно путем поочеред­ного отключения проводов от свечей. При отключении провода от неисправ­ной свечи частота вращения коленча­того вала не снижается. Неработаю­щая свеча холоднее остальных, поэто­му ее иногда можно обнаружить и на ощупь.

Основные неисправности системы зажигания

Одним из показателей исправности системы зажигания служит величина преодолеваемого искрой промежутка между любым из проводов свечей и массой или между проводом высокого напряжения катушки зажигания и массой. Если система зажигания ис­правна, то искра способна без перебо­ев преодолевать искровой промежу­ток 5—7 мм. Для проверки системы зажигания можно использовать при­боры моделей 537, К301 и НИИАТ Э-5.

При отсутствии специальных при­боров первичную цепь системы зажи­гания можно проверить следующим образом. Включить зажигание (ос­тальные потребители выключить) и, проворачивая коленчатый вал двига­теля пусковой рукояткой, наблюдать за показаниями амперметра на щитке приборов. Исправная система зажи­гания потребляет ток 5—7 А (при за­мыкании контактов прерывателя), Если потребляемый ток равен нулю, то необходимо проверить исправность первичной цепи контрольной лампой (2 Вт), которая подключается к массе и проверяемой точке.

Таблица 14.7

Причина неисправности Способ устранения
Нет искры между электродами у всех свечей зажигания
Неисправность прерывателя-распределителя См. табл. 14.6
Повреждение изоляции провода высокого напряжения от катушки к распределителю. Заменить провод.
Неисправность вторичной обмотки катушки зажигания Заменить катушку
Между электродами некоторых свечей проскальзывает слабая искра, искра с перебоями или совсем нет искры.
Наличие масла и влаги на крышке распределителя, проводах и изоляторах свечей зажигания, на катушке зажигания. Удалить масло и влагу чистой сухой тряпкой.
Трещины и следы пробоя на крышке распределителя Заменить крышку
Наличие нагара накатушке и роторе распределителя Удалить нагар
Повреждение изоляции проводов свечей Заменить провода новыми
Неисправность помехоподавительных резисторов Заменить неисправные резисторы
Неисправность свечей зажигания Заменить свечи

Когда контакты прерывателя зажи­гания разомкнуты, проверяют после­довательно следующие точки схемы (см. рис. 14.10): клемма «+» аккуму­ляторной батареи, клеммы «ВК-Б», «ВК» и «К» добавочного резистора, клеммы катушки зажигания и преры­вателя. В исправной системе зажига­ния при подключении контрольной лампы в любой точке лампа должна гореть полным накалом. Если она не загорается, значит неисправен послед­ний проверяемый элемент или на этом участке оборвана электрическая цепь.

При замкнутых контактах преры­вателя порядок проверки аналогичен предыдущему. Однако при исправной цепи горение лампы в отдельных точ­ках схемы будет изменяться от силь­ного («+» аккумуляторной батареи, клемма «ВК-Б» добавочного резисто­ра) до слабого (клеммы «В К» и «К» добавочного резистора, клемма «К» катушки зажигания). На безымянной клемме катушки зажигания и на рас­пределителе лампа вообще гореть не должна.

Если пробит транзистор коммута­тора, горение лампы как при разомк­нутых, так и при замкнутых контак­тах прерывателя будет таким же, как и при исправном коммутаторе, но при замкнутых контактах прерывате­ля. Следовательно, проверять состоя­ние транзисторного коммутатора це­лесообразно при разомкнутых кон­тактах.

Исправность первичной цепи сис­темы зажигания можно проверить так­же вольтметром при замкнутых кон­тактах прерывателя. Напряжение ме­жду массой и нижеуказанными клем­мами должно находиться в следую­щих пределах: «ВК-Б» добавочного резистора —11,1—11,3 В; «ВК»—7,6— 7,8, В; «К» добавочного резисто­ра — 4,0—4,2 В; «К» катушки зажи­гания— 3,9—4,1 В; безымянная клем­ма катушки зажигания — 1,0—1,2 В; «Р» коммутатора — 0,1 В.

При выходе из строя транзистор­ного коммутатора ТК102 в пути для движения автомобиля необходимо сое­динить между собой и надежно изоли­ровать провода, отключенные от безы­мянной клеммы и клеммы «Р» комму­татора. Провод от клеммы «К» следу­ет изолировать от массы. Один вывод конденсатора емкостью 0,25—0,35 мкФ необходимо подключить к бе­зымянной клемме катушки зажигания, а второй к массе.

Система зажигания может не рабо­тать также из-за неисправностей во вторичной цепи (высокого напряже­ния) и в катушке зажигания. Основ­ные неисправности и способы их устра­нения приведены в табл. 14.7.