Коммутационная аппаратура ЗИЛ-133

К коммутационной аппаратуре отно­сятся выключатели, переключатели, реле различного назначения, электромагниты, розетки переносной лампы, розетки при­цепа и др.

Центральный переключатель света. На автомобиле ЗИЛ-133Г2 устанавливается центральный переключатель света П44-А, который обеспечивает включение фар го­ловного света, передних и задних фонарей. Поворотом рукоятки переключателя вклю­чаются и регулируются по интенсивности накала лампы освещения приборов.

Ножной переключатель света фар. На автомобиле ЗИЛ-133Г2 устанавливается переключатель П53-Б, который обеспечи­вает переход с ближнего света фар на даль­ний и наоборот.

Переключатель указателей поворота. На автомобиле ЗИЛ-133Г2 устанавливает­ся переключатель П105-А. Выключение пе­реключателя автоматическое при помощи ролика. Зазор 2,5—3 мм между роликом и ступицей рулевого колеса в выключенном положении переключателя устанавливают перемещением корпуса на кронштейне.

Комбинированный переключатель. На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ устанав­ливается переключатель П145, обеспечи­вающий включение указателей поворота, габаритных огней, ближнего и дальнего света, электрического и пневматического сигналов и проблесковой сигнализации.

Выключатель аккумуляторной батареи. Для включения аккумуляторной батареи на автомобиле ЗИЛ-133Г2 устанавливает­ся выключатель В КЗ 18-Б, который вклю­чается при нажатии рукой на его централь­ный шток. Выключение происходит при нажатии на кнопку возврата штока.

применяется дистанционный выключатель ВК861. Управление выключателем произ­водится посредством кнопочного выключа­теля 11.3704, установленного на арматур­ной панели.

Переключатель аккумуляторных бата­рей. На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ применяется дистанционный электромаг­нитный переключатель ВКЗО-Б для пере­ключения аккумуляторных батарей с па­раллельного питания (12 В) на последова­тельное (24 В) при запуске двигателя. Включение производится выключателем приборов и стартера.

Только при включенном выключателе стартера во 2-м положении (пуск двигате­ля) цепь стартера находится под напряже­нием 24 В.

Дополнительное реле стартера. На ав­томобилях семейства ЗИЛ-133 применяет­ся реле РС502 с напряжением включения реле 6—9 В.

Прерыватели тока ламп указателей по­ворота. На автомобиле ЗИЛ-133Г2 уста­навливается прерыватель РС57, который обеспечивает только работу указателей поворотов.

На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ установлен прерыватель типа РС950, кото­рый позволяет получать прерывистый све­товой сигнал при маневрировании авто­мобиля и для сигнализации аварийного со­стояния автомобиля при одновременном включении указателей поворотов обеих сторон автомобиля.

Прерыватель состоит из задающего уст­ройства генератора импульсов тока, вы­полненного на печатной плате, исполни­тельного механизма (электромагнитного реле), реле контроля исправности сигналь­ных ламп тягача и реле исправности сиг­нальной лампы прицепа. Все эти элементы смонтированы на общей печатной плате и помещены в пластмассовый корпус. Для подключения в схему электрооборудова­ния автомобиля на крышке имеются две штекерные колодки: 8-клеммная для ком­мутации тягача и 4-клеммная для прицепа.

Схема прерывателя указателей поворота РС950 ЗИЛ-133

Рис. 14.14. Схема прерывателя указателей поворота РС950

По принципиальной электрической схе­ме прерыватель контактно-транзисторный. Генератор импульсов тока собран по схеме астабильного мультивибратора с электро­механической положительной обратной свя­зью.

В исходном состоянии транзистор VT1 (рис. 14.14) закрыт напряжением, опреде­ляемым номиналами резисторов Rl, R2, R3 и R4. При этом транзисторы VT2 и VT3 находятся в закрытом состоянии. Так как транзистор VT3 закрыт, обмотка реле KI обесточена и его контакты разомк­нуты.

При включении указателей поворота или аварийной сигнализации подзаряжается конденсатор С1 н параллельно резистору R4 через холодные нити ламп указателей и диод VD1 подключается резистор R6. Потенциал эмиттера VT1 понижается, и ои открывается. При этом открываются тран­зисторы VT2 и VT3, срабатывает реле KI и лампы указателей загораются. Конден­сатор С1 начинает разряжаться и удержи­вает некоторое время транзистор VT1 в открытом состоянии. После разряда кон­денсатора все транзисторы и исполнитель­ное реле переходят в исходное состояние. Лампы указателей поворота подключены к прерывателю. Хотя теперь параллельно резистору R4 подключен резистор R6, транзисторы удерживаются некоторое вре­мя в закрытом состоянии за счет заряда конденсатора Cl. При достижении некото­рого уменьшения тока заряда конденсато­ра С1 транзисторы открываются. Процесс формирования импульса тока вновь пов­торяется.

Диод VD2 служит для гашения э. д. с. самоиндукции обмотки реле К1, Диод VD3 — для получения напряжения надеж­ного закрывания транзистора VT3, диод VD4 — для шунтирования импульсных вы­бросов отрицательной полярности генера­тора, образующихся при резком изменении нагрузки.

В режиме работы указателей поворота происходит контроль исправности ламп указателей тягача посредством реле К2, а прицепа — посредством реле КЗ. В слу­чае перегорания одной из ламп указателей контрольная лампа не горит.

В режиме аварийной сигнализации осу­ществляется контроль исправности только ламп указателей прицепа.

Включение аварийной сигнализации производится выключателем ВК422-12. При этом в ручке управления выключателя за­горается контрольная лампа, свидетельствующая о включении аварийной сигназации.