Спидометр СП201-А Автомобили семейства ЗИЛ-133

На автомобиле ЗИЛ-133Г2 устанавли­вается спидометр СП201--А магнитоиндук­ционного типа с приводом от гибкого вала. Спидометр состоит из двух функциональ­ных узлов (скоростного и счетного), объе­диненных в одном корпусе и имеющих об­щий привод.

Скоростной узел состоит из постоянно­го магнита, связанного жестко с гибким ва­лом привода спидометра и картушки, ус­тановленной на оси стрелки. На этой же оси между картушкой и стрелкой установ­лена спиральная пружина (волосок), стре­мящаяся повернуть стрелку к нулевой от­метке шкалы.

При вращении магнита его поле наво­дит в теле картушки вихревые токи, соз­дающие в свою очередь магнитное поле картушки. Взаимодействие поля магнита и поля картушки создает крутящий мо­мент, стремящийся повернуть картушку в направлении вращения магнита. Повороту оси картушки препятствует волосок, за­кручивающийся при увеличении тягового момента и создающий противодействующий момент. Таким образом, картушка вместе с осью и стрелкой поворачивается на угол, пропорциональный частоте вращения ва­лика спидометра, т. е. на угол, соответст­вующий скорости движения автомобиля.

Счетный узел состоит из системы чер­вячных передач и связанных с ним барабан­чиков. Максимальное показание счетного узла 99999,9 км, после чего он снова на­чинает показания с нуля.

Привод спидометра осуществляется гиб­ким валом неразборного типа ГВ124-Н от коробки передач. Гибкий вал обеспечивает непрерывную связь ведомого вала коробки передач с входным валиком спидометра и не создает погрешностей измерения ни ско­рости, ни пройденного пути до момента своего разрушения и остановки прибора.

Таблица 15.1

Причина неисправностиСпособ устранения
Не работает скоростной и счетный узлы
Ослабление крепления гаек в соединении гибкого вала с прибором и коробкой передачЗакрепить гайки
Обрыв гибкого валаЗаменить гибкий вал, убедившись в отсутствии заедания в приборе
Заедание приводного валика спидометра Заменить спидометр
Не работает только счетный узел
Заедание счетного узла Заменить спидометр
Разрушение червячной передачи внутри спидометра То же
Отклонение стрелки указателя скорости в больших пределах
Неправильный монтаж гибкого вала (гибкий вал не закреплен на щите отсека двигателя и на коробке передач или имеет изгибы радиусом 150 мм)Произвести правильный монтаж гибкого вала.
Недостаточное количество смазки внутри гибкого вала Заменить гибкий вал
Колебание стрелки сопровождаемое стуком в приводе, особенно на малой скорости движения.
Потеря крутильной жесткости гибкого вала Заменить гибкий вал

Спидометр относится к неремонтируе­мым изделиям в эксплуатации и при выходе из строя заменяется новым.

Основные неисправности спидометра и гибкого вала, а также способы их устра­нения в эксплуатации приведены в табл. 15.1.

Для обеспечения исправной работы спи­дометра в процессе эксплуатации автомо­биля необходимо выполнять следующее.

Периодически (при ТО-1) проверять затяжку гаек присоединения гибкого вала к спидометру и коробке передач. Гайки должны быть завернуты до отказа, причем покачивание наконечников не должно ощу­щаться.

Проверять правильность монтажа гиб­кого вала. Гибкий вал не должен иметь радиусов изгиба менее 150 мм. Наличие крутых изгибов сокращает срок службы гибкого вала. Вал должен обязательно быть закреплен скобами на щите отсека двигателя и коробке передач.

Проверять правильность показаний ско­ростного узла с помощью, например, се­кундомера. Для этого:

поднять домкратом задний мост и поста­вить его yа подставки. Под передние коле­са подложить упоры;

пустить двигатель и включить прямую передачу. Довести скорость по спидометру до одной из отметок (40; 60; 80 км/ч) и поддерживать ее во время проверки;

включить секундомер и через 6 мин вы­ключить его, заметив показания счетного- узла в начале (S) и конце (S1) проверки;

Сопоставить скорость, показываемую скоростным узлом, и расчетную V=(S1-S)/0,1.
Погрешность показаний правильно отрегулированного скоростного узла при температуре (20+-5)оС не должна превышать 3/-1 км/ч при скорости до 60 км/ч 4/-1 при скорости 80; 5/-1 км/ч при скорости 100 км/ч.
Проверку спидометра можно проводить и на тахометрических установках, например OTX2-60.
Неисправный спидометр надо отрегулировать в специальной мастерской или заменить.