Электрические спидометр и тахометр ЗИЛ-133

Спидометр. На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ устанавливается электрический бесконтактный спидометр 11.3802 с датчи­ком МЭ307.

Датчик МЭ307 (рис. 15.1, б) установлен на коробке передач и получает привод от ведомого вала посредством червячной пары и пары цилиндрических шестерен. Датчик представляет собой трехфазный генератор церемонного тока, частота которого про­порциональна частоте вращения постоян­ного магнита ротора 24, .установленного на валу 21. Статорные обмотки 20 датчика соединены в звезду и пучком из трех про­водов посредством штекерных колодок со­единяются с указателем.

Указатель спидометра (рис. 15.1. о) представляет собой измерительный узел магиитоиндукционного типа. В металли­ческом штампованном корпусе 13 размещен механизм спидометра с синхронным элек­тродвигателем и электронным блоком на печатной плате 9.

Электродвигатель имеет трехфазную об­мотку 16 возбуждения, соединенную в звезду. Каждая фаза обмотки подключена к соответствующему транзисторному кас­каду.

Якорь в виде постоянного оксидно-ба­риевого магнита 3 имеет общую ось с по­стоянным магнитом 14, вращающим через воздушный промежуток картушку 7. Стрел­ка 10 спидометра насажена на ось 12 кар­тушки 7.

Принцип работы спидометра заключает­ся в следующем. При движении автомоби­ля якорь датчика вращается и создает в каждой катушке импульсы напряжения, частота которых пропорциональна скоро­сти движения автомобиля. Импульсы от каждой катушки 25 (рис. 15.1, в) подаются по отдельному проводу 26 на один из трех транзисторов 27, работающих в режиме ключа, вследствие чего при отпирании транзисторов от бортовой сети автомобиля питаются статорные обмотки 28 указателя (электродвигателя). Фазные токи создают в статоре приемника три пульсирующие намагничивающие силы, сдвинутые в про­странстве под углом 120о и по времени на 1,3 периода вращения якоря датчика. Результирующая намагничивающая сила обмотки статора 28 вращается синхронно с якорем. Ротор указателя, следуя за из­менением направления намагничивающей силы статора, вращается синхронно с ро­тором датчика, тем самым обеспечивая дистанционную передачу от датчика к ско­ростному узлу спидометра. Скоростной и счетный узлы спидометра работают анало­гично спидометру СП201-А. описанному выше.

Спидометр 11.3802 ЗИЛ-133

Рис. 15.1. Спидометр 11.3802:
а - указатель; б - датчик; в - электрическая схема; 1 - крышка электродвигателя; 2 - штифт крепления втулки магнита; 3 - постоянный магнит; 4 - корпус электродвигателя; 5 - вал магнита; 6 - скоба; 7 - катушка; 8 - корпус механизма; 9 - плата электронного блока; 10 - стрелка; 11 - шкала; 12 - ось катушки; 13 - корпус прибора; 14 - магнит; 15 - статор; 16 - обмотка статора; 17 - стопорное кольцо; 18 - уплотнение; 19 - корпус датчика; 20 - обмотка статора; 21 - вал ротора; 22 - манжета; 23 - стопорное кольцо; 24 - постоянный магнит; 25 - катушки датчика; 26 - провод; 27 - транзистор КТ801-А; 28-обмотки статора указателя.

Тахометр. Для контроля за частотой вращения коленчатого вала двигателя на автомобилях ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ применя­ется тахометр 11.3813- Тахометр отличает­ся от спидометра 11.3802 только отсутст­вием счетного узла и местом установки датчика.

Датчик тахометра устанавливается на крышке заднего подшипника вала привода топливного насоса и приводится во враще­ние валом привода насоса, для чего в то­рец вала запрессовывается сухарь привода датчика с прорезью под плоский конец ве­домого валика.

Неисправности электрического спи­дометра и тахометра. Наиболее ха­рактерные неисправности спидомет­ра 11.3802 и тахометра 11.3813, кото­рые могут встретиться в эксплуата­ции, а также возможные причины не­исправностей и способы их устране­ния приведены в табл. 15.2.

Ремонт электрических спидомет­ров и тахометров можно производить только в специализированных мас­терских опытными специалистами по данным приборам.

Техническое обслуживание элект­рического спидометра и тахометра. Обслуживание в процессе эксплуата­ции сводится к периодическому ос­мотру (при ТО-1) и проверке затяжки болтов крепления датчиков к фланцам.

Необходимо также осмотреть надеж­ность установки штекеров в колодках и отсутствие возможности перетира­ния пучков проводов. Не допускает­ся наличие влаги под защитными ре­зиновыми колпачками, защищающими штекерное соединение датчика и зад­него левого пучка проводов.

Проверка точности показаний электрического спидометра и тахомет­ра. Контроль точности показаний должен производиться в рабочем по­ложении прибора на специальных ус­тановках, обеспечивающих плавное изменение частоты вращения привода датчика. Для этой цели можно ис­пользовать тахометрическую установ­ку ОТХ2-60.

Для спидометра при температуре окружающей среды (20±5)°С погреш­ность не должна превышать +З км/ч при скорости не более 60 км/ч и 4-5% от действительной скорости при ско­рости больше 60 км/ч. Для тахометра при тех же условиях погрешность не должна превышать +5% действи­тельного значения показаний в пре­делах 500—2500 об/мин и ±4% при 2500 об/мин и более.

Колебания стрелки прибора при по­стоянной угловой скорости датчика не должны превышать ±2% от пре­дела измерения на скоростях более 20 км/ч для спидометра и более 500 об/мин для тахометра.