Манометры ЗИЛ-133
Для контроля давления масла в двигателе и воздуха в пневмосистеме применяются механические манометры непосредственного действия. Они имеют чувствительный элемент и указатель в виде совмещенного узла в одном приборе, а контролируемая среда подводится к чувствительному элементу по трубопроводу.
Техническое обслуживание манометров в основном заключается в периодической проверке качества затяжки соединений в масляных и пневматических магистралях, подводимых к манометрам. Точность показаний манометров следует проверять с помощью контрольного манометра. Для этой цели можно пользоваться прибором Э204 или прибором 531 ГАРО.
Манометр МД230. Применяется на автомобиле ЗИЛ- 133Г2 для контроля давления масла. Манометр МД230 — мембранный, с сигнализатором аварийного падения давления. Манометр входит в состав комбинации приборов КП205.
Чувствительным элементом, воспринимающим давление в этом манометре, служит упругая гофрированная мембрана 9 (рис. 15.8), изготовленная из фосфористой бронзы. Мембрана зажата между основанием 10 и упругими кольцами при за- вальцовке края корпуса 8 на основании манометра. Над мембраной установлен диск 7, по форме повторяющий концентрические выступы мембраны. Он установлен на таком расстоянии от мембраны, чтобы при давлении выше предела измерения манометра мембрана опиралась на этот диск во избежание ее остаточных деформаций.
В центре корпуса установлена втулка 3 с шестигранником для, регулировочного ключа. Через эксцентрично расположенный в нем канал проходит штифт 2, опирающийся на мембрану. На этот штифт опирается рычаг 4 передачи к стрелке прибора.
Рис. 15.8. Манометр МД230:
а - мембранный узел; б - вид со стороны стрелки
Рис. 15.9. Манометр МД234
При возникновении давления под мембраной центральная часть мембраны перемещается, поднимая штифт вверх. Штифт нажимает на рычаг и поворачивает его вокруг оси 5. Фигурный конец рычага 4 нажимает на стойку 20 стрелки и поворачивает ее вокруг оси 19. Противодействующая пружина 18 прижимает стойку стрелки к рычагу и обеспечивает беззазорное соприкосновение деталей передаточного механизма друг к другу и возврат стрелки в исходное положение при снижении давления. На шкале 6 прибора закреплен изолятор 13, несущий упругую токоведущую пластину 14 с контактом 12 и регулировочным винтом 15. Стрелка имеет выступ 17 с контактом 16, который поворачивается вместе со стрелкой и при давлении 0,3— 0,6 кгс/см3 замыкается контактом 12, включая при этом сигнальную лампу аварийного падения давления масла. Для того чтобы пульсация давления в системе смазки не вызывала колебаний стрелки, в канал штуцера 1 запрессована дюза 11, через которую масло проходит медленно, не вызывая резкого изменения положения мембраны.
В механизме предусмотрены две регулировки — нулевая и масштабная. Первую осуществляют без давления под мембраной подгибанием фигурного конца рычага до установки стрелки на нулевую отметку шкалы. Затем при давлении 4 кгс/см2, поворачивая втулку 3 с штифтом за шестигранник и изменяя плечо действия штифта на рычаг, производят масштабную регулировку. Момент замыкания контактов сигнализатора регулируют винтом 15.
Допускаемая погрешность на отметке «1» (кгс/см2) — ±0,2, на отметке «4» — ± 0,4 кгс/см2.
Манометр МД234. Применяется на автомобилях ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ для контроля давления масла. Основной деталью манометра (рис. 15.9) служит упругая плоская трубка 5, изогнутая пс дуге окружности. Одни конец трубки впаян в штуцер 9, через отверстие в котором масло из системы смазки двигателя подается в трубчатую пружину, а второй конец соединен с тягой 8, которая через передаточный механизм приводит в движение стрелку 2 прибора.
Под действием внутреннего давления масла трубка стремится разогнуться. При этом ее свободный конец перемещается, передвигая связанную с ним стрелку прибора.
Передача от трубчатой пружины к стрелке 2 осуществляется зубчатым сектором 7 и трибкой на оси стрелки 4. Пружина (волосок) 6 на оси стрелки компенсирует влияние зазоров в передаточном механизме. Предусмотрены две регулировки манометра: нулевая — подгибанием усика ограничительной пластины 3, и масштабная — подгибанием рычага сектора 7.
Погрешность измерения манометра МД234 при температуре 20 “С не должна превышать -)—0,4 кгс/см2 на всех отметках шкалы 1.
Сигнализатор аварийного давления масла. Датчик ММ111-Б состоит из корпуса 9 (рис. 15.10) и изолятора 4. Между корпусом и изолятором зажаты неподвижный контакт 7 и диафрагма 8 с толкателем 6. Подвижный контакт 1 прижимается к неподвижному 7 пружиной 5, которая выполняет роль чувствительного элемента датчика. Войлочный фильтр 3 с пропиткой 10%-ным раствором водоотталкивающей жидкости R0926 служит для того, чтобы давление в надмембранной плоскости было равным внешнему атмосферному.
Рис. 15.10. Датчик аварийного давления масла ММ111-Б
Под действием давления масла в системе смазки эластичная диафрагма удерживает пружину в сжатом состоянии и, следовательно, контакты в разомкнутом. При снижении давления до 0,4—0,8 кгс/см2 под давлением пружины контакты замыкаются и контрольная лампа, встроенная в манометр МД234, загорается.
Подключение в схему автомобиля осуществляется прн помощи штекера 2.
Воздушные манометры. Для контроля давления воздуха в контурах передних и задних тормозов применяются манометры с трубчатой пружиной; на автомобиле ЗИЛ-133Г2 — МД213 (двухстрелочный); на автомобилях ЗИЛ-133ВЯ, 133ГЯ — два однострелочных манометра 13.3830. Принцип работы и конструкция указанных манометров аналогичны манометру МД234.