Манометры ЗИЛ-133

Для контроля давления масла в двига­теле и воздуха в пневмосистеме применяют­ся механические манометры непосредствен­ного действия. Они имеют чувствительный элемент и указатель в виде совмещенного узла в одном приборе, а контролируемая среда подводится к чувствительному эле­менту по трубопроводу.

Техническое обслуживание манометров в основном заключается в периодической проверке качества затяжки соединений в масляных и пневматических магистралях, подводимых к манометрам. Точность по­казаний манометров следует проверять с помощью контрольного манометра. Для этой цели можно пользоваться прибором Э204 или прибором 531 ГАРО.

Манометр МД230. Применяется на ав­томобиле ЗИЛ- 133Г2 для контроля давле­ния масла. Манометр МД230 — мембран­ный, с сигнализатором аварийного паде­ния давления. Манометр входит в состав комбинации приборов КП205.

Чувствительным элементом, восприни­мающим давление в этом манометре, слу­жит упругая гофрированная мембрана 9 (рис. 15.8), изготовленная из фосфорис­той бронзы. Мембрана зажата между ос­нованием 10 и упругими кольцами при за- вальцовке края корпуса 8 на основании ма­нометра. Над мембраной установлен диск 7, по форме повторяющий концентрические выступы мембраны. Он установлен на та­ком расстоянии от мембраны, чтобы при давлении выше предела измерения маномет­ра мембрана опиралась на этот диск во избежание ее остаточных деформаций.

В центре корпуса установлена втулка 3 с шестигранником для, регулировочного ключа. Через эксцентрично расположенный в нем канал проходит штифт 2, опирающий­ся на мембрану. На этот штифт опирается рычаг 4 передачи к стрелке прибора.

Манометр МД230 ЗИЛ-133

Рис. 15.8. Манометр МД230:
а - мембранный узел; б - вид со стороны стрелки

Манометр МД234 ЗИЛ-133

Рис. 15.9. Манометр МД234

При возникновении давления под мем­браной центральная часть мембраны пере­мещается, поднимая штифт вверх. Штифт нажимает на рычаг и поворачивает его во­круг оси 5. Фигурный конец рычага 4 нажимает на стойку 20 стрелки и повора­чивает ее вокруг оси 19. Противодействую­щая пружина 18 прижимает стойку стрел­ки к рычагу и обеспечивает беззазорное соприкосновение деталей передаточного ме­ханизма друг к другу и возврат стрелки в исходное положение при снижении давле­ния. На шкале 6 прибора закреплен изолятор 13, несущий упругую токоведущую пластину 14 с контактом 12 и регулировоч­ным винтом 15. Стрелка имеет выступ 17 с контактом 16, который поворачивается вместе со стрелкой и при давлении 0,3— 0,6 кгс/см3 замыкается контактом 12, вклю­чая при этом сигнальную лампу аварий­ного падения давления масла. Для того чтобы пульсация давления в системе смаз­ки не вызывала колебаний стрелки, в ка­нал штуцера 1 запрессована дюза 11, че­рез которую масло проходит медленно, не вызывая резкого изменения положения мембраны.

В механизме предусмотрены две регу­лировки — нулевая и масштабная. Пер­вую осуществляют без давления под мембра­ной подгибанием фигурного конца рычага до установки стрелки на нулевую отметку шкалы. Затем при давлении 4 кгс/см2, поворачивая втулку 3 с штифтом за шести­гранник и изменяя плечо действия штифта на рычаг, производят масштабную регули­ровку. Момент замыкания контактов сигна­лизатора регулируют винтом 15.

Допускаемая погрешность на отметке «1» (кгс/см2) — ±0,2, на отметке «4» — ± 0,4 кгс/см2.

Манометр МД234. Применяется на ав­томобилях ЗИЛ-133ВЯ, -133ГЯ для конт­роля давления масла. Основной деталью ма­нометра (рис. 15.9) служит упругая пло­ская трубка 5, изогнутая пс дуге окруж­ности. Одни конец трубки впаян в штуцер 9, через отверстие в котором масло из си­стемы смазки двигателя подается в трубча­тую пружину, а второй конец соединен с тягой 8, которая через передаточный меха­низм приводит в движение стрелку 2 при­бора.

Под действием внутреннего давления масла трубка стремится разогнуться. При этом ее свободный конец перемещается, пе­редвигая связанную с ним стрелку при­бора.

Передача от трубчатой пружины к стрелке 2 осуществляется зубчатым сек­тором 7 и трибкой на оси стрелки 4. Пру­жина (волосок) 6 на оси стрелки компенси­рует влияние зазоров в передаточном ме­ханизме. Предусмотрены две регулировки манометра: нулевая — подгибанием усика ограничительной пластины 3, и масштаб­ная — подгибанием рычага сектора 7.

Погрешность измерения манометра МД234 при температуре 20 “С не должна превышать -)—0,4 кгс/см2 на всех отметках шкалы 1.

Сигнализатор аварийного давления масла. Датчик ММ111-Б состоит из корпу­са 9 (рис. 15.10) и изолятора 4. Между корпусом и изолятором зажаты неподвиж­ный контакт 7 и диафрагма 8 с толкателем 6. Подвижный контакт 1 прижимается к не­подвижному 7 пружиной 5, которая вы­полняет роль чувствительного элемента датчика. Войлочный фильтр 3 с пропиткой 10%-ным раствором водоотталкивающей жидкости R0926 служит для того, чтобы давление в надмембранной плоскости было равным внешнему атмосферному.

Датчик аварийного давления масла ММ111-Б ЗИЛ-133

Рис. 15.10. Датчик аварийного давления масла ММ111-Б

Под действием давления масла в системе смазки эластичная диафрагма удерживает пружину в сжатом состоянии и, следова­тельно, контакты в разомкнутом. При сни­жении давления до 0,4—0,8 кгс/см2 под давлением пружины контакты замыкаются и контрольная лампа, встроенная в ма­нометр МД234, загорается.

Подключение в схему автомобиля осу­ществляется прн помощи штекера 2.

Воздушные манометры. Для контроля давления воздуха в контурах передних и задних тормозов применяются маномет­ры с трубчатой пружиной; на автомобиле ЗИЛ-133Г2 — МД213 (двухстрелочный); на автомобилях ЗИЛ-133ВЯ, 133ГЯ — два однострелочных манометра 13.3830. Принцип работы и конструкция указанных манометров аналогичны манометру МД234.