Обязательное и дополнительное оборудование автомобилей
Каждый автомобиль заводом-изготовителем снабжается обязательным комплектом инструмента и принадлежностей, необходимых для обеспечения эксплуатации как одиночного автомобиля, так и автомобиля-тягача и прицепа (полуприцепа). Комплект инструмента обеспечивает проведение технического обслуживания и большинства операций текущего ремонта. Отличие в конструкции одиночных автомобилей от автомобилей-тягачей (главным образом в части силовых агрегатов) обусловливает различие комплектов инструмента и принадлежностей между собой. Базовым является комплект инструмента для одиночного автомобиля ЗИЛ-133Г2.
Для автомобиля-тягача этот комплект дополняется некоторыми оригинальными ключами и приспособлениями, прилагаемыми к силовому агрегату КамАЗ: съемником для форсунок, воротком для проворачивания коленчатого вала двигателя и др. В то же время из базового комплекта исключен инструмент, который на автомобиле-тягаче не применяется (пусковая рукоятка, ключ-щуп для контактов прерывателя-распределителя зажигания, ключ для свечей и др.).
В комплект водительского инструмента, подлежащий обязательной поставке для автомобилей ЗИЛ-133Г2, входит набор обычных, накидных и торцовых ключей, воротков к торцовым ключам, монтажных лопаток для шин колес, молоток, зубила, бородки, плоскогубцы, отвертки, пусковая рукоятка. Предусмотрена также комплектация автомобиля шинным манометром, щупом для установки зазора контактов в прерывателе-распределителе.
Для обслуживания в пути, при ремонте и для других эксплуатационных потребностей автомобиль снабжается гидравлическим домкратом грузоподъемностью 12 т, шлангом длиной 12 м для накачивания шин, шлангом для перекачивания топлива и шприцем для консистентной смазки. В автомобилях-тягачах ЗИЛ-133 с двухпроводной тормозной системой шланг для накачивания шин служит также для подключения пневмосистемы тягача в случае буксировки с неработающим двигателем. При необходимости буксировки автомобилей с различными тормозными системами, к наконечнику шланга, имеющего накидную гайку M 16 х 1,5, привертывается переходной штуцер с резьбой М16 X 1,5 с одной стороны и конической резьбой 3/8" с другой для ввертывания в воздушный баллон взамен пробки (заглушки).
Дополнительное оборудование и размещение его на автомобиле
Для обеспечения эксплуатации автомобилей в особых условиях предусмотрен комплект дополнительного снаряжения (оборудования), прикладываемого к автомобилю либо устанавливаемого на автомобиль по особому требованию потребителя-заказчика за дополнительную плату.
К дополнительному оборудованию относятся предпусковой подогреватель и утеплительный чехол двигателя, надставки переднего и боковых бортов платформы, полотнище размером 2,6 X 6,4 м для на- крывания груза, тент с каркасом (для платформ с бортами без надставок), детали крепления огнетушителя, шанцевого инструмента, бидонов (канистр) вместимостью 10 и 20 л.
На автомобилях предусмотрены места для установки и крепления дополнительного оборудования. При установке названного оборудования выполняются только монтажные работы. Указания по монтажу приведены в Инструкции по эксплуатации автомобиля. Рассмотрим подробнее некоторые вопросы, связанные с применением дополнительного оборудования.
Утеплительный чехол. Предназначен для защиты радиатора системы охлаждения от интенсивного остывания. Для регулировки площади перекрытия радиатора служит клапан утеплительного чехла, удерживаемый с помощью фиксаторов в необходимом положении.
Чехол рекомендуется использовать при окружающей температуре ниже —10 °С. Чехол устанавливается снаружи на облицовку радиатора и крепится вверху крючками за болты замка капота, а внизу — посредством кольца на резиновом шнуре за скобы, поддерживающие провода к подфарникам.
Для обеспечения наивыгоднейшего теплового режима работы двигателя и улучшения работы системы отопления кабины рекомендуется в случае необходимости открывать клапаны чехла по диагонали. При этом правый (по ходу движения автомобиля) клапан должен быть открыт так, чтобы входное отверстие воздуховода к отопителю кабины было открыто. Это обеспечивает постоянный приток свежего воздуха по воздухопроводу в кабину.
По окончании зимнего периода эксплуатации утеплительный чехол следует очистить от грязи, высушить и сдать на хранение на склад. На автомобиле место для хранения утеплительного чехла ие предусмотрено.
Надставки переднего и боковых бортов платформы. Обеспечивают более полное использование грузоподъемности автомобиля и увеличивают его грузовместимость при перевозках грузов с малой объемной массой. Для установки надставок необходимо в соответствующие гнезда переднего борта, боковых откидных стоек и гнезда в обвязке платформы у заднего борта поставить стойки для наращивания бортов, после чего установить надставки. Конструкцией запоров и крепления предусмотрена возможность открывания бортов платформы без демонтажа надставок.
Полотнище. Служит для накрывания груза, расположенного в пределах высоты бортов платформы. Крепится полотнище хлопчатобумажным канатом (шнуром) за крюки, расположенные на внешней стороне бортов. Применять полотнище рекомендуется не только для защиты груза. Исследования показывают, что на оборудованных полотнищами автомобилях удельный расход топлива снижается примерно на 3%.ё
Тент. Установка тента предусмотрена на каркасе типа «домик». В гнезда, расположенные в обвязке платформы и в откидных стойках, устанавливаются 8 стоек. Задние стойки дополнительно крепятся к объвязке снизу болтами Ml Ох 30. Стойки каркаса скрепляются между собой дугами и распорками. К стойкам приварены гнезда для входящих в комплект досок, образующих решетчатую надставку бортов.
Тент изготовлен из лавсановой ткани с полихлорвинилхлоридным покрытием. Для удобства пользования тент разделен на полотнища — переднее, заднее и 6 боковых (по 3 с каждой стороны платформы по длине откидных бортов). Полотнища между собой имеют вертикальную шнуровку из хлопчатобумажного ремня (тесьмы). Для того чтобы ремень не вытягивался из скоб под воздействием колебаний тента при движении автомобиля, надо конец ремня вторично пропускать в скобу либо делать узел.
В переднем полотнище тента предусмотрены вентиляционные отверстия, защищенные перфорированным металлическим листом с отверстиями диаметром 9 мм. Снаружи на перфорированный лист устанавливается металлическая сетка, защищенная козырьком, выполненным из материала тента.
Крепление тента к каркасу при его установке надо производить во всех точках, всеми ремнями. Особое внимание следует обращать на крепление ремнями боковых полотнищ к доскам — это исключает парусность боковых полотнищ и улучшает обзорность в боковые зеркала заднего вида.
Крепление нижнего края тента к бортам платформы осуществляется хлопчатобумажным шнуром за специальные крючки на внешней стороне бортов. Для удобства эксплуатации принято раздельное крепление каждого полотнища тента (за исключением среднего и заднего боковых, объединенных единым шнуром). Рекомендуется концы шнуров убирать под тент во избежание их излишнего загрязнения. Снятие и установка тента и каркаса — довольно трудоемкая операция, однако особых затруднений не вызывает. Для выполнения этой работы необходимо не менее двух человек.
При температуре наружного воздуха ниже —15 °С следует при снятии тента складывать его по возможности с большими радиусами изгибов во избежание разрушения защитной пленки.
Крепление шанцевого инструмента, огнетушителя и бидонов.
Заводом предусмотрена комплектация автомобилей шанцевым инструментом, в который входят топор, пила и лопата. Размещается этот инструмент в кабине (топор и пила на задней панели в зажимах) и под платформой (лопата). Детали для крепления инструмента заводом устанавливаются по требованию потребителя.
Детали для крепления бидонов на автомобиле выдаются потребителю для установки по их своему усмотрению на отведенные для них места.